Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объёме 14.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В., |
судей: |
Нарусова М.М., Маненкова А.Н., |
при участии в заседании: |
|
от истца: ВРООИ "Импульс" ОГРН 1033692002178 ИНН 3666089166 |
Берг О.В. - представитель по доверенности от 01.01.2013; |
от ответчика: администрация городского округа город Воронеж ОГРН 1023601575733 ИНН 3650002882 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бусыгиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2012 (судья Лукавенко В.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 (судьи: Мокроусова Л.М., Миронцева Н.Д., Поротиков А.И.) по делу N А14-11439/2012,
УСТАНОВИЛ:
Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" (далее - ВРООИ "Импульс", истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация, ответчик) о признании недействительными торгов по продаже в собственность земельных участков, договоров аренды земельных участков, заключенных по результатам торгов, и применении реституции.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ВРООИ "Импульс" обратилось в арбитражный суд кассационной инстанции с настоящей жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель истца, поддержав доводы, изложенные в кассационной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в суд не прибыл, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Принимая во внимание надлежащее извещение ответчика о времени и месте рассмотрения дела, с учетом мнения представителя истца кассационная инстанция считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие ответчика и его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав мнение представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как установлено судом, 08.12.2011 в газете "Берег" N 136 (1419) опубликовано информационное сообщение департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж, согласно которому 13.01.2012 в 11 часов в помещении по адресу: ул. Кольцовская, 45, каб. 407, состоятся торги (аукцион, открытый по составу участников и по форме подачи предложений по цене) по продаже в собственность для проектирования и строительства многоквартирных жилых домов следующих земельных участков:
Лот N 1: земельный участок площадью 1977 кв.м, кадастровый номер 36:34:050204:102, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Кемеровская, 43, и земельный участок площадью 3247 кв.м, кадастровый номер 36:34:050204:69, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Кемеровская, 44. Начальный размер выкупной цены - 22 755 700 руб.
Лот N 2: земельный участок площадью 1603 кв.м, кадастровый номер 36:34:0506024:2, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января, 131. Начальный размер выкупной цены - 8 071 000 руб.
Лот N 3: земельный участок площадью 1098 кв.м, кадастровый номер 36:34:0102003:13, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Федора Тютчева, 95, земельный участок площадью 1313 кв.м, кадастровый номер 36:34:0102003:14, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Федора Тютчева, 97, и земельный участок площадью 2773 кв.м, кадастровый номер 36:34:0102003:15, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Федора Тютчева, 99. Начальный размер выкупной цены - 4 964 900 руб.
Желая участвовать в торгах, но намереваясь приобрести только один земельный участок из включенных в вышеуказанные лоты, ВРООИ "Импульс" обратилась к администрации городского округа город Воронеж с заявлением от 16.12.2011 N 315-БЮВ о разделении лотов N 1 и N 3 на отдельные земельные участки.
Ответ на указанное заявление ВРООИ "Импульс" не получен.
Полагая, что объединение на торгах по продаже государственного и муниципального имущества в один лот нескольких объектов, которые могут быть использованы отдельно друг от друга, является незаконным, а также нарушающим права потенциальных заявителей на приобретение в собственность отдельного земельного участка посредством торгов, истец, ссылаясь на требования ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно п. 4 ст. 477 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Организация и порядок проведения торгов определен положениями ст. 448 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Положениями ч. 1 ст. 17.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, предусмотренном п. 1 - п. 16 ч. 1 названной статьи.
Согласно п. 1 ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
На основании п. 4 указанной статьи порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 утверждены "Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
В соответствии с подп. "в" п. 8 "Правил" извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать сведения, в том числе, о предмете торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.
Исходя из вышеприведенных норм материального права суд пришел к правомерному выводу об отсутствии в действующем законодательстве запрета на включение в один лот аукциона нескольких обособленных земельных участков, поскольку порядок либо принципы формирования лотов при определении предмета торгов в отношении земельных участков не предусмотрены нормативными правовыми актами.
Информационное сообщение о проведении торгов, опубликованное ответчиком в газете "Берег" от 08.12.2011 N 136, содержало все сведения, предусмотренные законодательством.
Доводы кассационной жалобы о том, что объединение нескольких земельных участков в один лот аукциона противоречит требованиям ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", суд кассационной инстанции полагает подлежащими отклонению в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Как указано выше, положениями ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" также установлен запрет при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Вместе с тем, вышеприведенные нормы материального права, в том числе и ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", на требования которой ссылается истец в обоснование заявленных требований, прямого запрета на объединение нескольких обособленных земельных участков в один лот, либо прямого указания на необходимость формирования предмета торгов по принципу: один лот - один земельный участок, такое объединение будет иметь признаки неправомерного только в случае наличия в действиях лиц, проводящих торги, злоупотребления правом, то есть осуществление такого объединения с целью, противной основам правопорядка, либо в целях ограничения конкуренции.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из положений п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать обстоятельства нарушения порядка его проведения, которые привели или с учетом обстоятельств дела могли привести к неправильному определению победителя, а также наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Вместе с тем, истец в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не доказал, что в данном случае включение в один лот аукциона нескольких земельных участков привело или могло привести к ограничению конкуренции. Доказательств несоответствия оспариваемого аукциона закону или иному нормативному правовому акту в материалы дела также не представлено.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, с учетом имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований являются обоснованными.
Оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу N А14-11439/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано выше, положениями ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" также установлен запрет при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Вместе с тем, вышеприведенные нормы материального права, в том числе и ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", на требования которой ссылается истец в обоснование заявленных требований, прямого запрета на объединение нескольких обособленных земельных участков в один лот, либо прямого указания на необходимость формирования предмета торгов по принципу: один лот - один земельный участок, такое объединение будет иметь признаки неправомерного только в случае наличия в действиях лиц, проводящих торги, злоупотребления правом, то есть осуществление такого объединения с целью, противной основам правопорядка, либо в целях ограничения конкуренции.
...
Из положений п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать обстоятельства нарушения порядка его проведения, которые привели или с учетом обстоятельств дела могли привести к неправильному определению победителя, а также наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 марта 2013 г. N Ф10-352/13 по делу N А14-11439/2012