См. также определения Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 августа 2012 г. N Ф10-3325/12 по делу N А68-13183/2011 и от 28 сентября 2012 г. N Ф10-3325/12 по делу N А68-13183/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Степиной Л.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
При участии в заседании: |
|
от ГУ Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (г. Тула, ул. Колетвинова, д. 6, 300041) |
- Полсычевой Е.А. - представителя (дов. от 25.12.2011, сроком до 31.12.2012), - Левиной Н.М. - представителя (дов. от 06.02.2012, сроком до 31.12.2012), |
от Вожакиной И.Ч. (ул. Вокзальная, д. 37, кв. 4, г. Одинцово, Московская область, 143005)
от Кривохиной В.И. (ул. Пушкина, д. 13, кв. 25, пос. Косая Гора, г. Тула, 300903)
от Борщевой С.В. (ул. Призаводской Рудник 3-й, д. 6, пос. Косая Гора, г. Тула, 300903)
от Савина А.В. (ул. Прогресс, д. 37, кв. 1, пос. Косая Гора, г. Тула, 300903)
от Одинарцевой Т.А. (ул. Дачная, д.3, кв. 1, пос. Ильинка, Ленинский район, Тульская область, 301105)
от Лазуткиной Н.С. (ул. Горького, д. 11, кв. 18, г. Узловая, Тульская область, 301600)
от Киселевой О.А. (ул. Дронова, д. 11, кв. 2, пос. Косая Гора, г. Тула, 300903)
от Лыгиной Е.С. (ул. Победы, д. 30, кв.2, пос. Косая Гора, г. Тула, 300903)
от Татариновой Е.З. (ул. Заварная, д. 59, кв. 4, г. Тула, 300002)
от ООО "БизнесБухгалтерия" (ИНН 7104509204, ОГРН 1097154019368, ул. Макаренко, д. 14, г. Тула, 300028)
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БизнесБухгалтерия" на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.04.2012 (судья Н.И. Чубарова) по делу N А68-13183/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БизнесБухгалтерия" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации:
- от 27.09.2011 N 6251 об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
- от 27.09.2011 N 67 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Для восстановления нарушенного права оспариваемыми актами заявитель просил суд принять решение об обязании ГУ Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выделить обществу средства на возмещение расходов в сумме 277 283,21 руб. по выплате: пособий по беременности и родам Вожакиной И.Ч., Татариновой Е.З.; пособий по временной нетрудоспособности Горкавцевой Т.И.
Решением арбитражного суда от 27.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность указанного судебного акта в порядке апелляционного производства не проверялась в связи с пропуском заявителем срока на его обжалование и отказом суда в восстановлении пропущенного срока.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "БизнесБухгалтерия" обжаловало его в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей регионального отделения Фонда социального страхования РФ, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
ООО "БизнесБухгалтерия" зарегистрировано в качестве страхователя в региональном отделении Фонда социального страхования РФ 24.08.2009.
За период 9 месяцев 2009 года и 2010 год общество обращалось в уполномоченный орган с заявлениями о выделении (возмещении) средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 826 241,24 руб.
Указанная сумма была перечислена региональным отделением на расчетный счет заявителя в счет возмещения расходов страхователя.
В период 2011 года (09.03.2011) ООО "БизнесБухгалтерия" обратилось в региональное отделение Фонда с заявлением на выделение (возмещение) средств в сумме 270 736,45 руб. на выплату пособий по обязательному социальному страхованию по беременности и родам Вожакиной И.Ч., Татариновой Е.З., по уходу за ребенком до 1,5 лет - Кривохиной В.И., Лычиной Е.С., Лазуткиной Н.С.
Для проверки правильности осуществления обществом указанных расходов была проведена выездная проверка (акт от 19.08.2011 N 67).
В период проведения выездной проверки ООО "БизнесБухгалтерия" обратилось в региональное отделение с заявлением на выделение (возмещение) средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию от 12.04.2011 N 2 в сумме 277 283,21 руб. на выплату пособий по беременности и родам Вожакиной И.Ч., Татариновой Е.З., пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет Кривохиной В.И., Лыгиной Е.С., Лазуткиной Н.С., пособия по временной нетрудоспособности Горкавцевой Т.Н.
По результатам проверки уполномоченным органом принято решение от 27.09.2011 N 67, которым не приняты к зачету расходы общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 108 331 руб.49 коп., в том числе, за период с 24.08.2009 по 31.12.2010 в размере 826 241 руб. 24 коп. и за период с 01.01.2011 по 31.03.2011- 282 090 руб. 25 коп.
Решением регионального отделения от 27.09.2011 N 6251 по результатам вышеуказанной проверки отказано ООО "БизнесБухгалтерия" в выделении средств в сумме 277 283,21 руб. на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения.
Не согласившись с вышеназванными решениями уполномоченного органа, общество обжаловало их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ).
В силу статьи 8 названного закона видами страхового обеспечения являются:
- пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 5 пункта 2);
- пособие по беременности и родам (подпункт 7 пункта 2);
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (подпункт 8 пункта 2 - в редакции до 2010 года), ежемесячное пособие по уходу за ребенком (подпункт 8 пункта 2 - в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ);
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (подпункт 10 пункта 2);
- единовременное пособие при рождении ребенка (подпункт 11 пункта 2).
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно пункту 1 статьи 9 названного закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Исходя из статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) устанавливаются такие же виды государственных пособий, что и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 81-ФЗ выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона N 81-ФЗ в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", в редакции действовавшей в 2010 году, в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком- страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 2 статьи 13, в редакции действовавшей в 2011 году, в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком- страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Статья 13 указанного закона с 01.01.2011 года была дополнена частью 2.1, в соответствии с которой, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
Согласно статьи 4 Федерального закона N 165-ФЗ к основным принципам осуществления обязательного социального страхования относятся, в том числе: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов.
При этом страховые взносы являются основным источником формирования бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования.
В силу статьи 19 Федерального закона N 165-ФЗ денежные средства Фонда социального страхования Российской Федерации являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат. Нецелевое расходование денежных средств бюджета Фонда не допускается.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Указанная норма соотносится с пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, в соответствии с которым расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки (часть 4).
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (часть 5).
При выявлении расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4).
Как следует из материалов дела, общество применяло систему налогообложения в виде единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2009-2010 годах имело льготы по уплате страховых взносов.
В проверяемый период в ООО "БизнесБухгалтерия" оформлялись на работу как лица в состоянии беременности, так и лица, которым предоставлялся отпуск по беременности и родам через короткое время после принятия их на работу.
Не принимая к зачету расходы общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также отказывая в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, региональное отделение Фонда социального страхования исходило из того, что документы о принятии на работу вышеназванных лиц обществом оформлены не надлежащим образом, не подтверждены в установленном порядке факты выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, трудовую деятельность указанные лица в обществе не осуществляли, действия по оформлению их на работу общество осуществляло с целью неправомерного возмещения из Фонда социального страхования денежных средств.
Давая оценку оспариваемым решениям регионального отделения Фонда социального страхования, арбитражный суд пришел к выводу о доказанности вышеназванных фактов.
Выводы суда первой инстанции в этой части подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а поэтому в силу требований статьи 286 АПК РФ не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как направлены на переоценку выводов Арбитражного суда Тульской области, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 27.04.2012 по делу N А68-13183/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки (часть 4).
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (часть 5).
При выявлении расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2012 г. N Ф10-3325/12 по делу N А68-13183/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3325/12
28.09.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3325/12
28.09.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3325/12
09.08.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3325/12
13.06.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2938/12
27.04.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-13183/11