Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 12.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
Судей: |
Шелудяева В.Н. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: | |
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, г. Воронеж, пл. им. Ленина, д. 12, 394006) |
- Алексеевой Ю.В. - представителя (доверенность от 24.08.2012 N280); |
от общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" (ОГРН 1073668006686, г. Воронеж, ул. Землячки, д. 1, 394033) |
- Михайлова В.В. - представителя (доверенность от 18.05.2012 N26/13/12 СД); - Расташанского М.Ю. - представителя (доверенность от 16.10.2012 N16/1012 СД); |
от третьих лиц: |
общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоГаз" (ОГРН 1093668004451, г. Воронеж, ул. Землячки, д. 1, 394033) |
- Колесниковой К.С. - представителя (доверенность от 10.04.2011 б/н.); - Щипановской Н.А. - представителя (доверенность от 10.04.2011 б/н.); |
Киржанова Вадима Викторовича |
- Колесниковой К.С. - представителя (доверенность от 23.04.2012 N 36АБ 0635124); - Щипановской Н.А. - представителя (доверенность от 23.04.2012 N 36АБ 0635124); |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полидановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.05.2012 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Донцов П.В.) по делу N А14-13001/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в непринятии решения о предоставлении заявителю в собственность доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0105031:77 общей площадью 420 038 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки, д.1, на котором находятся объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, и требованием обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, приняв в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта решение о предоставлении Обществу в собственность доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0105031:77 общей площадью 420 038 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки, д. 1 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя судом привлечены ООО "ТеплоЭнергоГаз", Киржанов Вадим Викторович.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.05.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и отказать Обществу в удовлетворении его заявления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Судом установлено, что ООО "ПромИнвест" является собственником 32 объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки, д. 1, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации прав.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0105031:77 общей площадью 420 038 кв. м по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки, д. 1.
Помимо объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "ТеплоЭнергоГаз" (отдельно стоящее здание площадью 487, 7 кв.м, свидетельство о государственной регистрации права от 09.11.2009 36-АВ 610151) и Киржанову Вадиму Викторовичу (нежилое здание площадью 3635, 7 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 01.04.2010 36-АВ 810059).
21.09.2011 ООО "ПромИнвест" и указанные лица обратились в Департамент с заявлениями о предоставлении в собственность за плату доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0105031:77 общей площадью 420 038 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки, д. 1, на котором расположены их объекты недвижимости.
Письмом от 08.10.2011 N 17-84230 Департамент отказал в принятии решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка, сообщив заявителям, что для принятия решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка необходимо предоставить дополнительно документы, предусмотренные Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
26.10.2011 ООО "ПромИнвест", ООО "ТеплоЭнергоГаз", Киржанов В.В. повторно обратились в Департамент с заявлениями о предоставлении в собственность за плату доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0105031:77 общей площадью 420 038 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки, д. 1, приложив к заявлениям необходимые документы.
Письмом от 28.10.2011 N 17 - 8925з Департамент сообщил заявителям, что в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" Департаментом сделаны запросы в Управление Росреестра по Воронежской области о предоставлении выписок из ЕГРПН о правах на испрашиваемый земельный участок, а также на здания, строения и сооружения, расположенные на приобретаемом земельном участке.
В письмах от 16.12.2011 и 20.01.2012 Департамент проинформировал заявителей, что в результате рабочей встречи, состоявшейся в Департаменте 13.12.2012 с участием представителей заявителей, "выработан алгоритм оформления правоустанавливающих документов" на спорный земельный участок, после проведения заявителями указанных мероприятий Департаментом будет принято решение в соответствии с действующим законодательством.
12.03.2012 (в ходе рассмотрения настоящего спора) Департамент сообщил заявителям, что вопрос о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность не представляется возможным рассмотреть положительно, поскольку на объекты, расположенные на спорном земельном участке (подъездной железнодорожный путь, асфальтовое покрытие, электрическая подстанция и др.) не предоставлены правоустанавливающие документы, а также в связи с тем, что на земельном участке расположены ВЛ-110 кВ N 51, 52 (ЛЭП), принадлежащие ОАО "МРСК Центра". Департамент рекомендовал заявителям приобрести спорный земельный участок в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Кроме того, письмом от 05.05.2012 N 17-4254 Департамент сообщил заявителям, что информация, предоставленная Управлением Росреестра по Воронежской области (запросы о предоставлении выписок из ЕГРПН о правах на испрашиваемый земельный участок, а также на здания, строения и сооружения, расположенные на приобретаемом земельном участке) не позволяет однозначно исключить возможность нарушения прав третьих лиц в случае предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с чем, Департаментом повторно направлены запросы о предоставлении выписок из ЕГРПН о правах на испрашиваемый земельный участок, а также на здания, строения и сооружения, расположенные на приобретаемом земельном участке.
Общество, полагая, что не рассмотрение Департаментом заявления по существу в установленный срок и непринятие по нему решения является незаконным отказом в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 3 названной статьи в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено названным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок указанные граждане или юридические лица в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления названного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 названной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к обоснованному выводу о том, что Общество, являясь собственником объектов недвижимости, имеющим право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило Департаменту все документы необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, и предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации как от 30.10.2007 N 370, так и от 13.09.2011 N 475).
Помимо этого, суды первой и апелляционной инстанций заключили, что заявителем были предоставлены документы, подтверждающие принятие необходимых мер, позволяющих учитывать права и законные интересы третьих лиц и избежать нарушения прав последних в случае предоставления спорного земельного участка в собственность Обществу.
В связи с изложенным суды пришли к выводу о нарушении норм действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя, а потому удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция считает, что указанный судом способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, соответствует предмету заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций, эти доводы представляли правовую позицию Департамента и в целом направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств, в связи с чем в силу статьи 286 что Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняются.
Нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены судами двух инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.05.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 по делу N А14-13001/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Степина Л.В. |
Судьи |
Шелудяев В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 названной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к обоснованному выводу о том, что Общество, являясь собственником объектов недвижимости, имеющим право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило Департаменту все документы необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, и предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации как от 30.10.2007 N 370, так и от 13.09.2011 N 475)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 ноября 2012 г. N Ф10-3862/12 по делу N А14-13001/2011