Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "РЭК", Курская обл., г. Железногорск, ОГРН 1064633003038 |
не явились |
от заинтересованного лица - Комитета по тарифам и ценам Курской области, г. Курск, ОГРН 1054639074676 |
Золотухина Г.Н. - представитель, дов. от 15.09.2011 N 18-д на три года |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2012 (судья Арцыбашева Т.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 (судьи Донцов П.В., Михайлова Т.Л., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-4330/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная энергосбытовая компания" (далее - ООО "РЭК", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет) от 26.12.2011 N 167 "О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО "Региональная энергосбытовая компания" на территории Курской области на 2012 год" и об обязании Комитета произвести расчет плановых экономически обоснованных затрат, включаемых в сбытовую надбавку гарантирующего поставщика ООО "РЭК" на 2012 год, без применения коэффициента 0,955; включить в НВВ гарантирующего поставщика ООО "РЭК" исключенные экономически обоснованные затраты в сумме 5934,0 тыс. руб. в связи с применением необоснованного понижающего коэффициента и понесенные экономически обоснованные затраты в сумме 5000000 руб. на оплату единовременного вступительного членского взноса в НП "Совет рынка" (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.07.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "РЭК" просит состоявшиеся судебные решения отменить, требования Общества удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом двух инстанций норм материального права при принятии судебных актов.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит принятые судебные решения оставить без изменения как законные и обоснованные.
Судебная коллегия считает возможным в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя Общества, надлежаще уведомленного о времени и месте судебного разбирательства и ходатайствующего о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель Комитета отклонил доводы кассационной жалобы и поддержал доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя Комитета, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судом двух инстанций и усматривается из материалов дела, 28.04.2011 Общество "РЭК" представило в Комитет по тарифам и ценам Курской области, являющийся уполномоченным органом Курской области в сфере государственного регулирования тарифов и осуществляющий регулирование деятельности гарантирующих поставщиков по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, расчетные материалы для рассмотрения и утверждения сбытовой надбавки на 2012 год.
26.12.2011 на заседании Правления Комитета, оформленном протоколом N 167, принято постановление об установлении гарантирующему поставщику Обществу "РЭК" на 2012 год сбытовой надбавки с календарной разбивкой для всех тарифных потребителей с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 0,08329 руб./кВтч; с 01.07.2012 по 31.12.2012 - 0,09183 руб./кВтч.
Срок действия сбытовой надбавки установлен с 1 января по 31 декабря 2012 года.
Ссылаясь на то, что постановление Комитета от 26.12.2011 N 167 вынесено с нарушением норм Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных Приказом ФСТ России от 24.11.2006 N 302-э/5, и нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "РЭК" обратилось в арбитражный суд с названными требованиями.
Суд двух инстанций подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа заявителю в удовлетворении его требований.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть, для признания недействительными ненормативных правовых актов требуется одновременно наличие двух условий - несоответствие этих актов закону или иному правовому акту и нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя.
В силу пунктов 4, 5 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков (ГП) электрической энергии, утвержденных Приказом ФСТ России от 24 ноября 2006 года N 302-э/5 (далее - Методические указания), размер сбытовой надбавки ГП рассчитывается исходя из необходимости компенсации ГП расходов, связанных с регулируемой деятельностью - поставкой электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью; в случае, если ГП, кроме регулируемой деятельности, осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этой деятельности не учитываются при расчете размера сбытовой надбавки.
Судами двух инстанций установлено, что при расчете сбытовой надбавки и составлении экспертного заключения экспертная группа Комитета и Правление Комитета руководствовались действующим законодательством в области тарифного регулирования в электроэнергетике, а именно: Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, вышеназванными Методическими указаниями, бухгалтерской и балансовой отчетностью ООО "РЭК" за 2010 год и 9 месяцев 2011 года.
При этом было установлено, ООО "РЭК" наряду с регулируемым видом деятельности осуществляет и нерегулируемый вид деятельности, то есть осуществляет куплю-продажу электрической энергии вне зоны своей деятельности и выступает для данных потребителей энергосбытовой компанией, не подлежащей государственному регулированию.
Пунктом 9 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", установлено, что если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).
Исходя из приведенной правовой нормы, расчет плановых экономических затрат ООО "РЭК", включаемых в сбытовую надбавку на 2012 год, обоснованно произведен Комитетом с учетом разделения общих затрат предприятия на регулируемый и нерегулируемый виды деятельности.
В соответствии с пунктами 11 и 12 Методических указаний расчет расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности производится по следующим составляющим: материалы, используемые для хозяйственных нужд, покупная энергия всех видов, топливо и горюче-смазочные материалы для обеспечения работы транспорта, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда персонала, отчисления на соц. нужды и т.д. Внереализационные расходы рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и включают в себя: расходы по обслуживанию кредитов, выплату процентов по кредитам, резерв по сомнительным долгам и т.д.
Распределение указанных в пунктах 11 и 12 Методических указаний расходов между видами деятельности, осуществляемыми гарантирующим поставщиком, осуществляется в соответствии с учетной политикой, принятой в организации.
