г. Калуга |
|
05 февраля 2013 г. |
Дело N А54-704/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2013.
Полный текст постановления изготовлен 05.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.,
судей:
Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - открытого акционерного общества "Спасский кожевенный завод" (ОГРН 1026200800735, Заводской проезд, д. 6, г. Спасск, Рязанская область, 391050) - Буриковой Е.В. (дов. от 10.01.2013 N 1, сроком до 31.12.2013), Полева Н.Н. (дов. от 10.01.2013 N 2, сроком до 31.12.2013),
от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (ОГРН 1036208000696, ул. МОГЭС, д. 12, г. Рязань, 390013) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Муниципального унитарного предприятия "Спасские очистные сооружения" (ул. Горького, д. 55, г. Спасск, Рязанская область, 391050) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области (ул. Ленина, д. 48, г. Спасск, 391050) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от прокуратуры Рязанской области (ул. Введенская, д. 81, г. Рязань) - не явились,о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.11.2012 (судьи Шуман И.В., Шишков Ю.М., Котлова Л.И.) по делу N А54-704/2011,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Спасский кожевенный завод" (далее ОАО "СКЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании пункта 3 постановления Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области от 23.11.2010 N 196 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей МУП "Спасские очистные сооружения" недействующим в части установления тарифа на водоотведение (очистка сточных вод) в размере 42,42 руб./куб.м (включая налоги).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.11.2012 признан недействующим пункт 3 Постановления Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области от 23.11.2010 N 196 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Муниципального унитарного предприятия "Спасские очистные сооружения" в части установления тарифов на водоотведение (очистка сточных вод) в размере 42 руб. 42 коп./куб.м. (включая налоги) как несоответствующий Федеральному закону от 30.12.2004 N 240-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 210-ФЗ"
В кассационной жалобе с учетом дополнения главное управление "Региональной энергетической комиссии" Рязанской области (далее - управление РЭК) отменить состоявшийся по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права в результате неполного установления фактических обстоятельств спора.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей ОАО "СКЗ", суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.01.2011 между ОАО "Спасский кожевенный завод" и МУП "Спасские очистные сооружения" заключен договор на биологическую очистку сточных вод N 1, в соответствии с условиями которого ОАО "Спасский кожевенный завод" сбрасывает на очистные сооружения МУП "Спасские очистные сооружения" сточные воды, а муниципальное предприятие (исполнитель) принимает сточные воды на свои очистные сооружения для биологической очистки.
В соответствии с пунктом 2 раздела 3 договора плата за услугу утверждена постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 23.10.2010 N 196 в размере 42,42 руб./куб.м включая налоги (биологическая очистка).
Считая, постановление Главного Управления РЭК Рязанской области от 23.10.2010 N 196 "Об установлении тарифов на водоотведение МУП "Спасские очистные сооружения" в части установления с 01.01.2011 тарифа на биологическую очистку стоков в размере 42,42 руб./куб.м (включая налоги) противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку расчет тарифа является завышенным, ОАО "Спасский кожевенный завод" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 3 постановления недействующим.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления ГУ РЭК Рязанской области следует читать как "23.11.2010 г."
Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, в том числе заключения экспертиз по вопросу экономической обоснованности затрат, пояснения экспертов, суд признал оспариваемое постановление в части установления для муниципального предприятия тарифа на водоотведение (очистка сточных вод) не соответствующим требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Федеральный закон N 210-ФЗ), Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
В силу подпункта 4 пункта 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся в числе прочих тариф на водоотведение и тариф на очистку сточных вод.
Федеральным законом N 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспоренного постановления ГУ РЭК) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат регулированию.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 4 указанного закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; публикуют информацию о тарифах на товары и услуги организаций коммунального комплекса, производственных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения производственных программ этих организаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пунктом 4 части 4 статьи 4 указанного закона
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ определено, что в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
Как следует из обстоятельств дела, осуществляя проверку представленных муниципальным предприятием расчетов тарифа на водоотведение и производственную программу, экспертная группа ГУ РЭК Рязанской области рекомендовала утвердить тариф на водоотведение на 2011 год в размере 55,85 руб., в том числе: транспортировка 13,43 руб., биологическая очистка - 42,42 руб.
При этом, устанавливая тариф на 2011 г., ГУ РЭК проиндексировало ранее установленный тариф на 2010 г., применив положения постановления ГУ РЭК Рязанской области от 01.10.2010 N 91 (ред. от 12.11.2010) "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Спасского муниципального района Рязанской области на 2011 год".
Однако, ГУ РЭК не приняты во внимание вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Рязанской области от 02.06.2010 по делу N А54-4829/2009 и от 24.08.2011 по делу N А54-877/2009, которыми признаны недействующими пункты 1 постановлений главы администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области от 29.05.2009 N 394 и от 30.11.2009 N 1047 об установлении тарифа для МУП "Спасские очистные сооружения" на 2010 г.
Рассматривая доводы и представленные обществом "Спасский кожевенный завод" доказательства об экономической необоснованности тарифа, установленного оспоренным постановлением ГУ РЭК Рязанской области, суд пришел к обоснованному выводу о запрете законом, в частности Основами ценообразования, возложения бремени покрытия расходов на производство и реализацию товаров и услуг путем установления повышенного тарифа для одних потребителей в целью стабилизации (снижения) тарифа для другой категории потребителей.
Судом установлено, что МУП "Спасские очистные сооружения" имеет два самостоятельных, технологически не связанных между собой объекта очистных сооружений, расположенных в с. Сопчаково Спасского района и в г. Спасск-Рязанский.
Оценив представленные ГУ РЭК Рязанской области и МУП "Спасские очистные сооружения" расчеты затрат на 2011 год, документы, их обосновывающие, заключения экспертиз по вопросу экономической обоснованности затрат, пояснения экспертов, суд пришел к выводу о недоказанности ГУ РЭК Рязанской области экономической обоснованности тарифа на биологическую очистку стоков, утвержденного пунктом 3 Постановления от 23.11.2010 N 196.
Довод кассатора о том, что судом не принято во внимание, что судебные акты Арбитражного суда Рязанской области по арбитражным делам N А54-4829/2009 и N А54-877/2009 приняты и вступили в законную силу после принятия оспоренного постановления N 196, являются несостоятельными, поскольку вопреки требованиям статей 65, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не указывает, каким образом указанные обстоятельства могут влиять на вывод о несоответствии оспариваемого постановлению положениям Федерального закона N 210-ФЗ.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяя законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального прав, в связи с чем, суд не вправе исследовать доказательства и устанавливать факты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления РЭК Рязанской области - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.11.2012 по делу N А54-704/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные ГУ РЭК Рязанской области и МУП "Спасские очистные сооружения" расчеты затрат на 2011 год, документы, их обосновывающие, заключения экспертиз по вопросу экономической обоснованности затрат, пояснения экспертов, суд пришел к выводу о недоказанности ГУ РЭК Рязанской области экономической обоснованности тарифа на биологическую очистку стоков, утвержденного пунктом 3 Постановления от 23.11.2010 N 196.
Довод кассатора о том, что судом не принято во внимание, что судебные акты Арбитражного суда Рязанской области по арбитражным делам N А54-4829/2009 и N А54-877/2009 приняты и вступили в законную силу после принятия оспоренного постановления N 196, являются несостоятельными, поскольку вопреки требованиям статей 65, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не указывает, каким образом указанные обстоятельства могут влиять на вывод о несоответствии оспариваемого постановлению положениям Федерального закона N 210-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 февраля 2013 г. N Ф10-5116/12 по делу N А54-704/2011