Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 06.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью Агентство Рекламных Технологий "Премьер-Медиа" (ИНН 3666123635, ОГРН 1053600222026, г. Воронеж, ул. Шишкова, д. 101, офис 127, 394068) |
- Родионова А.В. - представителя по доверенности от 19.07.2011 N б/н.; |
от Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства (ИНН 3664038656, ОГРН 1033600020520, г. Воронеж, ул. Ф. Энгельса, д. 65, 394018)
от третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 36, 394006) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2012 (судья Козлов В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 (судьи Маховая Е.В., Мокроусова Л.М., Андреещева Н.Л.) по делу N А14-10787/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Агентство Рекламных Технологий "Премьер-Медиа" (далее по тексту - ООО АРТ "Премьер-Медиа", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства (далее - ФКУ "Черноземуправтодор") в продлении технических условий на размещение рекламных конструкций, выраженного в письме ФКУ "Черноземуправтодор" от 22.07.2011 N 15/13-3288.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 16.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2011 требования ООО АРТ "Премьер-Медиа" удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ в продлении технической документации на размещение рекламных конструкций, выраженный в письме ФКУ "Черноземуправтодор" от 22.07.2011 N 15/13-3288, в отношении рекламных конструкций, расположенных по адресу: разделительная полоса автомобильной дороги М4 "Дон", подъезд к г. Воронеж, 5 км + 400-м, 10 км +500-м, 13 км + 720-м как не соответствующий в указанной части Федеральному закону "О рекламе" и обязал ФКУ "Черноземуправтодор" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО АРТ "Премьер-Медиа". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке апелляционного производства по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассмотрел дело в силу статьи 268 АПК РФ и постановлением от 15.10.2012 решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2011 по настоящему делу отменил.
Апелляционный суд признал незаконным отказ в продлении (выдаче новых) технических условий на размещение следующих рекламных конструкций ООО АРТ "Премьер-Медиа" на км 5 + 400, 5 + 750, 9 + 700, 10 + 500, 11 + 300, 12 + 050 (разделительная полоса) автодороги М-4 "Дон" на подъезде к г. Воронеж, как не соответствующий в указанной части Федеральному закону "О рекламе", предписав ФКУ "Черноземуправтодор" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО АРТ "Премьер-Медиа".
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФКУ "Черноземуправтодор", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить названные решение и постановление и принять новый судебный акт.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции отменено решение суда первой инстанции и дело рассмотрено повторно, в связи с чем судом кассационной инстанции проверяется законность судебного акта Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в жалобе, и возражения против них, заслушав объяснение представителя ООО АРТ "Премьер-Медиа", суд кассационной инстанции считает, что принятый судебный акт подлежит отмене в связи со следующим.
Как установлено судом, между ООО АРТ "Премьер-Медиа" и ФГУ "Черноземуправтодор" (в настоящее время ФКУ "Черноземуправтодор") заключены договоры от 05.03.2009 N N 005-010 на оказание платных услуг по инженерно-техническому обслуживанию конструкций наружной рекламы, расположенных в полосах отвода федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Согласно пункту 1 каждого из договоров ФГУ "Черноземуправтодор" (Орган управления), принимая на себя обязательства по инженерно-техническому обслуживанию рекламных конструкций на км 5 + 400, 5 + 750, 9 + 700, 10 + 500, 11 + 300, 12 + 050 соответственно (разделительная полоса) автодороги М-4 "Дон" в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О рекламе", Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" предоставляет владельцу рекламы - ООО АРТ "Премьер-Медиа" возможность размещения и эксплуатации рекламных конструкций в полосе отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования на условиях организации, контроля за выполнением владельцем рекламы технических условий со стороны Органа управления на платной основе.
В соответствии с заключенными договорами заявителю ФГУ "Черноземуправтодор" 06.03.2009 выданы технические условия на размещение средств наружной рекламы на км 5 + 400, 5 + 750, 9 + 700, 10 + 500, 11 + 300, 12 + 050 (разделительная полоса) автодороги М-4 "Дон".
Срок действия договоров и технических условий установлен один год.
На основании указанных договоров при соблюдении выданных технических условий ООО АРТ "Премьер-Медиа" установлены рекламные конструкции.
30.06.2008 между ООО АРТ "Премьер-Медиа" и ЗАО "ВС" заключен договор N 75 купли-продажи рекламных конструкций, в том числе конструкции на автомагистрали на км 13 + 720 (разделительная полоса) автодороги М-4 "Дон".
В отношении указанной рекламной конструкции 28.12.2007 ЗАО "ВС" выданы ФГУ "Черноземуправтодор" технические условия N 15/13-5295 сроком действия два года.
ООО АРТ "Премьер-Медиа" обратилось к ФКУ "Черноземуправтодор" с заявлением от 20.07.2011 N 62 о продлении или заключении новых договоров и выдаче технических условий на рекламные конструкции, расположенные на разделительной полосе автомобильной дороги М4 "Дон", подъезд к г. Воронеж по следующим адресам: двухсторонних информационных щитов размером 3.0 х 6.0 общей площадью 72 кв.м (чебурашки), км 9 + 700, 10 + 500, 11 + 300, 12 + 050 и двухсторонних информационных щитов размером 3.0 х 6.0 общей площадью 36 кв.м, км: 5 + 400, 5 + 750, 13 +720.
Письмом от 22.07.2011 N 15/13-3288 ФКУ "Черноземуправтодор" отказало ООО АРТ "Премьер-Медиа" в выдаче технических условий на указанные рекламные конструкции, ссылаясь на то, что согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 52044-2003, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.04.2003 N 124-ст, средства наружной рекламы не должны быть размещены на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, над проезжей частью и обочинами дорог, на разделительных полосах, а также сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах. При этом было указано, что в силу пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов запрещена.
