Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей:
при участии в заседании: |
Толкачевой И.Ю. Сладкопевцевой Н.Г. Шильненковой М.В. |
от истца: |
Павловой Н.В. прокурора отдела прокуратуры Калужской области (уд. ТО N 112328, поручение N 8-24/2013 от 05.02.2013); |
от ответчиков: от Администрации г. Обоянь: от ООО "Водозабор": |
Коротких О.А. (дов. N 239 от 22.02.2013); Переверзева А.В., ген.директора (протокол N 2 от 14.02.2011); Реутта А.В. (дов. от 25.02.2013); |
от третьего лица: |
Реутта А.В. (дов. от 05.10.2012); |
рассмотрев в открытом судебном кассационную жалобу прокурора Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 по делу N А35-14081/2011,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к Администрации города Обояни, ОГРН 1024600730461, г. Обоянь Курской области, и обществу с ограниченной ответственностью "Водозабор" (далее - ООО "Водозабор"), ОГРН 1104619000463, г. Обоянь Курской области, о признании недействительным концессионного соглашения от 29.12.2010 на имущественный комплекс, состоящий из объектов водоснабжения и водоотведения города Обояни, заключенного на основании конкурсной документации, утвержденной постановлением главы города Обояни от 10.11.2010 N 437, между Администрацией города Обояни и ООО "Водозабор" и о применении последствий недействительности сделки в виде обязания Администрации г. Обояни возвратить из муниципального бюджета города Обояни полученную концессионную плату, обязания ООО "Водозабор" возвратить имущество, переданное по концессионному соглашению от 29.12.2010, в казну муниципального образования, согласно перечню, указанному в исковом заявлении и указанному в приложении N 1 к оспариваемому концессионному соглашению; а также о признании недействительным открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на имущественный комплекс, состоящий из объектов водоснабжения и водоотведения города Обояни, проведенного на основании конкурсной документации, утвержденной постановлением главы г. Обояни от 10.11.2010 N 437, опубликованной в газете "Обоянская газета" 12.11.2010 N 139-140 и размещенной на официальном сайте города Обояни: www.oboyan.org (с учетом уточнений иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Впоследствии истец заявил отказ от исковых требований в части признания недействительным открытого конкурса.
Определением Арбитражного суда Курской области от 12.07.2012 было прекращено производство по делу в данной части.
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.07.2012 (судья Шведко О.И.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 (судьи Шеин А.Е., Андреещева Н.Л., Маховая Е.В.) указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, истец подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 19.07.2012 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, представители ответчиков и третьего лица просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 29.10.2010 Собранием депутатов города Обояни было принято решение N 171-4-PC "О выполнении условий, изложенных в статье 14 Федерального Закона от 21.07.2001 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (т.1 л.д.22-23), в соответствии с которым Администрации г. Обояни было поручено в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", определить лицо (концессионера), которому будут переданы права владения и пользования объектами по водоснабжению и водоотведению города Обояни, указанными в приложении N 2, для осуществления деятельности по использованию и эксплуатации данных объектов по концессионному соглашению в целях обеспечения соответствующих абонентов города Обояни услугами водоснабжения и водоотведения; решено ликвидировать МУП "Водозабор"; изъять имущество муниципальной собственности МО "город Обоянь", закрепленное за МУП "Водозабор", согласно приложению N 1; имущество муниципальной собственности, указанное в приложении N 3, в целях соблюдения комплектности при обеспечении абонентов услугами водоснабжения и водоотведения, включить в конкурсные предложения по их передаче арендатору (концессионеру), установив при этом, в целях сохранения минимального уровня роста стоимости коммунальных услуг, коэффициент концессии 0,1.
В приложениях N 1, N 2 и N 3 к вышеуказанному решению Собрания депутатов города Обояни от 29.10.2010 N 171-4-PC поименовано движимое и недвижимое имущество, изымаемое у МУП "Водозабор", а также объекты, предназначенные для передачи в концессию и долгосрочную аренду (т.1 л.д.24-28).
