г. Калуга |
|
18 октября 2012 г. |
Дело N А08-8173/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2012.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.,
судей:
Смолко С.И., Шелудяева В.Н.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - открытого акционерного общества "КМАпроектжилстрой" (ОГРН 1023102357266, мкр. Олимпийский, 62, г. Старый Оскол, Белгородская обл., 309511) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (Соборная площадь, 4, г. Белгород, 308005) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "МРСК Центра - "Белгородэнерго" (ОГРН 1046900099498, ул. Преображенская, д. 42, г. Белгород, 308000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "КМАпроектжилстрой" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.01.2012 (судья Головина Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 (судьи Протасов А.И., Ольшанская Н.А., Сергуткина В.А.) по делу N А08-8173/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "КМАпроектжилстрой" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) N 9/12 от 29.07.2011 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра" - филиала "Белгородэнерго" по индивидуальному проекту объекта ОАО "КМАпроектжилстрой" (энергетическая установка с двумя генераторами, Белгородская область, г. Старый Оскол, микрорайон Надежда) и обязании Комиссии установить плату за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Белгородэнерго" (далее - "МРСК Центра-"Белгородэнерго") в соответствии с действующим законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "МРСК Центра" - "Белгородэнерго".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 27.01.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, неприменение закона, подлежащего применению.
В отзыве на кассационную жалобу Комиссия полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имеется, приказ N 9/12 от 29.07.2011 не нарушал прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а в настоящее время отменен, просит оставить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу ОАО "КМАпроектжилстрой" - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителей жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось к ОАО "МРСК Центра" с заявкой на технологическое присоединение энергетической установки с двумя генераторами, расположенной по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, микрорайон "Надежда".
03.08.2011 "МРСК Центра-"Белгородэнерго" направило в адрес ОАО "КМАпроектжилстрой" для подписания договор N 40124658/3100/07326/10 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Приказом Комиссии от 29.07.2011 N 9/12 установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра" - "Белгородэнерго" по индивидуальному проекту объекта ОАО "КМАпроектжилстрой" (энергетическая установка с двумя генераторами, Белгородская область, г. Старый Оскол, микрорайон Надежда) с заявленной мощностью 4028 кВт в размере 19473090 рублей (без учета НДС).
Считая приказ от 29.07.2011 N 9/12 незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Комиссией правомерно рассчитана плата за технологическое присоединение.
Коллегия судей кассационной инстанции, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861 утверждены "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения: а) подача заявки юридическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение и увеличение объема присоединенной мощности, б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"); фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Таким образом, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. При этом заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Раздел II п. 16 указанных Правил предусматривает порядок заключения договора на технологическое присоединение, при этом размер оплаты является существенным условием данного договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, пунктами 16, 17 Правил, пунктом 87 Постановления Правительства N 1178 от 29.12.2011 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пунктом 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 N 365-э/5 (далее - Методические указания), размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства и должен компенсировать плановые экономически обоснованные расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям.
То есть, размер платы за технологическое присоединение, являясь существенным условием договора, определяется исходя из состава мероприятий которые должны выполнить стороны при конкретном технологическом присоединении.
В силу пункта 29 Правил, включение объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, означает наличие технической возможности технологического присоединения и является основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 28 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 30 Правил в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Из содержания указанного пункта следует, что он распространяется только на случаи, когда строительство объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционную программу, входит в обязанности сетевой организации при осуществлении технологического присоединения и когда потребитель, обратившийся за технологическим присоединением и заказавший строительство сетевой компании будет обязан впоследствии оплатить не только услуги по технологическому присоединению, но и возместить сетевой компании расходы по строительству.
Расходы по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей включаются в размер платы за технологическое присоединение, подлежащий взысканию с заявителя, обратившегося за таким технологическим присоединением энергопринимающих устройств.
Поскольку, объект ОАО "КМАпроектжилстрой" не вошел в инвестиционную программу "МРСК Центра-"Белгородэнерго" на 2010 год, в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения запрашиваемой Обществом мощности, сетевая организация обратилась в адрес Комиссии для утверждения тарифа на услуги за технологическое присоединение энергетической установки с двумя генераторами.
На основании вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что приказ Комиссии от 29.07.2011 N 9/12 является законным и обоснованным, принятым в соответствии в вышеназванными требованиями законодательных и иных нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения.
Требование заявителя кассационной жалобы об обязании Комиссии установить плату за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра-"Белгородэнерго" по индивидуальному проекту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не может быть удовлетворено, в связи со следующим.
В письме "МРСК Центра-"Белгородэнерго" от 03.08.2011 "О подписании договоров" сообщило Обществу, что согласно пункта 15 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ 27.04.2004 года N 861, в случае не подписания договора в течение шестидесяти календарных дней, с момента получения, поданное Вами заявление считается аннулированным автоматически.
В связи с тем, что договор на технологическое присоединение с филиалом ОАО "МРСК Центра-"Белгородэнерго" со стороны ОАО "КМАпроектжилстрой" не был подписан в установленный срок, а также срок действия выданных 15.04.2010 года технических условий N 3-7 истек, коллегией Комиссии на основании уведомления сетевой организации было принято решение об отмене приказа Комиссии от 29.07.2011 N 9/12.
Суд кассационной инстанции считает, что судами обеих инстанций при всестороннем и полном исследовании обстоятельств дела, надлежащей правовой оценке доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняты правильные судебные акты об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.01.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 по делу N А08-8173/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
...
В письме "МРСК Центра-"Белгородэнерго" от 03.08.2011 "О подписании договоров" сообщило Обществу, что согласно пункта 15 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ 27.04.2004 года N 861, в случае не подписания договора в течение шестидесяти календарных дней, с момента получения, поданное Вами заявление считается аннулированным автоматически."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2012 г. N Ф10-3627/12 по делу N А08-8173/2011