Заявитель, считая, что в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" технические условия были выданы на 1-2 года, в то время как законом предусмотрено заключение договора и выдача технических условий сроком на пять лет, и, учитывая, что ГОСТ не является нормативным документом обязательного характера, а действия Учреждения нарушают законодательство о конкуренции, оспорил упомянутый отказ ФКУ "Черноземуправтодор" в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в продлении технической документации на размещение рекламных конструкций в отношении конструкций на км 5 + 400, 10 + 500, 13 +720 (разделительная полоса) автодороги М-4 "Дон" не соответствует закону, поскольку в силу п. 5 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций заключается на пять лет, сроки заключенных сторонами договоров (один год) противоречат п. 5 ст. 19 настоящего закона, в связи с чем к договорам следует применять пятилетний срок действия. В течение указанного срока у ФКУ "Черноземуправтодор" имеется обязанность по представлению заявителю технических условий на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций.
В отношении рекламных конструкций на км 5 + 750, 9 + 700, 11 + 300, 12 + 050 (разделительная полоса) автодороги М-4 "Дон" суд пришел к выводу об истечении срока действия договоров, в связи с чем отказал в удовлетворении требований заявителя в соответствующей части.
Арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции доказательства, а именно договоры от 05.03.2009 N N005- 010, пришел к выводу, что срок действия упомянутых договоров в силу прямого указания закона истекает 05.03.2014.
В соответствии с условиями указанных договоров и требованиями действующего законодательства обязанность по предоставлению технических условий возложена на ФКУ "Черноземуправтодор".
Изменения, внесенные в ГОСТ Р 52044-2003 направлены на ужесточение правил размещения рекламных конструкций на автомобильных дорогах, в связи с чем не могут быть применены к правоотношениям по выдаче технических условий на размещение рекламных конструкций, возникшим из договоров до вступления в силу указанных изменений.
Между тем кассационная коллегия судей считает, что при рассмотрении настоящего спора суду надлежало руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Требования к установке рекламных конструкций установлена частью 4 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", в силу которой рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" утвержденных Постановлением Госстандарта России 22 апреля 2003 года N 124-ст.
Названный ГОСТ подлежит применению в силу части 4 статьи 19 Закона о рекламе и пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Исходя из п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.
До настоящего времени технические регламенты, касающиеся спорных отношений, не приняты.
Порядок применения Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" содержит переходные положения (ст. 46), в соответствии с которыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 13.02.2004 N 5546, следовательно является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
Таким образом, положения утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", направленные на защиту жизни и здоровья граждан, являются обязательными для соблюдения.
Пункт 6.1 названного ГОСТа исключает возможность размещения рекламных конструкций на разделительных полосах дорог.
Указанные изменения вступили в силу с 01.09.2009.
Следовательно, размещение спорных рекламных конструкций на разделительной полосе дороги противоречит требованиям ГОСТ Р 52044-2003 и не согласуется с Законом о рекламе, поэтому у суда не имелось оснований считать отказ ФКУ "Черноземуправтодор" в продлении (выдаче новых) технических условий на размещение указанных в постановлении суда рекламных конструкций незаконным.
Вывод апелляционного суда о том, что изменения, внесенные в ГОСТ Р 52044-2003 ужесточают правила размещения рекламных конструкций на автомобильных дорогах, ввиду чего не могут быть применены к правоотношениям по выдаче технических условий на размещение рекламных конструкций, возникшим из договоров до вступления в силу указанных изменений, кассационная инстанция, в данном случае, находит ошибочным.
Общество не может быть освобождено от обязанности осуществлять деятельность по размещению и эксплуатации рекламных конструкций с соблюдением предусмотренных действующим законодательством ограничений.
Поскольку при рассмотрении спора судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судом неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет постановление апелляционной инстанции и принимает по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по делу N А14-10787/2011 отменить в части признания незаконным отказа в продлении (выдаче новых) технических условий на размещение рекламных конструкций, выраженного в письме ФКУ "Черноземуправтодор" от 22.07.2011 N 15/13-3288, в отношении рекламных конструкций ООО АРТ "Премьер-Медиа" на км 5 + 400, 5 + 750, 9 + 700, 10 + 500, 11 + 300, 12 + 050 (разделительная полоса) автодороги М-4 "Дон" на подъезде к г. Воронеж и в части распределения судебных расходов.
В удовлетворении заявленных в данной части требований отказать.
В остальной части постановление суда апелляционной инстанции от 15.10.2012 по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 13.02.2004 N 5546, следовательно является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
Таким образом, положения утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", направленные на защиту жизни и здоровья граждан, являются обязательными для соблюдения.
Пункт 6.1 названного ГОСТа исключает возможность размещения рекламных конструкций на разделительных полосах дорог.
Указанные изменения вступили в силу с 01.09.2009.
Следовательно, размещение спорных рекламных конструкций на разделительной полосе дороги противоречит требованиям ГОСТ Р 52044-2003 и не согласуется с Законом о рекламе, поэтому у суда не имелось оснований считать отказ ФКУ "Черноземуправтодор" в продлении (выдаче новых) технических условий на размещение указанных в постановлении суда рекламных конструкций незаконным.
Вывод апелляционного суда о том, что изменения, внесенные в ГОСТ Р 52044-2003 ужесточают правила размещения рекламных конструкций на автомобильных дорогах, ввиду чего не могут быть применены к правоотношениям по выдаче технических условий на размещение рекламных конструкций, возникшим из договоров до вступления в силу указанных изменений, кассационная инстанция, в данном случае, находит ошибочным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 февраля 2013 г. N Ф10-5123/12 по делу N А14-10787/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4784/13
29.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4784/13
05.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4784/13
06.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5123/12
15.10.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1743/12