10.11.2010 Главой города Обояни издано постановление N 437 (т.1 л.д.29), которым предписано провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на имущественный комплекс, состоящий из объектов водоснабжения и водоотведения города Обояни, указанный в приложении N 1; передать объекты муниципального имущества МО "Город Обоянь", указанные в приложении N 2, во временное пользование (аренду) победителю открытого конкурса на срок, соответствующий сроку концессионного соглашения.
Пунктом 3 постановления N 437 от 10.11.2010 утверждены сообщение о проведении открытого конкурса (приложение N 3), конкурсная документация (приложение N 4); состав конкурсной комиссии (приложение N 5).
В п. 4 постановления N 437 от 10.11.2010 установлены условия концессионного соглашения (приложение N 6), критерии конкурса и параметры критериев для оценки конкурсных предложений (приложение N 7).
Пунктом 4.6 постановления N 437 от 10.11.2010 установлено применение коэффициента, указанного в пункте 5 Решения Собрания депутатов города Обояни от 29.10.2010 N 171-4-РС, к концессионной и арендной плате в отношении имущества, указанного в приложениях N 1 и N 2 настоящего постановления.
В соответствии с протоколом N 1 от 27.12.2010 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения на имущественный комплекс, состоящий из объектов водоснабжения и водоотведения (т.1 л.д.56-57), на конкурс представлена одна заявка от ООО "Водозабор", в связи с чем конкурсная комиссия рекомендовала концеденту объявить конкурс несостоявшимся в силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ.
Постановлением главы города Обояни от 28.12.2010 N 512 (т.1 л.д.58) открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на имущественный комплекс, состоящий из объектов водоснабжения и водоотведения города Обояни, объявлен несостоявшимся.
Единственная заявка на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения на имущественный комплекс, состоящий из объектов водоснабжения и водоотведения города Обояни, представленная ООО "Водозабор", признана соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации, что следует из протокола N 2 от 28.12.2010 (т.1 л.д.59).
28.12.2010 Администрация г. Обояни направила в адрес ООО "Водозабор" письмо N 2182 (т.1 л.д.60), в котором предложила обществу представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации.
29.12.2010 Главой города Обояни Курской области принято постановление N 514 "О заключении концессионного соглашения на имущественный комплекс, состоящий из объектов водоснабжения и водоотведения города Обояни" (т.1 л.д.58), на основании которого 29.12.2010 между Администрацией г. Обояни (концедент) и ООО "Водозабор" (концессионер) заключено концессионное соглашение на имущественный комплекс, состоящий из объектов водоснабжения и водоотведения города Обояни (т.1 л.д.92-99).
Согласно п. 1.1 концессионного соглашения от 29.12.2010 концедент передает концессионеру права владения и пользования имущественным комплексом, состоящим из объектов водоснабжения и водоотведения города Обояни, указанных в приложении N 1 к настоящему соглашению, а концессионер обязуется осуществлять деятельность по использованию и эксплуатации данных объектов в целях обеспечения соответствующих абонентов города Обоянь услугами водоснабжения и водоотведения, обеспечивая при этом выполнение условий: сроки реконструкции объекта концессионного соглашения - 40 лет, объем производства услуг водоснабжения - 550 000 куб.м/год, размер концессионной платы - 1 611 423 руб./год х 0,1 = 161 142,3 руб./год.
Ссылаясь на то, что концессионное соглашение от 29.12.2010 не соответствует действующему законодательству, вследствие чего является недействительным и не влечет правовых последствий для его участников, первый заместитель прокурора Курской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об их необоснованности. При этом суды отклонили как несостоятельные доводы истца о несогласовании сторонами всех существенных условий концессионного соглашения, указав, что предмет соглашения определен сторонами в дополнительном соглашении от 01.02.2012; оспариваемое концессионное соглашение содержит указание на обязательства концессионера по реконструкции объектов концессионного соглашения; принадлежность имущества, переданного по концессионному соглашению, муниципальному образованию "город Обоянь" на праве муниципальной собственности установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области от 08.04.2011 по делу N А35-1357/2011; концессионером заключены договоры аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 11.02.2011 N 13 и N 14.
