Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Степиной Л.В. |
Судей: |
|
Шелудяева В.Н. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
|
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 37) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от индивидуального предпринимателя Гнатюк Татьяны Николаевны (ОГРН 309682934200045) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от третьих лиц: |
|
|
общества с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор" (150001, г. Ярославль, Московский проспект, д. 12, ИНН 7605016030) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.03.2012 (судья Краснослободцев А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Донцов П.В.) по делу N А64-10765/2011,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее по тексту - Управление, Пенсионный фонд, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Гнатюк Татьяны Николаевны (далее также - предприниматель) финансовых санкций в сумме 16882,30 руб. за несвоевременное предоставление за первый квартал 2011 года сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор" (далее - ООО "Компания "Тензор", Общество).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.03.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Пенсионный фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные решение и постановление отмене или изменению не подлежат.
Как усматривается из материалов дела, Гнатюк Татьяна Николаевна является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирована в Управлении Пенсионного фонда в качестве страхователя.
Фондом установлен факт непредставления страхователем в установленный срок - до 15.05.2011 необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета сведений за первый квартал 2011 года. Согласно акту от 14.06.2011 N 9427/9427 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предприниматель представил данные сведения 17.05.2011, то есть с нарушением названного срока.
По результатам рассмотрения данного акта Фондом принято решение от 20.07.2011 N 5624/5624, которым предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 16882,30 руб.
Управлением 23.08.2011 предпринимателю выставлено требование N 5337/5337 с предложением в добровольном порядке в срок до 09.09.2011 уплатить штраф в указанной сумме, неисполнение которого послужило основанием для обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая Фонду в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в действиях предпринимателя отсутствует состав правонарушения в виде непредставления в установленные сроки сведений за первый квартал 2011 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку упомянутые сведения были представлены в установленный законом срок.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предприниматель признается застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
Абзац 3 части 2 статьи 14 названного закона вменяет в обязанность страхователю представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Абзацем 2 части 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Порядок и особенности обмена документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам в системе органов Пенсионного фонда определен Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, распоряжением которого от 11.10.2007 N 190р утверждены технология, регламент и протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (СЭД ПФР), а также регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
Пунктом 7 технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в СЭД ПФР предусмотрено, что абонент СЭД ПФР осуществляет обмен документами с соответствующим органом Пенсионного фонда в электронном виде с электронной цифровой подписью (ЭЦП) по каналам связи, используя для этого программное обеспечение абонента.
Обмен документами между страхователем и органом Пенсионного фонда осуществляется в несколько этапов: отправка электронного документа страхователем; поступление его в орган Пенсионного фонда и выдача последним соответствующей квитанции о поступлении электронного документа страхователю; принятие документа фондом к обработке и выдача страхователю протокола о принятии документа к обработке или об отказе в принятии поступившего документа к обработке.
При необходимости, обусловленной сбоями в системе электронного документооборота, недостатками в оформлении отправленного страхователем документа, иными причинами, связанными с оформлением и отправкой документа, указанная процедура может быть повторена.
При этом факт поступления соответствующего документа, а соответственно, и факт исполнения обязанности по представлению органу Пенсионного фонда сведений и документов, установленных законодательством о страховых взносах, фиксируется квитанцией о поступлении документа в орган Пенсионного фонда вне зависимости от дальнейшего принятия его к обработке или отказа от принятия к обработке.
Наличие у страхователя квитанции о поступлении документа в систему электронного документооборота фонда подтверждает факт исполнения им обязанности по представлению органу Пенсионного фонда сведений и документов, предусмотренных законодательством о страховых взносах, и исключает возможность привлечения его к ответственности за неисполнение этой обязанности.
Судом установлено, что, индивидуальный предприниматель Гнатюк Т.Н. заключила с Пенсионным фондом соглашение об обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи от 16.03.2010, регулирующее порядок обмена документами персонифицированного учета между страхователем и органом Пенсионного фонда.
В соответствии с соглашением Управление взяло на себя обязательства обеспечить функционирование всего необходимого с его стороны оборудования для обмена электронными документами с предпринимателем Гнатюк Т.Н. - абонентом системы.
