Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей: |
Панченко С.Ю. Стрегелевой Г.А. |
|
|
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ИП Золотарева Г.В., г. Орел, ОГРН 306575327000012 |
Мирошниченко М.В. - адвокат, удос. N 0139 от 23.11.2002, дов. от 20.06.2012 на 2 года Сасин С.Л. - дов. от 02.09.2012 на 1 год |
от заинтересованного лица - Управления по тарифам Орловской области, г. Орел, ОГРН 1025700827272 от третьего лица - ООО "Орелтеплогаз", г. Орел, ОГРН 1025700828438 от Прокуратуры Орловской области |
Рыков Ю.Ф. - дов. от 23.01.2013 N 01-10/142
Власов Е.Г. - дов. от 04.02.2013 N 10
Бисиркина И.И. - удост. от 10.01.2012 ТОN 112501 по поручению от 04.04.2013 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления по тарифам Орловской области и общества с ограниченной ответственностью "Орелтеплогаз" на решение Арбитражного суда Орловской области от 11.02.2013 (судьи Володин А.В., Жернов А.А., Пронин Е.Е.) по делу N А48-2159/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Золотарев Георгий Васильевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании приказа Управления по тарифам Орловской области (далее - Управление по тарифам, Управление) от 29.12.2011 N 1385-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Орелтеплогаз" на территории г. Орла Орловской области потребителям" недействующим, как не соответствующего пункту 9 части 1 статьи 7, части 13 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 59 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" (уточненные требования).
Определением от 21.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Орелтеплогаз" (далее - ООО "Орелтеплогаз", Общество).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 11.02.2013 требование предпринимателя удовлетворено.
В кассационных жалобах Управление по тарифам и ООО "Орелтеплогаз" просят отменить принятое судебное решение и в удовлетворении требования Золотарева Г.В. отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзывах на кассационные жалобы Золотарев Г.В. и Прокуратура Орловской области просят оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители Управления по тарифам и Общества поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, представители Золотарева В.Г. и Прокуратуры - доводы отзывов на жалобы.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзывов на жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2010 по делу N А48-3620/2010 признан недействительным приказ Управления по тарифам от 10.12.2009 N 910-Т, которым тариф на теплоэнергию в г. Орле на 2010 год установлен в размере 860,2 руб. за 1 Гкал, как несоответствующий Приказу Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 N 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъекту Российской Федерации на 2010 год".
Приказом Управления по тарифам от 20.12.2010 N 868-т "Об установлении (пересмотре) ООО "Орелтеплогаз" тарифов на тепловую энергию для потребителей г. Орла" утвержден одноставочный тариф на тепловую энергию ООО "Орелтеплогаз" в размере 863,2 руб. /Гкал (без НДС). Приказ начал действовать с 09.12.2010.
Приказом Управления по тарифам от 17.01.2011 N 9-т "Об установлении ООО "Орелтеплогаз" тарифов на тепловую энергию для потребителей города Орла" для ООО "Орелтеплогаз" с 01.02.2011 утвержден одноставочный тариф на тепловую энергию в размере 992,4 руб. (без НДС) /Гкал, приказ от 20.12.2010 N 868-т признан утратившим силу с 01.02.2011.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.12.2011 по делу N А48-3297/2011 вышеназванные приказы признаны недействующими.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" было предусмотрено не увеличивать в первом полугодии 2012 года тариф на теплоснабжение, применить в январе - июне 2012 года тариф, существовавший по состоянию на 2011 год.
29.12.2011 Управление по тарифам издало приказ N 1385-т, которым на первое полугодие 2012 года установило тариф на теплоэнергию, поставляемую ООО "Орелтеплогаз" на территории г. Орла, в размере 992,4 руб. за 1 Гкал, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - в размере 1051,94 руб. (без НДС) за 1 Гкал, с 01.09.2012 по 31.12.2012 - в размере 1110,49 руб. (без НДС) за 1 Гкал.
Считая, что приказ от 29.12.2011 N 1385-т не соответствует закону и нормативным правовым актам Федеральной службы по тарифам, имеющим большую юридическую силу, нарушает его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель Золотарев Г.В. обратился в арбитражный суд с заявлениями о признании этого приказа недействующим.
