Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Степиной Л.В. |
|
Смолко С.И. |
При участии в заседании: |
|
от ОАО "Курскгидромеханизация" (Н.Гостинный пер., д. 10, г. Курск 305000, ИНН 462904057, ОГРН 1034637007217) |
Бушина С.В. - представителя (дов. N 144 от 16.01.2012, сроком до 31.12.2012), |
от Администрации Октябрьского района Курской области (ул. Октябрьская, д. 134, пос. Прямицыно, Октябрьский район, Курская область, 307200) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев кассационную жалобу Администрации Октябрьского района Курской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 (судьи В.А. Сергуткина, Е.А. Семенюта, П.В. Донцов) по делу N А35-9797/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Курскгидромеханизация" (далее - ОАО "Курскгидромеханизация") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением:
- о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского района Курской области, выразившегося в непринятии решения по вопросу предоставления ОАО "Курскгидромеханизация" в аренду земельного участка с кадастровым номером 46:17:111202:1 площадью 175 042 кв. м из земель промышленности, с целью разработки месторождения песка в соответствии с Законом "О недрах", расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, и не направлении в адрес ОАО "Курскгидромеханизация" проекта договора аренды указанного земельного участка,
- об обязании администрации Октябрьского района Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем принятия решения по вопросу предоставления ОАО "Курскгидромеханизация" в аренду земельного участка с кадастровым номером 46:17:111202:1 площадью 175 042 кв. м из земель промышленности, с целью разработки месторождения песка в соответствии с Законом "О недрах", расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, направив в адрес ОАО "Курскгидромеханизация" проект договора аренды данного земельного участка (уточненное заявление).
Решением суда, принятым по данному спору, в удовлетворении заявленного требования ОАО "Курскгидромеханизация" отказано полностью.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 указанный судебный акт отменен, заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Администрация обжаловала его в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснение представителя ОАО "Курскгидромеханизация", судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом, согласно лицензии на право пользования недрами от 30.12.2009 КРС N 80055 ТЭ ОАО "Курскгидромеханизация" является недропользователем участка недр месторождения Пойма "Восточный фланг" в Октябрьском районе Курской области с целью добычи общераспространенного полезного ископаемого - песка.
Данная лицензия предоставлена недропользователю по результатам открытого аукциона на право пользования участком недр месторождения Пойма "Восточный фланг" в соответствии с протоколом открытого аукциона от 30.10.2009 N 2, утвержденным приказом департамента экологической безопасности и природопользованию Курской области от 03.11.2009 N 146/01-12 "Об утверждении протоколов открытых аукционов на право пользования участками недр с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых".
С целью получения земельного участка для производственной деятельности по добыче песка в аренду сроком на 49 лет ОАО "Курскгидромеханизация" 07.12.2009 обратилось с заявлением в администрацию Октябрьского района Курской области. Заявителем испрашивался земельный участок с кадастровым номером 46:17:111202:1 площадью 175 042 кв. м из земель промышленности, расположенный по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельский совет.
09.06.2010 администрация Октябрьского района, реализуя свои полномочия по распоряжению земельным участком, в газете "Районные вести" N 46 опубликовала сообщение о том, что земельный участок с кадастровым номером 46:17:111202:1 площадью 175 042 кв. м из земель промышленности, находящийся в муниципальной собственности, предоставляется в аренду с целью разработки месторождения песка в соответствии с Законом "О недрах" при наличии у арендатора лицензии на право пользования недрами. С заявками предложено обращаться в течение 30 дней с момента опубликования объявления.
Вторично, 21.06.2010 в администрацию Октябрьского района Обществом было подано заявление о предоставлении в аренду указанного земельного участка с приложением копии лицензии и акта горного отвода.
В срок, установленный для подачи заявок на право заключения договора аренды спорного земельного участка, в администрацию района были поданы заявления ИП Ломакиным от 18.06.2010, ЗАО "Октябрьское дорожное эксплуатационное предприятие" от 11.06.2010.
Не получив ответа по ранее поданным заявлениям, Общество 12.04.2011 в очередной раз направило в орган местного самоуправления соответствующее обращение о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка.
В связи с непринятием администрацией Октябрьского района Курской области решения по заявлениям ОАО "Курскгидромеханизация" последнее обжаловало в суд бездействие уполномоченного органа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемым бездействием органа местного самоуправления права заявителя не нарушены, так как испрашиваемый земельный участок должен предоставляться заинтересованным лицам на конкурсной основе.
Отменяя решение Арбитражного суда Курской области по настоящему делу, суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр являются, в том числе, принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (п.п. 1, 3 статьи 11 Закона о недрах).
Как следует из материалов дела, по результатам открытого аукциона (протокол от 30.10.2009) органом государственной власти Курской области ОАО "Курскгидромеханизация" предоставлена лицензия КРС 80055 (зарегистрирована 30.12.2009) на право добычи общераспространенного полезного ископаемого- песка на участке недр месторождения Пойма "Восточный Фланг", расположенном в Октябрьском районе Курской области в 1,0 км севернее д. Анахина, в 5 км западнее г. Курска.
На основании горноотводного акта к указанной лицензии обществу фактически предоставлен в пользование вышеназванный участок недр.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 46:17:111202:1 сформирован на участке залегания недр месторождения Пойма "Восточный Фланг".
В целях оформления прав на вышеуказанный земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недр, ОАО "Курскгидромеханизация" обратилось в уполномоченный орган - администрацию Октябрьского района Курской области с соответствующим заявлением.
Решение по указанному обращению органом местного самоуправления в установленный законом срок принято не было.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации Октябрьского района Курской области, связанное с непринятием решения по заявлению ОАО "Курскгидромеханизация" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 46:17:111202:1.
Доводы органа местного самоуправления о предоставлении заинтересованным лицам спорного земельного участка только по результатам торгов, обосновывающие причину непринятия решения по заявлению общества, судом апелляционной инстанции обоснованно признаны неправомерными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Согласно статьи 25.1 Закона о недрах в редакции, действовавшей в спорный период, земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.
Кроме того, обязанность уполномоченного органа предоставить земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с использованием недр, только пользователю недр и без проведения торгов обусловлена и требованиями норм Закона о недрах, которые устанавливают исключительное право этого лица на пользование недрами, а соответственно и земельным участком.
Учитывая изложенное, выводы суда апелляционной инстанции в этой части являются правильными.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, апелляционной суд обоснованно ссылался на требования статьи 30 и статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, так как указанные нормы закона устанавливают, в том числе, порядок формирования земельных участков в целях предоставления их для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Доводы заявителя кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу N А35-9797/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьи 25.1 Закона о недрах в редакции, действовавшей в спорный период, земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.
...
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, апелляционной суд обоснованно ссылался на требования статьи 30 и статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, так как указанные нормы закона устанавливают, в том числе, порядок формирования земельных участков в целях предоставления их для ведения работ, связанных с пользованием недрами."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 ноября 2012 г. N Ф10-4353/12 по делу N А35-9797/2011