Предприниматель обязывался обеспечить функционирование оборудования, необходимого для обмена электронными документами со стороны абонента; заключить договор об оказании услуг на изготовление и сертификацию ключей шифрования и электронной цифровой подписи (ЭЦП) с одним из поставщиков услуг, рекомендованных органом Пенсионного фонда.
Стороны соглашения договорились, что фактом доставки электронного документа является формирование принимающей стороной квитанции о доставке электронного документа.
26.01.2010 предпринимателем был заключен сублицензионный договор N 689003009 на подключение и оказание услуг по передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи с ООО "Компания "Тензор".
Предпринимателем по телекоммуникационным каналам связи Общества 14.05.2011 были направлены расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета за первый квартал 2011 года.
Квитанция о получении от предпринимателя сведений персонифицированного учета сформирована программным комплексом лишь 17.05.2011 ввиду сбоя в работе ЭОД Пенсионного фонда, поэтому представленные предпринимателем сведения, не прошли обработку и своевременно не поступили в Управление.
Часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суды обеих инстанций пришли к выводу, что фактически предпринимателем необходимая отчетность представлена 14.05.2011, и, установив, что несвоевременная обработка сведений произведена и квитанция о поступлении отчетности сформирована по независящим от предпринимателя причинам, так как эти сведения не были переданы именно оператором, заключили, что предприниматель Гнатюк Т.Н. не допустила нарушения установленного срока представления отчетности.
Суды, руководствуясь положениями статей 40, 42, 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не усмотрели в действиях предпринимателя вины во вменяемом ему нарушении.
При этом суды указали, что акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.06.2011 N 9427/9424 и решение по нему от 20.07.2011 N 5624/5624 не соответствуют требованиям части 5 статьи 38, статье 39 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку в указанных акте и решении зафиксированы только сведения о представлении предпринимателем Гнатюк Т.Н. сведений индивидуального (персонифицированного) учета 17.05.2011, т.е. с нарушением установленного срока. Между тем акт и решение не содержат описания обстоятельств, при которых допущено это нарушение, в том числе, в части доводов предпринимателя о том, что фактически сведения персонифицированного учета представлены в систему электронного документооборота фонда до истечения установленного срока их представления, однако, не были приняты фондом по причине технического сбоя в его программном комплексе.
Учитывая изложенное, суды признали, что сам по себе факт формирования программным комплексом фонда квитанции о приеме документов от страхователя 17.05.2011, в отрыве от оценки обстоятельств, при которых были представлены документы в электронном виде, не является доказательством наличия в действиях предпринимателя Гнатюк Т.Н. состава правонарушения, за которое предусмотрена ответственность частью 3 статьи 17 Федерального закона от01.04.1996 N 27-ФЗ.
Таким образом, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Фонда оснований для начисления спорной суммы финансовой санкции и правомерно отказали последнему в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу пределов полномочий, установленных статьей 286 и частью 2 статьи 287 АПК РФ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.03.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу N А64-10765/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь положениями статей 40, 42, 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не усмотрели в действиях предпринимателя вины во вменяемом ему нарушении.
При этом суды указали, что акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.06.2011 N 9427/9424 и решение по нему от 20.07.2011 N 5624/5624 не соответствуют требованиям части 5 статьи 38, статье 39 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку в указанных акте и решении зафиксированы только сведения о представлении предпринимателем Гнатюк Т.Н. сведений индивидуального (персонифицированного) учета 17.05.2011, т.е. с нарушением установленного срока. Между тем акт и решение не содержат описания обстоятельств, при которых допущено это нарушение, в том числе, в части доводов предпринимателя о том, что фактически сведения персонифицированного учета представлены в систему электронного документооборота фонда до истечения установленного срока их представления, однако, не были приняты фондом по причине технического сбоя в его программном комплексе.
Учитывая изложенное, суды признали, что сам по себе факт формирования программным комплексом фонда квитанции о приеме документов от страхователя 17.05.2011, в отрыве от оценки обстоятельств, при которых были представлены документы в электронном виде, не является доказательством наличия в действиях предпринимателя Гнатюк Т.Н. состава правонарушения, за которое предусмотрена ответственность частью 3 статьи 17 Федерального закона от01.04.1996 N 27-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2012 г. N Ф10-3928/12 по делу N А64-10765/2011