Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
|
Степиной Л.В. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
|
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (394036, г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 5а, ОГРН 1073667025728, ИНН/КПП 3666145300/366601001) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от закрытого акционерного общества "Опытно-конструкторское бюро моторостроения" (394006, г. Воронеж, ул. Ворошилова, 22, ОГРН 1053600279226, ИНН/КПП 3665050590/366501001) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Панова А.В. (г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 45, кв. 9) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Губина Е.Г. (г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 8 кв. 86) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.04.2012 (судья Федосова С.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 (судьи Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л., Донцов П.В.) по делу N А14-1707/2011,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - УПФР в г. Воронеже, Управление, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с Закрытого акционерного общества "Опытно-конструкторское бюро моторостроения" (далее - ответчик, Общество, ЗАО "ОКБМ") финансовых санкций за представление неполных и недостоверных индивидуальных сведений в размере 9169,05 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 указанный судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, УПФР в городе Воронеже обжаловало их в порядке кассационного производства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установлено судом, Управлением была проведена документальная проверка достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений застрахованных лиц в части специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с особыми условиями труда.
По итогам проведенной проверки был составлен акт от 19.04.2010 N 3-13, согласно которому сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные ЗАО "ОКБМ" за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 на Панова А.В. и за период с 01.01.2008 по 31.09.2009 на Губина Е.Г., признаны недостоверными; страхователю было предложено представить корректирующие формы индивидуальных сведений.
Поскольку корректирующие формы в отношении указанных лиц представлены не были, Управлением 12.07.2010 составлен акт N 12 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
По результатам проверки принято решение от 10.08.2010 от N 12, согласно которому Общество привлечено к ответственности за предоставление в Пенсионный фонд недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде взыскания штрафа в размере 9169,05 руб. по п. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
На основании решения в адрес Общества направлено требование от 10.08.2010 N 12, которым ЗАО "ОКБМ" предложено уплатить указанную сумму финансовых санкций.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке, Управление обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных указанным Федеральным законом.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Согласно пункту 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно п. 2 ст. 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 537 от 18.07.2002 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утвержден, в том числе, Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 1) и Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях) (далее - Список N 2).
В соответствии с позициями 2150400б-24097 и 2150400б-25476 подраздела 4 "Термическая обработка" раздела XIV "Металлообработка" Списка N 2 право на льготное пенсионное обеспечение имеют, соответственно, начальники участков нагревательных печей, закалки, отжига, цементации, травления и термообработки, а также энергетики цехов.
При этом подразделом 4 "Термическая обработка" раздела XV "Металлообработка" ранее действовавшего Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173, к должностям, дающим право на льготное исчисление стажа, отнесены, в частности, энергетики, а также начальники отделений, пролетов, участков и смен: нагревательных печей, закалки, отжига, цементации, травления и термообработки.
Пунктом 1 Постановления Минтруда РФ от 01.04.2003 N 15 "Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных, в частности, Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список N 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При оценке достоверности индивидуальных сведений в части специального трудового стажа следует руководствоваться Разъяснением Минтруда России от 22.05.1996 N 5.
Квалификационным справочником должности руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда РФ N 37 от 21.08.1998, определены должностные обязанности начальника цеха (участка).
Как следует из материалов дела, Панов А.В. и Губин Е.Г., являясь работниками ЗАО "ОКБМ", исполняли обязанности начальника гальвано-термического участка и энергетика гальвано-термического участка соответственно.
Учитывая характер технологических процессов, осуществляемых в гальвано-термическом участке, а также наличие аттестации вышеназванных рабочих мест, суд обосновано пришел к выводу о том, что для целей пенсионного обеспечения начальник гальвано-термического участка подпадает под перечень профессий, определенных Списком N 2 - позиция 2150400б-24097 подраздела 4 "Термическая обработка" раздела XIV "Металлообработка", а энергетик гальвано-термического участка - Списком N 2 - позиция 2150400б-25476 подраздела 4 "Термическая обработка" раздела XIV "Металлообработка".
Указанные выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обосновано признал достоверными сведения о стаже работы Панова А.В. и Губина Е.Г., подлежащем учету при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии.
С учетом изложенного, решение УПФР по городу Воронежу от 10.08.2010 N 12 о привлечении ЗАО "ОКБМ" к финансовой ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 является неправомерным, а поэтому суд обосновано отказал заявителю в удовлетворении требований о взыскании указанного штрафа.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу N А14-1707/2011 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая характер технологических процессов, осуществляемых в гальвано-термическом участке, а также наличие аттестации вышеназванных рабочих мест, суд обосновано пришел к выводу о том, что для целей пенсионного обеспечения начальник гальвано-термического участка подпадает под перечень профессий, определенных Списком N 2 - позиция 2150400б-24097 подраздела 4 "Термическая обработка" раздела XIV "Металлообработка", а энергетик гальвано-термического участка - Списком N 2 - позиция 2150400б-25476 подраздела 4 "Термическая обработка" раздела XIV "Металлообработка".
Указанные выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обосновано признал достоверными сведения о стаже работы Панова А.В. и Губина Е.Г., подлежащем учету при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии.
С учетом изложенного, решение УПФР по городу Воронежу от 10.08.2010 N 12 о привлечении ЗАО "ОКБМ" к финансовой ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 является неправомерным, а поэтому суд обосновано отказал заявителю в удовлетворении требований о взыскании указанного штрафа."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 октября 2012 г. N Ф10-3804/12 по делу N А14-1707/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17228/12
13.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17228/12
31.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3804/12
18.07.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3034/12
19.04.2012 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-1707/11
12.04.2012 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-1707/11