Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объёме 03.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В., |
судей: |
Маненкова А.Н., Нарусова М.М., |
при участии в заседании: |
|
от истца: ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" ОГРН 1026200870080 ИНН 6227001899 |
Добронравов А.М. - представитель по доверенности от 27.06.2011 N 21/100-1/; |
от ответчика: Администрация города Рязани ОГРН 1026201270260 ИНН 6227000292 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
от третьих лиц: Министерство имущественных и земельных отношений по Рязанской области
ТУ Росимущества в Рязанской области |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рязанского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов на решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.10.2012 (судья Сельдемирова В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 (судьи: Заикина Н.В., Капустина Л.А., Тучкова О.Г.) по делу N А54-4906/2012,
УСТАНОВИЛ:
Рязанское открытое акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов (далее - ОАО "Рязаньтранснефтепродукт", истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к администрации города Рязани (далее - Администрация, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0090002:84, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Гоголя, д. 35А, и принятии первого предложения пункта 2.1 проекта договора в редакции истца: "Цена указанного участка составляет 49 934 рубля 61 копейку, что равняется одному проценту от его кадастровой стоимости".
Определениями Арбитражного суда Рязанской области от 25.07.2012 и от 03.08.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений по Рязанской области (далее - МИЗО по Рязанской области), а также Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее - ТУ Росимущества в Рязанской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 09.10.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с настоящей кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" поддержал доводы кассационной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на рассмотрение дела в суд кассационной инстанции не прибыли, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд кассационной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не прибывших в судебное заседание лиц и их представителей в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 17.11.1992 N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефте-продуктообеспечения" и от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" создано ОАО "Рязаньтранснефтепродукт", являющееся правопреемником Рязанского объединения магистральных нефтепродуктов.
В ходе приватизации Рязанского объединения магистральных нефтепродуктов в состав приватизируемого имущества в качестве объекта незавершенного строительства вошло здание центрального диспетчерского пункта, что подтверждается соответствующим планом приватизации указанного объединения.
Указанное здание центрального диспетчерского пункта принято в эксплуатацию в 1996 году согласно акту приемки законченного строительством объекта от 21.06.1996.
Согласно представленному в материалы дела дубликату регистрационного удостоверения, выданного БТИ, за ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" 18.07.1996 зарегистрировано право собственности на нежилое строение общей площадью 4 369, 3 кв. м, расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Гоголя, д. 35А.
17.03.2003 ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 62 МГ N 031381, из содержания которого следует, что за указанным обществом зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - здание центрального диспетчерского пункта, лит. А, назначение - административное, общей площадью 4 315, 7 кв. м, расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Гоголя, д. 35А.
29.03.2001 между администрацией города Рязани (арендодатель) и ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N А142-01, по условиям которого обществу в аренду сроком с 12.03.2001 по 12.03.2011 передан земельный участок с кадастровым номером 62:29:090002:34, общей площадью 3 518, 8 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Гоголя, д. 35А (Железнодорожный округ), для размещения и эксплуатации здания центрального диспетчерского пункта.
11.03.2011 ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" обратилось к Администрации с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, а также положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановлением администрации города Рязани от 20.05.2011 N 2192 принято решение о продаже ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" земельного участка с кадастровым номером 62:29:090002:84 для размещения и эксплуатации здания центрального диспетчерского пункта.
Кроме того, Администрацией в адрес ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" направлен проект договора N 184-11 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:090002:84.
В соответствии с расчетом от 20.04.2011, произведенным согласно п. 2.1 проекта договора, цена вышеуказанного земельного участка составляет 1 438 011 руб. 20 коп.
Полагая, что, поскольку на спорном земельном участке находится принадлежащий истцу на праве собственности объект недвижимого имущества, отчужденный из государственной (федеральной) собственности, ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" имеет право на выкуп данного земельного участка по льготной цене, равной 1% от кадастровой стоимости земельного участка, истец направил в адрес Администрации протокол разногласий от 11.03.2012 к проекту договора N 184-11 купли-продажи земельного участка.
При этом истец предложил ответчику п. 2.1 проекта договора изложить в следующей редакции: "Цена указанного участка составляет 49 934 рубля 61 копейку, что равняется одному проценту от его кадастровой стоимости".
В ответ на указанное обращение Администрация направила в адрес ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" письмо от 20.04.2012 N 01-69/3169, которым указала на отсутствие оснований для перерасчета выкупной цены земельного участка.
При этом ответчик указал на то, что центральный диспетчерский пункт вошел в план приватизации как объект незавершенного строительства, в связи с чем применение выкупной стоимости земельного участка в размере 1% кадастровой стоимости невозможно.
Поскольку указанные разногласия по договору купли-продажи спорного земельного участка не урегулированы сторонами в досудебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая исковые требования по существу, суд указал, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности истцу с момента приватизации государственного предприятия, ранее находившийся в собственности Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о том, что указанный земельный участок относится к федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд не учел следующее.
В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как указано выше, согласно плану приватизации Рязанского объединения магистральных нефтепродуктов в состав приватизируемого имущества в качестве объекта незавершенного строительства вошло здание центрального диспетчерского пункта.
При этом указанный план приватизации каких-либо идентифицирующих признаков вышеназванного объекта недвижимого имущества не содержит.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суду надлежало выяснить обстоятельства дела, касающиеся объекта недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, после чего определить является ли здание центрального диспетчерского пункта, указанное в вышеназванном плане приватизации, и здание центрального диспетчерского пункта, на которое ссылается истец, одним и тем же объектом недвижимого имущества.
В силу ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся, в том числе, земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с п. 5 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные Правительством Российской Федерации до 01.07.2006 акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Между тем, в материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства, подтверждающие регистрацию права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией.
Доказательства издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных актов, на основании которых за Российской Федерации могло быть зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок при разграничении государственной собственности на землю в материалы дела также не представлены.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела судом не достаточно полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду следует устранить отмеченные недостатки, и, надлежащим образом установив обстоятельства, имеющие значение для дела, принять по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.10.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 по делу N А54-4906/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
А.Н. Маненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 апреля 2013 г. N Ф10-863/13 по делу N А54-4906/2012
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2013 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-4906/12
03.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-863/13
21.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5914/12
22.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5914/12
09.10.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-4906/12