Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2021 г. N 308-ЭС21-9496 по делу N А63-4221/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Северо-Кавказская государственная филармония им. В.И. Сафонова" (далее - Северо-Кавказская филармония им. В.И. Сафонова, учреждение) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2020, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2021 по делу N А63-4221/2020 по заявлению Северо-Кавказской филармонии им. В.И. Сафронова к Управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее - Управление СК по охране ОКН, управление) о признании недействительным предписания от 16.12.2019 N 81,
установил:
Северо-Кавказская филармония им. В.И. Сафонова обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению СК по охране ОКН о признании недействительным предписания от 16.12.2019 N 81.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2021, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Северо-Кавказская филармония им. В.И. Сафонова, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт следующего содержания - признать недействительным предписание от 16.12.2019 N 81 "Об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия".
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, объект культурного наследия федерального значения "Ансамбль Курзала Владикавказской железной дороги", 1894-1897 гг., 1900-1920 гг. (Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Карла Маркса, дом N 3-А) находится в собственности Российской Федерации и в оперативном управлении учреждения.
Приказом от 17.06.2016 N 276 (с изменениями согласно приказу от 14.10.2016 N 462) управление утвердило охранное обязательство, которое предусматривает обязательства учреждения по разработке научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта в том числе здания курзала - в срок до 20.12.2018, северного и южного пешеходных мостиков - в срок до 31.12.2020, проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте в соответствии с научно-проектной документацией, согласованной с уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия в том числе здания курзала - в срок до 22.12.2020, северного и южного пешеходных мостиков - в срок до 17.06.2021.
По результатам проведенных управлением мероприятий по контролю за состоянием спорного объекта культурного наследия, составлен акт осмотра от 13.12.2019 N 108-АО о невыполнении учреждением мероприятий, предусмотренных планом работ по сохранению объекта культурного наследия, отсутствии обеспечения финансирования и организации работ, направленных на обеспечение его сохранности, состав и сроки которых предусмотрены охранным обязательством, а также выдано предписание от 16.12.2019 N 81.
Согласно данному предписанию учреждению необходимо в срок до 22.12.2020 провести ремонтно-реставрационные работы в здании Курзала в соответствии с разработанной научно-проектной документацией, при наличии разрешения на их проведение, и при осуществлении авторского и технического надзора; в срок до 31.12.2020 разработать и представить управлению научно-проектную документацию для проведения ремонтно-восстановительных работ на северном и южном пешеходных мостиках и юго-восточной и юго-западной лестницах, получившую положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы; в срок до 17.06.2021 провести ремонтно-реставрационные работы на северном и южном пешеходных мостиках и юго-восточной и юго-западной лестницах, в соответствии с разработанной научно-проектной документацией, при наличии разрешения на их проведение, а также при осуществлении авторского и технического надзора.
Не согласившись с выданным предписанием, Северо-Кавказская филармония им. В.И. Сафонова обратилась в суд.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выяснив все обстоятельства дела, суды, руководствуясь положениями статей 47.2, 47.3, 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), установив, что учреждением не разработана научно-проектная документация для проведения работ по сохранению указанного объекта культурного наследия; не обеспечено финансирование и организация работ, направленных на обеспечение его сохранности, состав и сроки которых предусмотрены охранным обязательством; законность приказов управления об утверждении охранного обязательства установлена вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции; на дату проведения управлением мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия обязательство учреждением не исполнено; такие контрольные мероприятия являются самостоятельной формой надзорных мероприятий, предусмотренной статьей 11 Закона N 73-ФЗ, пришли к выводу о том, что у управления имелись основания для издания оспариваемого предписания, которое выдано надлежащему органу, уполномоченному на осуществление полномочий собственника, и не нарушает его прав и законных интересов.
При этом судами были отклонены возражения учреждения о наличии ряда заключенных государственных контрактов, как неотносимых к выявленным нарушениям, наличии допущенных нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", неисполнимости предписания, истечении срока охранного обязательства, а также о прекращении производства по делу об административном правонарушении и результатах рассмотрения дела N А63-14648/2016.
Отклоняя доводы, касающиеся финансирования проведения соответствующих работ, суды указали на отсутствие со стороны учреждения всех необходимых и заблаговременных (своевременных) в комплексе действий, как и доказательств, подтверждающих, что в силу объективных причин Северо-Кавказская филармония им. В.И. Сафонова не имела реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на нее обязанностей и предприняла все зависящие меры по выполнению требований действующего законодательства.
Выраженное в жалобе несогласие с выводами судов направлено на переоценку представленных в материалы дела доказательств, установление обстоятельств, которые не были установлены нижестоящими судами, что не относится к полномочиям кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации.
Ссылки учреждения на судебную практику несостоятельны, поскольку указанные в кассационной жалобе судебные акты приняты с учетом иных фактических обстоятельств.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в силу статей 291.6, 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Северо-Кавказская государственная филармония им. В.И. Сафонова" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2021 г. N 308-ЭС21-9496 по делу N А63-4221/2020
Текст определения опубликован не был