Внесенные с 1 января 2004 г. изменения в главу 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривают существенные изменения действовавшей системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью ее упрощения и использования в качестве экономического регулятора, стимулирующего рост сельскохозяйственного производства. Однако практика применения данной главы выявила ряд проблем и вопросов фактически не позволяющих сельхозтоваропроизводителям использовать названный спецрежим и требующих решения на федеральном уровне.
Главой 26.1 НК РФ определен порядок принудительного возврата на общий режим налогообложения налогоплательщиков, у которых в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) для продукции, произведенной из собственного сырья, в том числе прошедшей первичную переработку, по итогам налогового периода составляет менее 70 процентов. В соответствии с п. 4 ст. 346.3 НК РФ налогоплательщик в такой ситуации обязан пересчитать налоговые обязательства за весь налоговый период исходя из правил общего режима налогообложения. При соблюдении всех предусмотренных законом условий сельскохозяйственное предприятие освобождается от уплаты пеней и штрафов за несвоевременное перечисление в бюджет налогов.
Вместе с тем, на практике возникают ситуации, когда налогоплательщики утрачивают право на применение специального режима налогообложения, установленного главой 26.1 НК РФ. Это например, когда в период применения единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) налогоплательщик начинает осуществлять производство подакцизной продукции или виды деятельности, подпадающие под единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД), или открывает филиалы, внося соответствующие изменения в устав. В связи с вышеизложенным, просим разъяснить:
- Каков в рассматриваемых случаях порядок, условия и процедура возврата на общий режим налогообложения?
- К каким налоговым последствиям этот возврат приведет?
- Какова ответственность налогоплательщика, допустившего нарушения условий применения ЕСХН?
- Каков механизм, порядок и сроки начисления и уплаты НДС?
- Утрачивают ли при этом сельхозтоваропроизводители право на возмещение сумм входного НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг)?
Кроме того, просим разъяснить следующее:
1. Является ли готовой продукцией для предприятий-сельхозпроизводителей сахар, масло подсолнечное и мука, выработанные в результате переработки на давальческих началах выращенных ими сахарной свеклы, семян подсолнечника и зерна? Под какую систему налогообложения попадут операции, связанные с реализацией за наличный расчет указанной продукции (сахара, масла подсолнечного, муки), учитывая, что законом Тамбовской области на ее территории введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?
2. Значительное число сельскохозяйственных предприятий на балансе имеют столовые, через которые оказывают услуги общественного питания исключительно работникам этих предприятий. Подлежат ли в рассматриваемом случае переводу на ЕНВД услуги общественного питания?
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 ноября 2004 г. N 03-03-02-04/2/7
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросам применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает следующее.
Глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не содержит особых положений, касающихся возврата налогоплательщика на общий режим налогообложения в случае нарушения ограничений, изложенных в пункте 3 статьи 346.2 Кодекса.
Так, пункт 3 статьи 346.2 Кодекса определяет, что не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:
1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса;
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
По мнению Департамента плательщики единого сельскохозяйственного налога, которые в течение налогового периода стали осуществлять производство подакцизных товаров, а также осуществлять виды деятельности, переводимые на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и организации, открывшие филиалы и (или) представительства, должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения, за весь указанный налоговый период. При этом, по нашему мнению, данные налогоплательщики не уплачивают пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам.
Также сообщаем, что с момента перехода организаций, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, на общий режим налогообложения, эти организации с момента такого перехода, т.е. с начала налогового периода, признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, и соответственно, операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые этими организациями, подлежат налогообложению данным налогом. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в общеустановленном порядке.
Что касается вопроса отнесения к готовой продукции сельскохозяйственного товаропроизводителя продукции, произведенной для него на давальческих началах сторонней организацией, и реализованной самим налогоплательщиком, сообщаем, что по нашему мнению данная продукция включается в общий режим готовой продукции сельскохозяйственного товаропроизводителя, исчисляемой в целях пункта 1 статьи 346.2 Кодекса.
По вопросу перевода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности столовых, через которые сельскохозяйственные товаропроизводители оказывают услуги общественного питания своим работникам, сообщаем следующее.
Пункт 1 статьи 346.26 Кодекса определяет, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации, в том числе, в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания, осуществляемое при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров.
При этом, как отмечалось выше, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.2 Кодекса не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса.
Таким образом, в случае, если законодательством о налогах и сборах субъекта Российской Федерации, в котором находится данный сельскохозяйственный товаропроизводитель, вид деятельности - оказание услуг общественного питания, осуществляемое при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров, переводится на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по нашему мнению, столовые обслуживающие работников сельскохозяйственного товаропроизводителя, должны перейти на данный специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Заместитель директора | А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.