Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Степиной Л.В. |
|
Смолко С.И. |
При участии в заседании: |
|
от ОАО "Российские железные дороги" (ул. Новая Басманная, д. 2, г. Москва, 107174, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
от Представительного Собрания Железногорского района Курской области (ул. Ленина, д. 52, г. Железногорск, Курская область, 307170, ИНН 4633017400, ОГРН 1054679024344) |
Хархардина Д.Н. (по доверенности N 77 АА 4224607 от 20.12.2011, сроком до 31.12.2012)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Администрации Железногорского района Курской области (ул. Ленина, д.52, г. Железногорск, Курская область, 307170)
от прокуратуры Курской области (ул. Ленина, д. 21, г. Курск, 305000) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- Павловой Н.В., представителя на основании поручения прокуратуры Курской области от 26.11.2012 N 8-33/2012 (удостоверение N 112328) |
рассмотрев кассационную жалобу Администрации Железногорского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 21.09.2012 (судьи Т.Ю. Арцыбашева, О.А. Матвеева, Д.В Лымарь) по делу N А35-14921/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Представительному Собранию Железногорского района Курской области о признании недействующими:
пункта 1 Приложения N 2 к Методике расчета арендной платы за земельные участки, расположенные в границах территории Железногорского района Курской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной решением Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС, устанавливающего коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков для земель населенных пунктов, равный "1,08";
пункта 1.1. решения Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 24.12.2008 N 72-1-РС "О внесении изменений и дополнений в решение Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС "Об утверждении Методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные в границах территории Железногорского района Курской области, государственная собственность на которые не разграничена", и пункта 27 Приложения N 1 к Методике расчета арендной платы за земельные участки, расположенные в границах территории Железногорского района Курской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной решением Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС (в действующей редакции), устанавливающих коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования для земельных участков, предоставляемых для обслуживания жилых многоэтажных домов, равный "0,5";
пункта 1 Приложения N 1 к решению Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 28.12.2009 N 81-2-РС "О внесении изменений в решение Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС "Об утверждении Методики расчета арендной платы на земельные участки, расположенные в границах территории Железногорского района Курской области, государственная собственности на которые не разграничена", и пункта 1 Приложения N 2 к Методике расчета арендной платы за земельные участки, расположенные в границах территории Железногорского района Курской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной решением Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС (в действующей редакции), устанавливающих коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков для земель населенных пунктов, равный "1.4";
пункта 1.2. решения Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 24.12.2008 N 72-1-РС "О внесении изменений и дополнений в решение Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС "Об утверждении Методики расчета арендной платы на земельные участки, расположенные в границах территории Железногорского района Курской области, государственная собственность на которые не разграничена", устанавливающего коэффициент вида разрешенного использования земельных участков для земель населенных пунктов, равный "1.23";
пункта 4 Приложения N 1 к Методике расчета арендной платы на земельные участки, расположенные в границах территории Железногорского района Курской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной решением Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС (в действующей редакции), устанавливающего коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования для земельных участков, предоставляемых в целях эксплуатации и обслуживания объектов жилищного фонда, сараев и гаражей равный "0.2".
Решением арбитражного суда от 21.09.2012 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с указанным судебным актом, третье лицо по делу - администрация Железногорского района Курской области обжаловало его в кассационном порядке в части удовлетворенных судом требований ОАО "РЖД".
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение арбитражного суда отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 2 Закона Курской области от 28.12.2007 N 137-ЗКО при определении ставки арендной платы значения всех коэффициентов для земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, устанавливаются Администрацией Курской области; для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в иной местности, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не установлено действующим законодательством.
Частью 2 статьи 1 Закона Курской области от 28.12.2007 N 137-ЗКО установлен механизм определения величины арендной платы на основании, в том числе, коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков, а также коэффициента дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.
Как следует из материалов дела, решением Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-PC утверждена Методика расчета арендной платы за земельные участки, расположенные в границах территории Железногорского района Курской области, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанным решением представительным органом местного самоуправления были установлены коэффициенты вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (Кви) и коэффициенты дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования (Ка) (приложения N 1 и N 2 к вышеназванной Методике), применяемые при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Как установлено судом, ОАО "РЖД" на основании договора аренды от 25.06.2008, заключенного с администрацией Железногорского района Курской области, владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером 46:06:02 01 02:0020, расположенным по адресу: Курская область, Железногорский район, п. Магнитный, ул. Школьная, д. 61, для размещения и эксплуатации жилого многоквартирного дома.
Дополнительным соглашением от 01.11.2010 арендодателем произведен перерасчет арендной платы за пользование вышеназванным земельным участком с применением показателей, утвержденных решением Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС.
