Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 28.06.2021 N 425
Основные направления
повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга на 2021 - 2024 годы
1. Общие положения
Основные направления повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга (далее - Основные направления) определяют приоритеты и способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере содействия повышению финансовой грамотности населения, создания системы финансового образования и информирования по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг в Санкт-Петербурге.
Правовую основу Основных направлений составляет "Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р.
Общее руководство и контроль за реализацией Основных направлений осуществляются Межведомственной комиссией по вопросам повышения финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга, созданной Комитетом финансов Санкт-Петербурга.
2. Основные понятия
В Основных направлениях используются следующие понятия:
финансовая грамотность - показатель уровня финансового образования, формирующего разумное финансовое поведение и ответственное отношение к личным финансам (включает в себя бюджетную, налоговую и инвестиционную грамотность);
бюджетная грамотность - показатель уровня понимания и умения анализировать информацию о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, содержащуюся в нормативных правовых актах, знания своих прав и обязанностей при формировании, распределении и использовании бюджетных средств, а также наличия практических навыков по реализации этих прав в рамках участия в бюджетном процессе;
налоговая грамотность - показатель уровня понимания законодательства о налогах и сборах, общих принципов налогообложения, а также сознательного отношения к обязанности налогоплательщика;
инвестиционная грамотность - показатель уровня осведомленности о принципах инвестирования, умения оценивать риски и использовать инструменты инвестирования.
3. Состояние и проблемы финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга
Согласно основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 29.09.2018, мероприятия по повышению уровня доступности и качества финансовых услуг для потребителей и уровня финансовой грамотности населения будут включены в комплекс мер, направленных на формирование доверительной среды и развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности и обеспечение доступности финансовых услуг.
Согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, открытость бюджетного процесса и вовлечение в него институтов гражданского общества способствуют повышению эффективности бюджетных расходов и соответствуют лучшей мировой практике.
В Санкт-Петербурге вопросы повышения уровня финансовой грамотности населения также не теряют своей актуальности. Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" повышение правовой, финансовой и цифровой грамотности населения рассматривается в качестве одной из задач по повышению образованности, качества и доступности образования для всех слоев населения. Развитие сферы образования, в свою очередь, является важным условием обеспечения устойчивого развития Санкт-Петербурга, повышения его конкурентоспособности в формировании и накоплении интеллектуального капитала.
Недостаточно высокий уровень финансовой грамотности населения негативно влияет на благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, замедляет инвестиционные процессы и приводит к ухудшению социально-экономического положения региона.
Эксперты ожидают, что в 2021 году останутся высокими темпы ипотечного кредитования, а розничное кредитование в целом по-прежнему будет опережать динамику зарплат, в связи с чем отношение задолженности и зарплаты по итогам 2021 года может увеличиться еще на 4 - 6 процента.
Представленные данные свидетельствуют о высокой актуальности мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга и информированности о способах защиты прав потребителей финансовых услуг.
В 2018 году между Министерством финансов Российской Федерации, Правительством Санкт-Петербурга и Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов заключено соглашение о распространении учебно-методических комплектов с целью реализации образовательных программ по финансовой грамотности в образовательных организациях на территории Санкт-Петербурга.
В рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации "Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся" проводится обучение педагогов общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций.
В рамках реализации совместных проектов Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка по развитию финансовой и бюджетной грамотности в Российской Федерации активное участие в мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга, в том числе в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности и Всероссийской недели сбережений, принимают Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Северо-Западном федеральном округе Центрального банка Российской Федерации, Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Санкт-Петербургу, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, высшие учебные заведения, институты финансового рынка.
Для вовлечения жителей Санкт-Петербурга в процесс распределения средств бюджета Санкт-Петербурга с 2016 года реализуется проект инициативного бюджетирования "Твой бюджет". В процессе подготовки и отбора инициатив проводится обучение городских активистов, в рамках которого в том числе рассматриваются вопросы финансовой и бюджетной грамотности.
В целях обеспечения открытости и прозрачности бюджетного процесса в Санкт-Петербурге в августе 2019 года открыт интернет-портал "Открытый бюджет Санкт-Петербурга", рассчитанный на широкую аудиторию, не обладающую специальными знаниями в области финансов, и содержащий обширную информацию о бюджете Санкт-Петербурга, однако статистика посещений сайта пока свидетельствует о низком интересе жителей Санкт-Петербурга к открытым бюджетным данным.
