Правовое управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка рассмотрело обращение АО "Сочинский хлебокомбинат" от 26 декабря 2017 г. N 816/13 и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) деятельность по закупке алкогольной продукции в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях, лицензированию не подлежит.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, организация, использующая алкогольную продукцию в целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, может закупить такую алкогольную продукцию у организации, имеющей лицензию, предусматривающую поставку алкогольной продукции в соответствии с видами деятельности, определенными пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, а именно осуществляющей:
- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции;
- закупку, хранение и поставки алкогольной продукции;
- производство, хранение, поставки и розничную продажу произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
Таким образом, хозяйствующий субъект самостоятельно определяет способы и порядок осуществления предпринимательской деятельности, в том числе порядок взаимодействия с контрагентами исходя из специфики осуществляемой предпринимательской деятельности.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка не уполномочена принимать меры по разрешению споров хозяйствующих субъектов.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. (далее - ЕГАИС).
Указанное требование не распространяется на учет объема закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (подпункт 4 пункта 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ).
Таким образом, Законом N 171-ФЗ не предусмотрена обязанность организации фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях её использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве кондитерских изделий.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 (далее - Правила).
Перечень информации, передаваемой в систему ЕГАИС, содержится в пункте 6 Правил, а порядок фиксации такой информации в пункте 21 Правил.
В соответствии с подпунктами 18 и 25 пункта 6 Правил организации представляют в ЕГАИС сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), а также сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес).
Таким образом, поставщик при осуществлении поставки алкогольной продукции покупателю, осуществляющему закупку алкогольной продукции в целях её использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве кондитерских изделий, после фиксации в ЕГАИС информации, предусмотренной пунктом 6 Правил, получает уведомление (квитанцию) с предупреждением по грузополучателю об отсутствии у него действующей лицензии. На основании данного уведомления осуществляется списание с баланса поставщика в ЕГАИС соответствующего количества отгруженной продукции.
Начальник Правового управления |
А.В. Коробутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 25 января 2018 г. N Г-482/03-04 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был