Посчитав, что утвержденные указанным нормативным правовым актом коэффициенты дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования (Ка) и коэффициенты вида разрешенного использования земельных участков (Кви), применяемые при расчете арендной платы, не содержат экономического обоснования их цифровых показателей, а также применение этих показателей носит дискриминационный характер для деятельности арендаторов, ОАО "РЖД" обжаловало решение представительного органа местного самоуправления в арбитражный суд.
Удовлетворяя частично заявленные требования, Арбитражный суд Курской области обоснованно учитывал следующее.
Согласно пункту 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и, следовательно, правовое регулирование земельных отношений осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Закона Курской области от 28.12.2007 N 137-ЗКО арендная плата определяется путем умножения ставки арендной платы на площадь земельного участка и рассчитывается по следующей формуле: А = Ас x S, где: А - величина арендной платы, руб./кв. м, рассчитываемая за 12 месяцев; Ас - ставка арендной платы, руб./кв. м; S - площадь земельного участка, кв. м.
Ставка арендной платы устанавливается в расчете на год в рублях за единицу площади земельного участка и рассчитывается по следующей формуле: Ас = УПКСЗ x Кви x Ка, где: УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости земли для данного вида использования, руб./кв. м. Определяется как кадастровая стоимость единицы площади 1 кв. м земель кадастрового квартала по виду разрешенного (функционального) использования земель; Кви - коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков; Ка - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.
Согласно статьи 2 указанного Закона при определении ставки арендной платы значения всех коэффициентов для земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, устанавливаются Администрацией Курской области; для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в иной местности, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не установлено действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, решением Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС "Об утверждении Методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные в границах территории Железногорского района Курской области, государственная собственность на которые не разграничена" установлен коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка (Ка), применяемый при расчете ставки арендной платы для земельных участков, занятых объектами жилищного фонда, сараями и гаражами.
Указанным нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления установлен также и коэффициент разрешенного (функционального) использования земельных участков, состоящих из земель населенных пунктов (Кви).
Названный коэффициент также применяется при расчете ставки арендной платы за землю.
Признавая решение Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС (с учетом внесенных в него изменений и дополнений) недействующим в части установления поправочных коэффициентов для вышеназванных категорий земельных участков, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
Органы местного самоуправления, определяя коэффициенты дифференциации, влияющие на размер арендной платы за использование земельных участков, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Коэффициент вида разрешенного использования земельных участков и коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов влияет на размер арендной платы, в связи с чем установление их размера должно отвечать принципу экономической обоснованности, не может носить произвольный характер.
Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю и коэффициентов к ней нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности и противоречит принципам российского права.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 11.05.2004 N 209-О, суд при рассмотрении споров по поводу размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия уполномоченным органом нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации базовой ставки арендной платы по зонам различной градостроительной ценности и по категориям арендаторов и видам целевого использования земельного участка, и проверкой правильности расчета размера арендной платы в соответствии с этим актом, должен, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий публичных образований, выявлять, осуществлялось ли экономическое обоснование базовой ставки арендной платы и названных поправочных коэффициентов на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Приобщенная к материалам дела Методика расчета арендной платы за земельные участки, расположенные в границах территории Железногорского района Курской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденная решением Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС, а также приложения к ней не содержат каких-либо сведений о том, что оспариваемые поправочные коэффициенты устанавливались по результатам анализа экономических оценочных характеристик земельных участков.
В ходе судебного разбирательства представительный орган местного самоуправления также не представил суду доказательств, свидетельствующих об осуществлении экономического обоснования оспариваемых заявителем коэффициентов, применяемых при расчете ставки арендной платы.
При таких обстоятельствах спора Арбитражный суд Курской области правомерно удовлетворил требования ОАО "РЖД".
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.09.2012 по делу N А35-14921/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 11.05.2004 N 209-О, суд при рассмотрении споров по поводу размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия уполномоченным органом нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации базовой ставки арендной платы по зонам различной градостроительной ценности и по категориям арендаторов и видам целевого использования земельного участка, и проверкой правильности расчета размера арендной платы в соответствии с этим актом, должен, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий публичных образований, выявлять, осуществлялось ли экономическое обоснование базовой ставки арендной платы и названных поправочных коэффициентов на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Приобщенная к материалам дела Методика расчета арендной платы за земельные участки, расположенные в границах территории Железногорского района Курской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденная решением Представительного Собрания Железногорского района Курской области от 26.03.2008 N 15-1-РС, а также приложения к ней не содержат каких-либо сведений о том, что оспариваемые поправочные коэффициенты устанавливались по результатам анализа экономических оценочных характеристик земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 декабря 2012 г. N Ф10-4514/12 по делу N А35-14921/2011