Вместе с тем уровень финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга является недостаточно высоким и требует систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон, в том числе в рамках Основных направлений.
По итогам исследования, проведенного в 2020 году по заказу Министерства финансов Российской Федерации в рамках Проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком, Санкт-Петербург по уровню финансовой грамотности населения отнесен к группе D ("ниже среднего"),
В ходе опроса жители региона дали оценку своему умению распоряжаться личными денежными средствами. Низко оценили свое умение распоряжаться деньгами (оценки "1" и "2" по пятибалльной шкале) 12 процентов жителей региона. На "4" и "5" свою финансовую грамотность оценили 50 процентов. Большинство жителей региона считают, что их уровень финансовой грамотности (умение распоряжаться личными денежными средствами) за последний год существенно не изменился.
Российскому потребителю финансовых услуг в большой степени присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство, а также пассивное отношение к контролю за личными финансами, что является преимущественно следствием следующих двух групп проблем.
Первая группа проблем связана с отсутствием четкого распределения полномочий и ответственности за принятие финансовых решений как на уровне индивида, так и на уровне участников финансового рынка, низкой информированностью в области защиты прав потребителей, отсутствием со стороны населения доверия к финансовой системе.
Вторая группа проблем связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком доступных образовательных программ и материалов для всех слоев населения, а также с недостаточным количеством квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг и взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
4. Цель и задачи повышения уровня финансовой грамотности населения
Основной целью деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения, является содействие формированию у жителей Санкт-Петербурга разумного финансового поведения, их ответственного отношения к личным финансам, вовлечение жителей в принятие бюджетных решений, а также повышение эффективности защиты их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Санкт-Петербурга.
Финансово грамотный гражданин должен как минимум:
следить за состоянием личных финансов; планировать свои доходы и расходы;
формировать долгосрочные сбережения, в том числе для непредвиденных обстоятельств;
иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
рационально выбирать финансовые услуги;
жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
знать о рисках на рынке финансовых услуг;
знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
вести финансовую подготовку к жизни на пенсии;
участвовать в принятии бюджетных решений (публичных слушаниях по проекту бюджета Санкт-Петербурга и отчету об исполнении бюджета, проектах инициативного бюджетирования, общественном контроле).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
создание кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности и доведение до потребителя образовательных программ и инструментов повышения финансовой грамотности;
проведение мероприятий по информированию населения Санкт-Петербурга о финансовой грамотности, бюджетной грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения;
участие в мероприятиях в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне.
Приоритетными целевыми группами населения Санкт-Петербурга для реализации Основных направлений являются:
целевая группа населения, составляющая потенциал будущего развития России, - обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе воспитанники детских домов и школ-интернатов;
целевая группа населения, склонная к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах, - граждане с низким и средним уровнем доходов;
целевая группа населения, испытывающая трудности при реализации своих прав на финансовое образование и защиту прав потребителя финансовых услуг, - граждане пенсионного и предпенсионного возраста и лица с ограниченными возможностями здоровья;
целевая группа населения, способная оказывать влияние на повышение эффективности бюджетных расходов и качества жизни в Санкт-Петербурге, - граждане, интересующиеся направлениями расходования бюджетных средств;
предприниматели как важнейшая группа налогоплательщиков, обеспечивающая интенсивное развитие экономики Санкт-Петербурга.
Решение задач будет осуществляться в рамках плана мероприятий по реализации Основных направлений повышения уровня финансовой грамотности населения, утверждаемого распоряжением Комитета финансов Санкт-Петербурга (далее - план мероприятий). План мероприятий формируется в разрезе основных компонентов повышения уровня финансовой грамотности населения и включает в себя перечень мероприятий, состав ответственных исполнителей и информацию о сроках исполнения мероприятий.
5. Основные компоненты повышения уровня финансовой грамотности населения
5.1. Компонент 1. Создание кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности и доведение до потребителя образовательных программ и инструментов повышения финансовой грамотности
Целью данного компонента является формирование у педагогов общеобразовательных школ, педагогов профессиональных образовательных учреждений и специалистов системы социального обслуживания населения Санкт-Петербурга навыков преподавания курса финансовой грамотности для последующей передачи обучающимся знаний основ финансовой грамотности и формирования поведенческих моделей, основанных на ответственном отношении к личным финансам.
