Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шуровой Л.Ф. |
судей: |
Егорова Е.И. |
|
Ермакова М.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Топильской М.С.
Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляют:
от Арбитражного суда Рязанской области - секретарь судебного заседания Кузина Е.Н.
от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Топильская М.С.
В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание установлены судьей Арбитражного суда Рязанской области Афанасьевой И.В.
При участии в заседании: |
|
|
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области 390011, г. Рязань, ул. Куйбышевское шоссе, д. 21 (ОГРН 1046213016420) |
|
Жигаева Е.Н. - представитель по доверенности N 03-07/00071 от 14.01.2013. |
|
|
|
от Индивидуального предпринимателя Штучкина А.А. 390047, г. Рязань, ул. Связи, д. 18, кв. 8 |
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.10.2012 (судья Мегедь И.Ю.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 (судьи Тимашкова Е.Н., Еремичева Н.В., Игнашина Г.Д.) по делу NА54-5244/2012
УСТАНОВИЛ:
Штучкин Александр Александрович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 21.02.2012. об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 04.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Межрайонная инспекция ФНС N 6 по Рязанской области обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Инспекции, явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, 08.02.2012 Штучкиным А.А. - единственным учредителем - было принято решение N 1 об учреждении общества с ограниченной ответственностью "Строитель", об утверждении устава общества, о назначении на должность генерального директора общества Штучкина А.А.
14.02.2012 Штучкин А.А. обратился в налоговый орган с заявлением по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица - ООО "Строитель" при его создании.
Регистрирующим органом 21.02.2012 было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, в связи с не предоставлением заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 (заявление, содержащее недостоверную информацию считается не поданным).
Полагая, что данный отказ не соответствует требованиям Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), нарушает его право на занятие предпринимательской и иной экономической деятельности, Штучкин А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение государственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя.
На основании ч. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен статьей 12 Закона N 129-ФЗ, является исчерпывающим и включает: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники и засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
В силу п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов установленных законом.
В соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица допускается в случае: а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона; з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона; и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица при его создании Законом о государственной регистрации не предусмотрено. Приведенный в статье 23 указанного Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.
Согласно названному Постановлению в случае государственной регистрации юридического лица при создании предоставляется заявление по форме N Р11001.
Как следует из материалов дела Штучкиным А.А. были представлены в регистрирующий орган заявление по форме N Р11001 и полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, в связи с чем, суд правомерно указал на отсутствие у Инспекции оснований предусмотренных п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ для отказа в государственной регистрации.
При этом из оспариваемого решения не усматривается, в чем именно выразилась недостоверность заявленных требований.
По мнению налогового органа, в представленном заявлении на странице 02 "количество обособленных подразделений юридического лица" в пункте 10.1 "филиалов" сведения о количестве филиалов отсутствуют и указано "операции с недвижимостью", тогда как вместо этой фразы, должно быть указано - "сведения указываются в листе И заявления".
Вместе с тем, заявитель пояснил, что фраза "операции с недвижимостью" отражена в заявлении в связи с технической ошибкой. Филиалы юридического лица не создавались, поэтому их количество в соответствующей графе не указано и лист И к заявлению не приложен.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что наличие такого рода технической ошибки само по себе не является основанием для отказа в совершении испрашиваемых регистрационных действий.
Таким образом, у Инспекции имелась достоверная и достаточная информация для государственной регистрации юридического лица при его создании. Наличие неточностей, допущенных при заполнении заявления, носит устранимый характер и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае Инспекция должна была доказать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.
Однако, в нарушение указанной нормы доказательств того, что допущенное Штучкиным А.А. при оформлении заявления нарушение являлось существенным и влекло признание данного заявления не поданным, Инспекция не представила.
Довод налогового органа о том, что поданное Штучкиным А.А. заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 не соответствует форме заявления утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, кассационная коллегия находит несостоятельным ввиду следующего.
В пункте 9 письма Федеральной налоговой службы РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2009 N312-ФЗ" указано, что форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, не отвечает требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, и до утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм названных заявлений, рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru.
Именно данная форма заявления N Р11001, предложенная Федеральной налоговой службой России, как отвечающая требованиям Федерального закона N 312-ФЗ, использовалась Штучкиным А.А. для регистрации юридического лица при создании.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
Нарушение норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.10.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 по делу N А54-5244/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод налогового органа о том, что поданное Штучкиным А.А. заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 не соответствует форме заявления утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, кассационная коллегия находит несостоятельным ввиду следующего.
В пункте 9 письма Федеральной налоговой службы РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2009 N312-ФЗ" указано, что форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, не отвечает требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, и до утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм названных заявлений, рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru.
Именно данная форма заявления N Р11001, предложенная Федеральной налоговой службой России, как отвечающая требованиям Федерального закона N 312-ФЗ, использовалась Штучкиным А.А. для регистрации юридического лица при создании."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 марта 2013 г. N Ф10-672/13 по делу N А54-5244/2012
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-672/13
05.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5812/12
15.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5812/12
04.10.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5244/12