Суд первой инстанции подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем в 2012 году устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Из содержания статей 1, 2 Закона о теплоснабжении следует, что тарифы в сфере теплоснабжения - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Тарифы подлежат обязательному государственному регулированию. Регулируемыми видами деятельности являются виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с основными принципами, установленными в частью 1 статьи 7 названного Закона, а именно: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя; осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой:
- с 01.01.2012 по 30.06.2012 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2011, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему Приказу;
- с 01.07.2012 по 31.08.2012 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2011, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему Приказу;
- с 01.09.2012 по 31.12.2012 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.08.2012, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему Приказу
Согласно пункту 11 приложения к Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 242-э/7 максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год с календарной разбивкой составляет: с 01.01.2012 по 30.06.2012 максимальная величина роста тарифа - 100%, с 01.07.2012 по 31.08.2012-106%, 01.09.2012 по 31.12.2012-105%.
Обосновывая довод, что рост тарифов в 2012 году находился в пределах, установленных Федеральной службы по тарифам, Управление по тарифам сослалось на тарифные меню на 2011-2012 годы.
Суд по праву не согласился с доводом Управления, поскольку в тарифном меню для ООО "Орелтеплогаз" на 2011 и 2012 годы использовался тариф в размере 992,4 руб. /Гкал, признанный арбитражным судом недействующим. Поскольку фактически тариф для ООО "Орелтеплогаз" на 2011 год не был приведен в соответствие с требованиями законодательства, у Управления не было оснований использовать его при определении среднего роста тарифов на 2012 год.
Имеет место логическая связь установления тарифов на 2012 год от тарифов на теплоэнергию на 2010-2011 годы, признанных судом недействующими.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Довод Управления о том, ООО "Орелтеплогаз" является только теплоснабжающей организацией, то есть осуществляет только один регулируемый вид деятельности, соответственно, в отношении указанной организации не должен применяться принцип раздельного учета, был предметом исследования суда первой инстанции, ему дана надлежащая оценка и он по праву отклонен как противоречащий материалам дела.
Как видно из материалов дела, одновременно с принятием приказа от 29.12.2011 N 1385-т Управлением по тарифам принят приказ от 29.12.2011 N 1384-т "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии ООО "Орелтеплогаз", поставляемую ООО "ОТСК" по сетям ООО "Орелтеплогаз", на территории города Орла Орловской области потребителям".
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.09.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются методы экономически обоснованных расходов, индексации установленных тарифов, обеспечения доходности инвестированного капитала, сравнения аналогов.
В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении, п. 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующий орган должен был принять меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов, запросить информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), провести проверку хозяйственной деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в части правильности применения этих цен (тарифов). Доказательств принятия указанных мер ответчиком не представлено.
Управлением по тарифам применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Анализируя представленные документы, суд пришел к выводу о том, что способ учета расходов при установлении тарифов на тепловую энергию и на передачу тепловой энергии не позволяет его отнести к экономически обоснованному, поскольку в нарушение вышеприведенных правовых норм Управление при установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей города Орла и тарифа на услуги по транспортировке тепловой энергии повторно учтены одни и те же расходы.
Частью 13 статьи 10 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для других потребителей не допускается.
Как установлено судом, Управление по тарифам, применяя запрещенное Законом о теплоснабжении перекрестное финансирование, заставляет одних потребителей платить сетевому монополисту ООО "Орелтеплогаз" значительно выше стоимости потребленного тепла, а других - значительно ниже его стоимости. Занижение себестоимости тарифа может рассматриваться как льгота потребителям. Убытки от реализации тепловой энергии одним потребителям ниже себестоимости не должны компенсироваться необоснованным повышением тарифов для других потребителей.
Оспариваемым приказом Управления допущены нарушения, влияющие на определение цен на услуги организаций коммунального комплекса в г. Орле, что влечет нарушение прав и законных интересов как ИП Золотарева Г.В., так и неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд по праву признал его недействующим.
Все доводы, изложенные Управлением и Обществом в кассационных жалобах, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 11.02.2013 по делу N А48-2159/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении, п. 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующий орган должен был принять меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов, запросить информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), провести проверку хозяйственной деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в части правильности применения этих цен (тарифов). Доказательств принятия указанных мер ответчиком не представлено.
...
Частью 13 статьи 10 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для других потребителей не допускается."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 апреля 2013 г. N Ф10-1020/13 по делу N А48-2159/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9524/13
10.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9524/13
17.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1020/13
11.02.2013 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-2159/12