Кроме того, суды сделали вывод о том, что размер концессионной платы, определенный сторонами в соглашении, не противоречит решению о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения, соответствует конкурсной документации и требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Однако судебная коллегия не может признать обжалуемые судебные акты законными и достаточно обоснованными в силу следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в случае заключения концессионного соглашения в соответствии с частью 6 статьи 29 настоящего Федерального закона не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия концедентом решения о заключении концессионного соглашения с заявителем, представившим единственную заявку на участие в конкурсе, концедент направляет такому заявителю проект концессионного соглашения, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия.
В разделе 14 конкурсной документации (приложение N 4 к постановлению главы г. Обоянь N 437 от 10.11.2010) (т.1 л.д.42) предусмотрено, что конкурс по решению концедента объявляется несостоявшимся в случае, если в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений. Концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и в случае его соответствия требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, принять решение о заключении с эти участником концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном конкурсном предложении.
Данные условия конкурсной документации соответствуют положениям ч. 6 ст. 29, ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
К существенным условиям концессионного соглашения ст. 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях" относит, среди прочего, размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона (п. 6.2 ч. 1 ст. 10).
Разрешая настоящий спор, суды, исходя из того, что ООО "Водозабор" предоставляет услуги населению согласно тарифам, установленным Комитетом по тарифам и ценам Курской области, руководствовались положениями ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О концессионных соглашениях", согласно которым в случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), а также в случаях, если условиями концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или плата концедента по концессионному соглашению, концессионная плата концессионным соглашением может не предусматриваться.
Однако суды не учли, что в силу п. 4 и п. 13 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О концессионных соглашениях" конкурсная документация должна содержать критерии конкурса, а также размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона (при условии, что размер концессионной платы не является критерием конкурса).
При этом концессионное соглашение заключается с единственным участником конкурса в соответствии с требованиями конкурсной документации.
В силу ч. 2 ст. 24 указанного Федерального закона в качестве критериев конкурса может устанавливаться, в том числе, размер концессионной платы.
В рассматриваемом случае размер концессионной платы являлся критерием конкурса (приложения N 3 и N 7 к постановлению Главы г. Обоянь от 10.11.2010 N 437 (т.1 л.д. 33-35, 55)) и составлял 1 611 423 руб. в год.
Концессионным соглашением установлен размер концессионной платы 161 142,3 руб. в год.
Данным обстоятельствам в части соответствия установленной в концессионном соглашении концессионной платы условиям конкурсной документации, что является требованием ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О концессионных соглашениях", суды оценки не дали.
Кроме того, судами не учтено, что в силу ст. 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях" концедентом по концессионному соглашению является муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. В настоящем случае концессионное соглашение от 29.12.2010 заключено со стороны концедента не МО "город Обоянь", а Администрацией г. Обояни.
Что касается дополнительных соглашений к концессионному соглашению, то в силу положений ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) концессионное соглашение может быть изменено по соглашению его сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения, не могут быть изменены соглашением сторон, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 38 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение от 19.07.2012 и постановление апелляционной инстанции следует отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого суду области следует устранить отмеченные недостатки и с учетом установленных обстоятельств разрешить спор, правильно применив нормы материального права.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 по делу N А35-14081/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Концессионным соглашением установлен размер концессионной платы 161 142,3 руб. в год.
Данным обстоятельствам в части соответствия установленной в концессионном соглашении концессионной платы условиям конкурсной документации, что является требованием ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О концессионных соглашениях", суды оценки не дали.
Кроме того, судами не учтено, что в силу ст. 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях" концедентом по концессионному соглашению является муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. В настоящем случае концессионное соглашение от 29.12.2010 заключено со стороны концедента не МО "город Обоянь", а Администрацией г. Обояни.
Что касается дополнительных соглашений к концессионному соглашению, то в силу положений ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) концессионное соглашение может быть изменено по соглашению его сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения, не могут быть изменены соглашением сторон, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 38 настоящего Федерального закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2013 г. N Ф10-160/13 по делу N А35-14081/2011