В 2011 году затраты по видам деятельности распределялись ООО "РЭК" в соответствии с Положением об учетной политике ООО "Региональная Энергосбытовая Компания" для целей бухгалтерского учета на 2011 год, утвержденным приказом генерального директора ООО "РЭК" от 31.12.2010 N 176, - пропорционально доле заключенных договоров для реализации электроэнергии в зоне деятельности гарантирующего поставщика и вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
С учетом долей заключенных договоров для реализации электроэнергии в зоне деятельности гарантирующего поставщика и вне зоны деятельности гарантирующего поставщика (1001 шт. договоров и 47 шт. договоров соответственно) Комитет обоснованно произвел расчет плановых экономических затрат ООО "РЭК", включаемых в сбытовую надбавку на 2012 год, исходя из коэффициента 0,955 (т.е. исходя из того, что регулируемая деятельность составляет 95,5%, не регулируемая - 4,5%).
Довод заявителя жалобы о необоснованном применении понижающего коэффициента не заслуживает внимания.
Не заслуживает внимания и довод заявителя жалобы о том, что в связи с применением понижающего коэффициента им понесены убытки за 2011-2012 годы в сумме 5934 тыс. руб. Данному доводу дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции.
Общество считает своими убытками 5934 тыс. руб., которые сложились из суммы 5174,4 тыс. руб. - убытка, понесенного гарантирующим поставщиком в 2011 году из-за снижения НВВ, и 759,7 тыс. руб. - убытка, понесенного в 2012 году как разница между общими затратами ООО "РЭК" на 2012 год и затратами, отнесенными на регулируемый вид деятельности при применении коэффициента 0,955.
Согласно пункту 6 Методических указаний в случае, если гарантирующий поставщик в течение расчетного периода регулирования понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении размера сбытовой надбавки на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным принятием на обслуживание новых потребителей в силу публичности договорных отношений с ними и (или) с ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующим органом при установлении размера сбытовой надбавки на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств). При установлении размера сбытовой надбавки на последующий расчетный период регулирования могут включаться только экономически обоснованные расходы, понесенные гарантирующим поставщиком, не учтенные при установлении размера сбытовой надбавки на расчетный период регулирования.
Убытки в размере 759,7 тыс. руб. и 5174,4 тыс. руб. не подпадают под действие пункта 6 Методических указаний, поскольку эти суммы обоснованно исключены из состава сбытовой надбавки в соответствующем году.
Как правильно указал суд, законность и обоснованность постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 21.12.2010 N 170 о сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО "Региональная энергосбытовая компания" на 2011 год подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области от 20.05.2011 по делу N А35-955/2011.
При разрешении вопроса о необходимости включения в состав НВВ 5000,0 тыс. руб. вступительного взноса Общества в НП "Совет рынка" - расходов Общества, возникших в 2009 году, суд по праву сослался на названное выше решение Арбитражного суда Курской области от 20.05.2011 по делу N 35-955/2011 по заявлению ООО "РЭК" о признании незаконным и отмене постановления Комитета от 21.12.2010 N 170 о сбытовой надбавке на 2011 год. При рассмотрении названного дела Общество также требовало включить те же 5000,0 тыс. руб. вступительного взноса в НП "Совет рынка" в НВВ на 2011 год. Суд не удовлетворил данное требование Общества со ссылкой на то, что вступительный взнос в НП "Совет рынка" уплачен Обществом добровольно. Общество необоснованно вновь требует включение данной суммы в НВВ на 2012 год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на розничных рынках сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков подлежат государственному регулированию.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, разработанным Минэкономразвития России и одобренным Правительством Российской Федерации в сентябре 2012 года, в условиях переходного периода при переносе сроков установления тарифов (цен) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий с 1 января на 1 июля 2012 года темп роста указанных тарифов (цен) с 01.07.2012 не должен превышать 111%.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" предписано, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по каждому уровню напряжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 на уровне, не превышающем уровень, установленный для указанных цен (тарифов) на 2011 год; сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на всей территории Российской Федерации устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на указанный период на уровне сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, установленных на 2011 год.
В соответствии с пунктом 3 названного Постановления сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на второе полугодие 2012 года могут быть установлены с ростом не более чем на 11% по отношению к предшествующему уровню соответствующих сбытовых надбавок.
Оспариваемым постановлением Комитета сбытовая надбавка Обществу "РЭК" на 1 полугодие 2012 года установлена на уровне сбытовой надбавки на 2011 год, а на второе полугодие 2012 года - с ростом 110,3% к сбытовой надбавке, установленной на 1 полугодие 2012 года.
То есть, размер сбытовой надбавки, утвержденный оспариваемым постановлением, соответствует требованиям действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) и не превышает темп роста к предшествовавшему уровню соответствующих сбытовых надбавок.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 по делу N А35-4330/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" предписано, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по каждому уровню напряжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 на уровне, не превышающем уровень, установленный для указанных цен (тарифов) на 2011 год; сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на всей территории Российской Федерации устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на указанный период на уровне сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, установленных на 2011 год.
В соответствии с пунктом 3 названного Постановления сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на второе полугодие 2012 года могут быть установлены с ростом не более чем на 11% по отношению к предшествующему уровню соответствующих сбытовых надбавок."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2013 г. N Ф10-4992/12 по делу N А35-4330/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4601/13
29.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4601/13
02.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4601/13
17.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4992/12
31.10.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5022/12
19.07.2012 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-4330/12