Решение Верховного Суда РФ от 26 мая 2021 г. N АКПИ21-248
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 сентября 2021 г. N АПЛ21-316 настоящее решение изменено: исключены из его мотивировочной части выводы суда о гарантированных и стимулирующих выплатах, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 610
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н.
Кириллова В.С.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Басистой Светланы Сергеевны, Ваннера Владислава Петровича о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 610 "Об условиях оплаты труда работников федерального казенного учреждения "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации",
установил:
согласно подпункту "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 610 "Об условиях оплаты труда работников федерального казенного учреждения "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" (далее - Постановление) при утверждении фонда оплаты труда работников федерального казенного учреждения "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" сверх средств, направляемых на выплату им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату (в расчете на год) премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов.
Граждане Басистая С.С., Ваннер В.П. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 4 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 3, 5, 8, 9, 12, 15, 21, 22, 56, 57, 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктам 2, 3 Постановления и постановлению Правительства Российской Федерации от 3 октября 2018 г. N 1180 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 610", не позволяют произвести перерасчет и выплату премии по результатам работы по ранее утвержденным работодателем размерам ежемесячных премий в связи с повышением должностных окладов, нарушают их трудовые права и законные интересы, в том числе: право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; право на получение в полном размере причитающейся работнику заработной платы в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; право на заработную плату в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда; право на то, что заработная плата максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации; право на запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда; соблюдение работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий соглашений и трудовых договоров, равенство прав и возможностей работников.
Как указывают административные истцы, Басистая С.С. в период с 18 марта 2015 г. по 15 июня 2018 г. и Ваннер В.П. с 1 сентября 2016 г. по 13 мая 2019 г. работали в федеральном казенном учреждении "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" (далее - ФКУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации") на должностях заместителя начальника правового отдела, начальника правового отдела. На протяжении всей трудовой деятельности Басистой С.С. и Ваннеру В.П. (более 3 лет) ежемесячно осуществлялось начисление и выплата премии по результатам работы (размер премий максимальными размерами не ограничивается) в размере 266 процентов должностного оклада по должности заместителя начальника правового отдела и 290 процентов должностного оклада по должности начальника правового отдела, то есть в размере, большем чем 3 должностных оклада в расчете на год. В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2018 г. N 1180 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 610" размеры должностных окладов работников были увеличены, но при этом работодатель отказывает в перерасчете премии по результатам работы, ссылаясь на оспариваемый подпункт "в" пункта 4 Постановления. Решением Тверского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2020 г. по делу N 2-530/2020 Басистой С.С. и Ваннеру В.П. отказано в перерасчете и выплате премии по результатам работы.
По мнению административных истцов, ограничение премий по результатам работы в размере трех должностных окладов в расчете на год относится к ежегодному формированию фонда оплаты труда работников ФКУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации", но не распространяется на порядок выплаты заработной платы, предусмотренной пунктами 2, 3 Постановления и локальными нормативными актами работодателя.
Необходимость перерасчета заработной платы, в том числе премии по результатам работы, также подтверждается официальной позицией Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, отраженной в письме от 18 мая 2007 г. N 1308-17, в котором даются разъяснения положений постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176 "Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы".
В суде административный истец Ваннер В.П., представляющий также интересы административного истца Басистой С.С. по доверенности, поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 29 марта 2021 г. N ДГ-П17-3857).
Представитель Правительства Российской Федерации Ерохина Ю.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения административного истца Ваннера В.П., представляющего также интересы административного истца Басистой С.С., представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации Ерохиной Ю.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"), Аппарат Общественной палаты согласно статье 26 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" осуществляет организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Общественной палаты, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и является федеральным казенным учреждением.
Правительство Российской Федерации, осуществляя функции и полномочия учредителя, в Постановлении определило условия оплаты труда работников ФКУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации".
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 16 октября 2006 г., N 42, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2018 г. N 1180, которое размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 октября 2018 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 8 октября 2018 г., N 41.
Пункт 4 Постановления устанавливает порядок формирования фонда оплаты труда работников ФКУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" - определение общего объема бюджетных ассигнований на оплату труда работников ФКУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" (в расчете на год), исходя из утвержденного количества должностных окладов, что соответствует действующему законодательству и не нарушает права административных истцов на оплату труда.
Регулируя трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 135 предусматривает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановление в пунктах 1-3 устанавливает систему оплаты труда работников ФКУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации", а в пункте 4 - порядок формирования фонда оплаты труда работников данного учреждения (определение общего объема бюджетных ассигнований на оплату труда работников ФКУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" (в расчете на год), исходя из утвержденного количества должностных окладов по соответствующим выплатам).
Постановлением работникам ФКУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" предусмотрены как гарантированные выплаты (должностной оклад, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска 1 раз в год), так и стимулирующие выплаты (премии по результатам работы, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда работников).
Гарантированные выплаты являются обязательными, их размеры определены Постановлением, увеличение должностных окладов работников служит основанием для перерасчета гарантированных выплат. Стимулирующие выплаты осуществляются по решению работодателя.
Порядок формирования фонда оплаты труда работников ФКУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" аналогичен порядку формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственного органа, установленному статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Предусмотренное Федеральным законом от 3 июля 2018 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" увеличение среднемесячной оплаты труда работников ФКУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" не изменяет порядка формирования фонда оплаты труда работников этого учреждения.
Доводы административных истцов о противоречии подпункта "в" пункта 4 Постановления статьям 3, 5, 8, 9, 12, 15, 21, 22, 56, 57, 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющим основные начала трудового законодательства, основные права и обязанности работника и работодателя, общие положения о трудовом договоре, оплате и нормировании труда, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают порядок формирования фонда оплаты труда работников ФКУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации".
Ссылки административных истцов на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта пунктам 2, 3 Постановления и постановлению Правительства Российской Федерации от 3 октября 2018 г. N 1180 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 610" не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт или его часть на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Басистой Светланы Сергеевны, Ваннера Владислава Петровича о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 610 "Об условиях оплаты труда работников федерального казенного учреждения "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
В.Н. Александров |
|
В.С. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 26 мая 2021 г. N АКПИ21-248
Текст решения опубликован не был