Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей: |
Шелудяева В.Н. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ИП Железова А.Г., г. Алексин Тульской обл., ОГРН 304714611900054 |
Аксенов О.В. - дов. от 14.06.2011 на 3 года |
от заинтересованного лица - Администрации МО Алексинский район, г. Алексин Тульской обл., ОГРН 1027103676269 |
Ворогущина О.Е. - дов. N 3 от 09.01.2013 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Алексинский район на решение Арбитражного суда Тульской области от 20.11.2012 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 (судьи Тиминская О.А., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А68-6835/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Железов Александр Геннадьевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования Алексинский район (далее - Администрация) в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 485 кв.м с кадастровым номером 71:24:020108:30, оформленного письмом от 09.07.2012 N Ж-1437, и об обязании Администрации подготовить и выдать градостроительный план земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.11.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требования заявителя отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы жалобы.
Представитель Железова А.Г. просил оставить принятые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 20.11.2012 и постановление от 21.01.2013 отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 21.03.2007 ООО "Инвестпром" (далее - Общество) обратилось в Администрацию с заявлением о выделении земельного участка в районе магазина "Бор" под строительство офисного здания общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: ул. 50 лет Октября, перед магазином "Лорд".
Распоряжением главы Администрации от 02.04.2007 N 371-р создана межведомственная комиссия по выбору земельного участка для строительства офисного здания в МКР "Бор" г. Алексина.
В газете "Алексинские вести" от 22.11.2007 N 52 (13511) размещена информация о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 485кв.м для строительства офисного здания в МКР "Бор", улица 50 лет Октября, рядом с магазином "Лорд".
Постановлением главы Администрации от 25.01.2008 N 137 утвержден акт комиссии от 30.10.2007 по определению возможности выделения земельного участка для строительства офисного здания в МКР "Бор", улица 50 лет Октября; предварительно согласовано место размещения объекта.
Постановлением главы Администрации от 25.01.2008 N 138 сформирован земельный участок площадью 485 кв.м по адресу: г. Алексин, ул. 50 лет Октября, из земель категории "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием "для размещения объектов предпринимательской деятельности", утвержден проект границ названного земельного участка.
На основании данного постановления 04.02.2008 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 71:24:020108:30.
Во исполнение постановления Администрации от 14.08.2009 N 1546 "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "Инвестпром" 26.01.2010 между Администрацией и Обществом заключен договор N 1051-ЗМ аренды названного земельного участка на срок три года, для строительства офисного здания.
28.04.2011 Общество уступило Железову А.Г. права и обязанности по договору аренды земельного участка от 26.01.2010 N 1051-ЗМ, заключив договор о передаче (уступке).
Договоры аренды и передачи (уступки) прав арендатора зарегистрированы в установленном законом порядке.
15.06.2012 предприниматель Железов А.Г. обратился в Администрацию с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 71:24:020108:30.
Письмом от 09.07.2012 N Ж-1437 Администрация отказала предпринимателю в подготовке градостроительного плана для размещения офисного здания, ссылаясь на то, что в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Алексин Алексинского района Тульской области (далее - Правила землепользования и застройки), утвержденными Собранием депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 29.06.2009 N 5 (5)2, указанный земельный участок является территорией общего пользования, зоной аллей, скверов, бульваров (зона ТОП-2).
Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы как предпринимателя, Железов А.Г. обратился с указанным заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что формирование, постановка на кадастровый учет и предоставление спорного земельного участка было осуществлено к моменту вынесения решения об утверждении Правил землепользования и застройки, что исключает возможность использования его в каких-либо иных целях, кроме строительства офисного здания.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции, кроме того указал, что отсутствуют доказательства расположения спорного земельного участка в зоне ТОП-2.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными решениями, так как выводы суда двух инстанций не соответствуют материалам дела, судебные акты постановлены при неполно исследованных обстоятельствах.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Частью 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктами 1, 4 части 2 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; видов территориальных зон.
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства необходимо представить в уполномоченный орган пакет документов, в том числе градостроительный план земельного участка.
Согласно части 5 статьи 41 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
В силу пункта 4 части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте. При этом в градостроительном плане земельного участка должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
Как видно из материалов дела, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 06.02.2008 с разрешенным использованием: для размещения объектов предпринимательской деятельности.
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района (далее - решение Собрания депутатов) от 29.06.2009 N 5(5).2 были утверждены Генеральный план муниципального образования город Алексин, Правила землепользования и застройки муниципального образования город Алексин, карты-схемы Генерального плана, градостроительного зонирования (т.1, л.д.85). Согласно пункту 4 решения оно вступает в силу с даты официального опубликования. Данный нормативный акт опубликован в газете "Алексинские вести" 08.07.2009 (т.1, л.д. 133).
По сообщению Администрации, в соответствии с утвержденными Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки спорный земельный участок вошел в зону земель общего пользования - зону аллей, скверов, бульваров - зона ТОП-2 (т.1, л.д.24).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ территория общего пользования это территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Ссылка суда первой инстанции на то, что предоставление спорного земельного участка произошло до утверждения решением Собрания депутатов Генерального плана и Правил землепользования и застройки, не верна. Как указано выше, земельный участок был предоставлен в аренду Обществу "Инвестпром" постановлением Администрации от 14.08.2009 N 1546, а договор аренды между Администрацией и Обществом заключен 26.01.2010, то есть после принятия решения Собранием депутатов.
По смыслу пункта 8 статьи 36 ГрК РФ при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно, вид разрешенного использования, у землепользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.
Однако, спорный земельный участок до 08.07.2009 никому не предоставлялся и никем не использовался.
Ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок расположен в зоне ТОП-2, суд апелляционной инстанции оставил без внимания и не дал оценки имеющему в деле заключению кадастрового инженера Марковой С.В., согласно которому земельный участок с кадастровым номером 71:24:020108:30, расположенный по адресу: г. Алексин, ул. 50 лет Октября, находится в пределах территории общего пользования, ТОП-2 - зона аллей, скверов, бульваров, согласно карте градостроительного зонирования МО город Алексин (т.1, л.д.77).
Обязывая Администрацию выдать предпринимателю Железову А.Г. градостроительный план с целью дальнейшего его обращения за разрешением на строительство офисного здания, суду необходимо было установить, к какой конкретно территориальной зоне и, соответственно, к какому виду разрешенного использования относится спорный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки.
Учитывая, что суд двух инстанций не установил все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, суд кассационной инстанции полагает необходимым обжалуемые судебные решения отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287; ч.ч. 1, 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 20.11.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А68-6835/2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 5 статьи 41 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
В силу пункта 4 части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте. При этом в градостроительном плане земельного участка должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
...
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ территория общего пользования это территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
...
По смыслу пункта 8 статьи 36 ГрК РФ при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно, вид разрешенного использования, у землепользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 апреля 2013 г. N Ф10-1055/13 по делу N А68-6835/2012
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2013 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-6835/12
16.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1055/13
21.01.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6513/12
20.11.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-6835/12