Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей |
|
Степиной Л.В. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
|
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от индивидуального предпринимателя Исаенкова А.В. (214019, г. Смоленск, ул. Молодежная, д. 16, кв. 37, ОГРН 311673221400071, ИНН 673106492831) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.05.2012 (судья Алмаев Р.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 (судьи Капустина Л.А., Тучкова О.Г., Рыжова Е.В.) по делу N А62-7922/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Исаенков А.В. обратился в Арбитражный суд Смоленской области к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа уполномоченного органа в установлении выкупной цены, составляющей 0,15% кадастровой стоимости, следующих земельных участков: с кадастровым номером 67:27:0011010:20 площадью 1150 кв.м.; с кадастровым номером 67:27:0011010:24 площадью 1499 кв.м.; с кадастровым номером 67:27:0011010:23 площадью 992 кв.м., расположенных по адресу: г. Смоленск, п. Торфопредприятие.
Решением арбитражного суда от 29.05.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 указанный судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, Департамент обжаловал их в порядке кассационного производства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установлено судом, предпринимателю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Смоленск, п. Торфопредприятие: мастерская (расположена на земельном участке площадью 992 кв. метра, с кадастровым номером 67:27:0011010:23); склад (расположен на участке площадью 1150 кв. метров, с кадастровым номером 67:27:0011010:20); материальный склад (расположен на участке площадью 1499 кв. метра, кадастровый номер 67:27:0011010:24).
Указанные объекты были приобретены предпринимателем по договорам купли-продажи от 11.03.2011 и от 17.02.2011, заключенным с Супруновым Л.П. и Беловым К.С. соответственно.
Ранее указанные объекты недвижимости находились в хозяйственном ведении государственного строительно-монтажного предприятия "Смоленсктопстрой" и по ряду сделок перешли из государственной собственности Смоленской области к заявителю.
Предприниматель в сентябре 2011 года обратился в департамент с просьбой предоставить ему в собственность земельные участки под вышеуказанными объектами недвижимости по льготной цене, установленной Законом о введении в действие Земельного кодекса и Законом Смоленской области.
Отказывая заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков по льготной цене, Департамент сослался на тот факт, что объекты недвижимости, расположенные на этих земельных участках, отчуждались из государственной собственности не в порядке, установленном законодательством о приватизации.
Не согласившись с указанными действиями уполномоченного органа, ИП Исаенков А.В. обжаловал их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащем императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В пункте 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) предусматривалось, что до 01.01.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, по цене в пределах 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О разъяснено, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок. Ограничительное толкование положения пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса привело бы к нарушению закрепленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственнику недвижимого имущества, как субъектам права, находящимся в равном положении.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Смоленской области N 69-З, действовавшим в спорный период, устанавливалось, что до 01.01.2012 лица, указанные в пункте 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене, составляющей 0,15% кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Департаментом, объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, отчуждались из государственной собственности Смоленской области в порядке их приватизации.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обосновано признал незаконными оспариваемые действия Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Доводы заявителя кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как основаны на ошибочном толковании вышеуказанных норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.05.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по делу N А62-7922/2011 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О разъяснено, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок. Ограничительное толкование положения пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса привело бы к нарушению закрепленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственнику недвижимого имущества, как субъектам права, находящимся в равном положении.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Смоленской области N 69-З, действовавшим в спорный период, устанавливалось, что до 01.01.2012 лица, указанные в пункте 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене, составляющей 0,15% кадастровой стоимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 октября 2012 г. N Ф10-3737/12 по делу N А62-7922/2011