В рамках данного компонента предусмотрены следующие направления деятельности:
повышение квалификации педагогических работников по содержанию и методике преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся;
подготовка специалистов системы социального обслуживания населения Санкт-Петербурга в части консультирования и проведения занятий по финансовой грамотности для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе с ментальными нарушениями;
реализация курса "Основы финансовой грамотности" в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга;
реализация курса "Основы финансовой грамотности" в профессиональных образовательных организациях Санкт-Петербурга;
проведение обучающих и информационных мероприятий в образовательных организациях высшего образования Санкт-Петербурга;
взаимодействие с созданной в рамках Проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком, сетью федеральных и региональных методических центров по повышению квалификации учителей школ, методистов, преподавателей высшего и среднего профессионального образования и тьюторов для взрослого населения.
5.2. Компонент 2. Проведение мероприятий по информированию населения Санкт-Петербурга в области финансовой грамотности, бюджетной грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг
Целью данного компонента является доведение до населения Санкт-Петербурга информации о существующих проблемах и возможных последствиях, связанных с недостаточно высоким уровнем финансовой грамотности, о необходимости получения базовых знаний и навыков по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также о проводимых в данной сфере мероприятиях.
В рамках данного компонента предусмотрены следующие направления деятельности:
проведение в Санкт-Петербурге информационно-просветительской кампании с участием телевидения, радио, печатных и электронных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
размещение информационных материалов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в структурных подразделениях кредитных и некредитных финансовых организаций, организаций социального обслуживания и занятости населения, служб по надзору в сфере защиты прав потребителей и др.;
совершенствование функционала и содержания официальных информационных ресурсов, содержащих сведения о бюджете Санкт-Петербурга, в том числе направленных на распространение информационных и обучающих материалов в целях повышения бюджетной и финансовой грамотности различных категорий населения;
информационное сопровождение мероприятий по реализации Основных направлений;
увеличение числа участников проектов инициативного бюджетирования "Твой бюджет" и "Твой бюджет в школах".
5.3. Компонент 3. Мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Санкт-Петербурга
Целью данного компонента является оценка текущего уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга как отправной точки для выбора мероприятий, актуальных для населения Санкт-Петербурга, а также мониторинг и оценка эффективности проводимых мероприятий.
В рамках данного компонента предусмотрены следующие направления деятельности:
проведение исследования уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга и защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе для уточнения данных, полученных в результате федерального обследования;
проведение мониторинга и оценки эффективности реализации Основных направлений.
5.4. Компонент 4. Участие в мероприятиях в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне
Целью данного компонента является приобретение населением Санкт-Петербурга новых знаний и навыков в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также обмен опытом реализации мероприятий между представителями федеральных министерств и ведомств и органами власти субъектов Российской Федерации.
В рамках данного компонента предусмотрены следующие направления деятельности:
взаимодействие с Центром финансовой грамотности Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации;
участие во Всероссийской неделе финансовой грамотности;
участие во Всероссийской неделе сбережений;
участие в Международном финансовом конгрессе;
участие в Московском финансовом форуме и других мероприятиях по вопросу повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне.
6. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения обеспечит:
развитие институционального, экспертного и кадрового потенциала, включая подготовку компетентных специалистов и преподавательского состава для образовательных организаций в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;
доведение до конечных потребителей образовательных программ учебных, методических и образовательных материалов, а также инструментов повышения финансовой и бюджетной грамотности;
содействие усилению механизма защиты прав потребителей финансовых услуг;
развитие системы доступных информационных ресурсов по повышению финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
поддержку мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне;
содействие формированию у населения разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам;
повышение гражданской активности населения и совершенствование общественного контроля, что будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов и качества публичных услуг.
7. Источники финансирования
Финансирование мероприятий в рамках реализации плана мероприятий, ответственными исполнителями по которым выступают исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и государственные учреждения Санкт-Петербурга, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Санкт-Петербурга.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2021 г. N 425 "Об утверждении Основных направлений повышения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.