г.Калуга |
|
21 января 2015 г. |
Дело N А64-3073/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2015.
Полный текст постановления изготовлен 21.01.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Стрегелевой Г.А. Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области территориальный отдел в г.Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах (ОГРН 1056882299704, ИНН 6829012104, Тамбовская область г.Уварово, пер.Больничный, д.8, 393640); |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
от общества с ограниченной ответственностью "Магия+" (ОГРН 1076820000509, ИНН 6820025162, Тамбовская область, с.Донское, ул. Советская, 418, 392501); |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области территориальный отдел в г.Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.08.2014 (судья Плахотников М.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 (судьи Донцов П.В., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А64-3073/2014,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице Территориального отдела в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Магия+" (далее - ООО "Магия+", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.11.2014, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании телефонного сообщения, поступившего в МОМВД России "Уваровский" от 22.02.2014 N 912, объяснений заместителя начальника отдела экономики администрации г. Уварово, заявления покупателя, административным органом 22.02.2014 проведена проверка Общества, осуществляющего в торговой точке (розничная (разносная)), принадлежащей ООО "Магия+", расположенной по адресу: Тамбовская область. г. Уварово, 1 микрорайон, около магазина канцтоваров "Глобус", юридическое лицо осуществляло оказание услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами населению с нарушением требований санитарного законодательства, а именно: реализацию скоропортящейся продукции (колбасные изделия в ассортименте) при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения и реализацию без холодильного оборудования в торговой точке, что является нарушением пункта 8.24 статьи 8 СанПин СП 2.3.6. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
19.03.2014 в присутствии законного представителя ООО "Магия+" - генерального директора Солопова С.А., административным органом был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Материалы проверки в силу ст. 23.1 КоАП РФ переданы в арбитражный суд для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что административным органом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении Обществом температурных и влажностных условий при реализации скоропортящейся продукции (колбасные изделия в ассортименте), так как из протоколов осмотра помещений, территорий от 22.02.2014, протокола об административном правонарушении от 19.03.2014, не представляется возможным установить температурные и влажностные условия, которые были в момент проверки и какие должны быть в соответствии с СанПин 2.3.6.1066-01, так как отсутствуют сведения об их замерах, и представленные в материалы дела фотоматериалы так же этого не подтверждают.
Между тем, такие выводы судов нельзя признать законными и обоснованными.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции, его объективная сторона выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности, изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец товара.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В пункте 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (пункт 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека пищевых продуктов при производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пункту 5 статьи 15 названного Федерального закона граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В соответствии со статьей 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - Технический регламент), пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему Техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Частью 7 статьи 17 Технического регламента установлено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего Технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Частью 12 статьи 17 указанного Регламента Также предусмотрено, что при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Согласно пункту 5 раздела 1.3 Единых санитарно-эпидемиологических требований пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических, биологически активных веществ и их соединений, микроорганизмов и других организмов, представляющих опасность для здоровья нынешних и будущих поколений.
Пунктом 26 данных Требований установлено, что безопасность пищевых продуктов в микробиологическом и паразитологическом отношении, а также по содержанию химических загрязнителей определяется их соответствием установленным гигиеническим нормативам безопасности.
В соответствии с пунктом 63 раздела 1.6 этих же Требований при транспортировке и хранении пищевых продуктов должны соблюдаться меры, препятствующие любому виду загрязнения пищевых продуктов и предупреждающие их порчу.
Пунктом 1.1 СП 2.3.6.1066-01 установлено, что данные санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
В силу пункта 7.5 СП 2.3.6.1066-01 хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
Пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья (пункт 8.1 СП 2.3.6.1066-01).
Согласно п.9.2 Санитарных правил не допускается реализация в организациях мелкорозничной сети скоропортящихся продуктов при отсутствии холодильного оборудования.
Согласно пункту 8.24 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли запрещается реализация продукции при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения.
Наличие хотя бы одного факта нарушения требований к пищевым продуктам и связанным с ними процессам хранения, реализации является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности по статье 14.43 КоАП РФ.
Исходя из обстоятельств дела Обществу вменено в вину реализация скоропортящейся продукции (колбасных изделий) вне отапливаемого помещения (в палатке на улице), то есть без условий для соблюдения, а не без соблюдения условий температурных и влажностных условий хранения, а именно без холодильного оборудования, а поэтому вывод суда, об отсутствии в действиях Общества вышеуказанного правонарушения, так как административный орган не представил сведений о замерах температурных и влажностных условий, является ошибочным.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ и статьи 71 АПК РФ вопрос о допустимости доказательств (ст.68 АПК РФ) не может рассматриваться в отрыве от их достоверности и достаточности, а это не исключает исследование судом других доказательств и не является безусловным препятствием к поиску достоверных и достаточных сведений, указывающих на объективные признаки выявленных заявителем нарушений.
При этом, суду следовало учитывать, что факт совершения вышеуказанных действий (бездействий) Обществом фактически ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела в суде, не оспаривался.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (пункт 3 статьи 26.1 КоАП РФ).
Таким образом, суду следовало установить вину юридического лица, которая в данном случае могла выражаться в непринятии всех необходимых мер для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
При таких обстоятельствах, оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу N А64-3073/2014 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В.Ключникова |
Судьи |
Г.А.Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - Технический регламент), пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему Техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
...
Наличие хотя бы одного факта нарушения требований к пищевым продуктам и связанным с ними процессам хранения, реализации является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности по статье 14.43 КоАП РФ.
...
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (пункт 3 статьи 26.1 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 января 2015 г. N Ф10-4829/14 по делу N А64-3073/2014