Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Смолко С.И. |
Судей: |
Шелудяева В.Н. |
|
Степиной Л.В. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от заявителя - ЗАО "Ноев Ковчег", г. Рязань, ОГРН 1036214000778 |
Куприянов В.Г. - дов. от 06.11.2012 |
от заинтересованного лица - Управления Росприроднадзора по Рязанской области, г. Рязань, ОГРН 1046209016831 от третьих лиц |
не явились
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.05.2012 (судья Ушакова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 (судьи Тиминская О.А., Игнашина Г.Д., Тимашкова Е.Н.) по делу N А54-2673/2012,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ноев Ковчег" (далее - Общество, ЗАО "Ноев Ковчег") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области (далее - Управление, Управление Росприроднадзора) о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года в сумме 36801,71 руб. (уточненные требования).
Третьими лицами без самостоятельных требований по делу выступали КПКГ "Региональные инвестиции", г. Рязань, МУП г. Рязани "Эколозащита", г. Рязань, Приокское Управление Ростехнадзора, г. Рязань.
Решением суда от 15.05.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований Общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судом двух инстанций норм материального права в части определения субъекта внесения платежа за негативное воздействие на окружающую среду, а также на необоснованное взыскание суммы платежа с Управления, которое не получало платежи в свою пользу.
В отзыве на кассационную жалобу МУП г. Рязани "Эколозащита" также просит отменить состоявшиеся судебные решения, соглашаясь с Управлением в той части, что Общество является собственником отходов, право собственности на отходы по договору не передавалось, платежи за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов должно вносить Общество.
В судебном заседании представитель Общества не согласился с доводами кассационной жалобы, ссылаясь на их несоответствие сложившейся судебной практике, и просил оставить принятые судебные решения без изменения.
Управление Росприроднадзора и третьи лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Приокское Управление Ростехнадзора и МУП г. Рязани "Эколозащита" ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав пояснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, ЗАО "Ноев Ковчег" осуществляет следующие виды деятельности: розничную и оптовую реализацию нефтепродуктов, оказание транспортных услуг, сервисное обслуживание автомобилей, розничную продажу автомобильных принадлежностей, организацию складского хозяйства.
29.06.2007 Управлением Ростехнадзора Обществу выданы лимиты до 29.06.2012 на размещение отходов I, IV, V классов опасности.
13.07.2009 Обществом в Управление представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года, по которому плата за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ составляет 490,97 руб., за выбросы от передвижного объекта - 64,16 руб., за размещение отходов в пределах установленных лимитов - 36801,71 руб., а всего 37356,84 руб.
Плата в указанном размере перечислена платежным поручением от 20.07.2009 N 2341.
Сопроводительным письмом от 17.10.2011 за N 271 Общество представило уточненный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за 2 квартал 2009 года, согласно которому подлежит внесению плата за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ - 490,97 руб., за выбросы от передвижного объекта - 64,16 руб., а всего 555,13 руб.
В связи с представлением уточненного расчета в этом же письме Общество просило возвратить излишне перечисленную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за 2 квартал 2009 года в размере 36801,71 руб.
Письмом от 16.11.2011 Управление отказало Обществу в возврате названной суммы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с указанным требованием.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел в выводу о необходимости удовлетворения требования Общества.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Ноев Ковчег" в результате своей деятельности осуществляет загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением выбросов загрязняющих веществ от стационарного и передвижного объектов в окружающую среду, в связи с чем является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Но из материалов дела не следует, что Общество занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
А поэтому у Общества отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов.
При таких обстоятельствах суд по праву удовлетворил иск.
Довод заявителя жалобы о том, что плату за размещение отходов осуществляет собственник этих отходов, несостоятелен, так как противоречит вышеназванному законодательству и сложившейся судебной практике.
Довод заявителя жалобы о том, что плата за загрязнение окружающей среды не вносится на лицевой счет Управления Росприроднадзора, а поэтому не может быть взыскана с Управления, был предметом исследования суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.05.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по делу N А54-2673/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 12 Закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Ноев Ковчег" в результате своей деятельности осуществляет загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением выбросов загрязняющих веществ от стационарного и передвижного объектов в окружающую среду, в связи с чем является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Но из материалов дела не следует, что Общество занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 ноября 2012 г. N Ф10-3923/12 по делу N А54-2673/2012