Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 06.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Смолко С.И. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Брянская городская больница N 1" (ОГРН 1023201065887, г. Брянск, ул. Камозина, 11, 241035) |
Воронцова К.Е. - главного врача (выписка из ЕГРЮЛ); |
от Главного управления МЧС России по Брянской области (ОГРН 1043244020280, г. Брянск, ул. Дуки, д. 59, 241050) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.07.2012 (судья Черняков А.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 (судьи Дорошкова А.Г., Полынкина Н.А., Тиминская О.А.) по делу N А09-5439/2012,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Брянская городская больница N 1" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными пунктов 4, 5, 6, 20, 24, 50, 55 предписания Главного управления МЧС России по Брянской области (далее - Управление, административный орган) от 12.04.2012 N 202/1/1-61 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда от 16.07.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2012 решение суда от 16.07.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с нарушением норм материального, процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Учреждения, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе выездной проверки соблюдения Учреждением обязательных требований пожарной безопасности, проведенной в период с 19.03.2012 по 12.04.2012, административным органом установлено, что в нарушение требований пунктов 40, 181, 184 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, в корпусе N 1, расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Камозина, 11, палаты для тяжелобольных расположены на вышележащих этажах; в коридорах на путях эвакуации установлены кровати"; в подвале размещены мастерские, кладовые, другие хозяйственные помещения. В корпусе N 2, расположенном по адресу: г. Брянск, Бульвар 50 лет Октября, 40, в подвале размещены мастерские, кладовые, другие хозяйственные помещения; в коридорах на путях эвакуации установлены кровати. В акушерском корпусе, расположенном по адресу г. Брянск, ул. Комсомольская, 2, в подвале размещены мастерские, кладовые, другие хозяйственные помещения; в коридорах на путях эвакуации (1 и 2 этажи) установлены кровати.
По данным фактам Управлением был составлен акт проверки от 12.04.2012 N 202, по результатам которой Учреждению выдано предписание от 12.04.2012 N 202/1/-61 об устранении в срок до 01.10.2012 нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Посчитав данное предписание незаконным, Учреждение оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица.
Пунктом 181 ППБ 01-03 установлено, что здания больниц и других учреждений с постоянным пребыванием людей, не способных передвигаться самостоятельно, должны обеспечиваться носилками из расчета одни носилки на пять больных (инвалидов). В больницах палаты для тяжелобольных взрослых и детей следует размещать на нижних этажах.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Учреждение в своем составе имеет следующие отделения для тяжелобольных: отделение реанимации на 15 коек; БИТ, входящий в состав отделения неврологии с НМК на 6 коек и БИТ, входящий в состав отделения кардиологии с инфарктом миокарда на 6 коек, расположенные на 2-4 этажах.
Указанный порядок размещения палат для тяжелобольных применен в соответствии с приказами Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2009 N 599н "Об утверждении Порядка плановой и неотложной помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля" и от 06.07.2009 N 389н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения", согласно которым палаты реанимации и интенсивной терапии должны создаваться при отделении (в составе отделения или блока). Все указанные отделения не могут быть размещены на 1-2 этажах лечебного корпуса.
При этом в корпусе N 1 Учреждения числится 31 приспособление для перемещения пациентов, не способных передвигаться самостоятельно, что свидетельствует о наличии необходимого оснащения во исполнение п. 181 ППБ 01-03.
Кроме того, на 1 этаже лечебного корпуса расположены отделы рентгенологии, физиотерапии и другие отделения, функционирующие с использованием оборудования, перемещение которого на верхние этажи невозможно. Лечебный корпус оснащен тремя грузовыми и одним пассажирским лифтами, каждое отделение имеет по три эвакуационных выхода.
В связи с изложенным кассационная инстанция находит обоснованными выводы суда о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии грубых нарушений Учреждением требований пожарной безопасности и неисполнимости предписания Управления в этой части.
Основанием для вынесения пунктов 5, 6, 20, 24, 50, 55 предписания явилось несоблюдение ГБУЗ "Брянская областная больница N 1" требований, изложенных в пунктах 40, 184 ППБ 01-03 согласно которым запрещается, в том числе, устанавливать кровати в коридорах, холлах и других путях эвакуации; размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады, кладовые.
Судом установлено, что в коридорах корпусов N 1, 2, а также в акушерском корпусе пациенты размещались не на кроватях, а на каталках, являющихся медицинским оборудованием, предназначенным для транспортировки пациента внутри отделения, размещение пациентов на медицинских каталках является временной мерой, вызванной отсутствием свободных мест в палатах и при наличии свободного койко-места, пациент незамедлительно переводится в палату.
Размещение мастерских, кладовых, а также иных хозяйственных помещений в подвальных помещениях административным органом не доказано с учетом доводов Учреждения о том, что в корпусах N 1, 2 и акушерском корпусе свободные площади подвальные помещения используются под раздевалки для работников хозяйственной службы, одежда работников не имеет постоянного хранения.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно признал недействительными пункты 4, 5, 6, 20, 24, 50, 55 предписания Главного управления МЧС России по Брянской области от 12.04.2012 N 202/1/1-61 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.07.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по делу N А09-5439/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Учреждение в своем составе имеет следующие отделения для тяжелобольных: отделение реанимации на 15 коек; БИТ, входящий в состав отделения неврологии с НМК на 6 коек и БИТ, входящий в состав отделения кардиологии с инфарктом миокарда на 6 коек, расположенные на 2-4 этажах.
Указанный порядок размещения палат для тяжелобольных применен в соответствии с приказами Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2009 N 599н "Об утверждении Порядка плановой и неотложной помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля" и от 06.07.2009 N 389н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения", согласно которым палаты реанимации и интенсивной терапии должны создаваться при отделении (в составе отделения или блока). Все указанные отделения не могут быть размещены на 1-2 этажах лечебного корпуса.
При этом в корпусе N 1 Учреждения числится 31 приспособление для перемещения пациентов, не способных передвигаться самостоятельно, что свидетельствует о наличии необходимого оснащения во исполнение п. 181 ППБ 01-03.
...
Основанием для вынесения пунктов 5, 6, 20, 24, 50, 55 предписания явилось несоблюдение ГБУЗ "Брянская областная больница N 1" требований, изложенных в пунктах 40, 184 ППБ 01-03 согласно которым запрещается, в том числе, устанавливать кровати в коридорах, холлах и других путях эвакуации; размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады, кладовые."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 декабря 2012 г. N Ф10-4638/12 по делу N А09-5439/2012