г. Калуга |
|
6 февраля 2015 г. |
Дело N А14-2214/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2015.
Полный текст постановления изготовлен 06.02.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей |
|
Николаевой Н.Н. Смолко С.И. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи при участии в заседании: |
|
Кузиной И.А. |
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ул. 9 Января, д. 36, г. Воронеж, 394006, ИНН 3664099440, ОГРН 1093668037220) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ул. Донбасская, д. 2, г. Воронеж, 394026, ИНН 3664062360, ОГРН 1043600196254)
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области (ул. Лизюкова, д. 2, г. Воронеж, 394077, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) |
|
- Пучниной Е.В. - представитель (доверенность N 179Д от 30.12.2014);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А14-2214/2014,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества в Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 04.12.2013 N 02/018/2013-368 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:01:0700004:116 общей площадью 1 482 500 кв. м и об обязании произвести государственную регистрацию права собственности РФ на указанный земельный участок.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области.
Решением арбитражного суда от 01.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ТУ Росимущества в Воронежской области просит отменить обжалуемое постановление суда, оставив решение суда первой инстанции в силе.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Воронежской области, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 15.10.2013 ТУ Росимущества в Воронежской области обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:01:0700004:116, общей площадью 1 482 500 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 1600 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Воронежская область, р-н Аннинский, п. Круглоподпольное, ул. Набережная, д. 27.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, указанный земельный участок сформирован из земель сельскохозяйственного назначения в пределах границ замкнутого водоема.
04.12.2013 регистрирующим органом было принято решение N 02/018/2013-368 об отказе в государственной регистрации права собственности.
Считая данный отказ незаконным, ТУ Росимущества в Воронежской области оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок фактически сформирован, в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:01:0700004:116, действия по его формированию не обжалованы, а поэтому у регистрирующего органа не имелось предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Отменяя решения суда и, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с абзацами 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа заявителю в государственной регистрации права собственности на земельный участок послужил вывод регистрирующего органа о непредставлении заявителем документов, свидетельствующих о праве собственности Российской Федерации на водный объект, расположенный в пределах границ спорного земельного участка, а также о неправомерном формировании земельного участка, занятого водным объектом.
Признавая действия Управления Росреестра по Воронежской области в этой части правомерными, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующие нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Как следует из материалов дела, допустимых доказательств, свидетельствующих о принадлежности спорного водного объекта к федеральной собственности, Управлением Росимущества в Воронежской области суду представлено не было.
Указанные документы заявителем не представлялись и в регистрирующий орган при подаче заявления о регистрации права собственности на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах спора действия регистрирующего органа, связанные с отказом в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:01:0700004:116, арбитражным судом апелляционной инстанции обоснованно признаны правомерными.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу N А14-2214/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацами 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
...
В соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда.
...
В соответствии с частью 1 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 февраля 2015 г. N Ф10-4832/14 по делу N А14-2214/2014