Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 07.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Леоновой Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" (ОГРН 10548001290037, 398024, г. Липецк, пр. Победы, д. 87-а) |
Коновалова А.Н. - представителя (дов. от 01.08.2011 N 231/11);
|
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ОГРН 1024840864432, 398050, г. Липецк, пл. Плеханова, 1) от третьих лиц: закрытого акционерного общества сельскохозяйственное предприятие "Липецкрыбхоз" (г. Липецк, пер. Попова, д. 5, 398016) открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ОГРН 1046900099498, 129090, г. Москва, Глухарев пер., д. 4/2) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.07.2011 (судья Хорошилов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-1418/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ЛЭСК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 31.03.2011 по делу N 6.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора: закрытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ЗАО "МРСК Центра") и закрытого акционерного общества сельскохозяйственное предприятие "Липецкрыбхоз" (далее - ЗАО СХП "Липецкрыбхоз").
Решением суда от 21.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2011 решение суда от 21.07.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также нарушением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, на основании жалобы ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" от 09.02.2011 на действия ОАО "ЛЭСК" по неправомерному начислению и взиманию платы за электроэнергию с 01.10.2010 в отношении филиала ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" "Добровский зональный рыбопитомник" согласно договору энергоснабжения от 01.09.2006 N 475 Управлением было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.
Согласно заключенному 01.09.2006 между ОАО "ЛЭСК" (гарантирующий поставщик) и ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" (покупатель) договору энергоснабжения для потребителей, присоединенная мощность которых не превышает 750 кВА N 475, согласована точка поставки электроэнергии - ПС 35/10 "Каликино" ВЛ 10 кВ "Рыбхоз" (акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 19.10.2007 N 69/Ю/263; схему электроснабжения ЗАО СХП "Липецкрыбхоз"). Актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (установок) и эксплуатационной ответственности ОАО "Липецкэнерго" (в настоящее время ЗАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "МРСК Центра" - "Липецкэнерго") и ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" установлена граница балансовой принадлежности сторон и места установки приборов учета.
Письмом от 13.04.2009 N 17 ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" проинформировало Добровский УСЭЭ ОАО "ЛЭСК" об установке приборов учета (счетчиков) электрической энергии на КТП-101, 102, 104, 105, и просило производить расчеты электроэнергии по ним.
Соглашением от 22.05.2009 ОАО "ЛЭСК" и ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" изменили условия договора энергоснабжения от 01.09.2006 N 475, в том числе, внесли изменение в приложение N 2 к договору, изложив его в новой редакции согласно приложению N 3 к соглашению от 22.05.2009, а именно: учет переданной электроэнергии был перенесен в КТП - 101, 102, 104, 105, запитанные от ПС 35/10 "Каликино", то есть не на границу балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) сетевой организации и ЗАО СХП "Липецкрыбхоз".
29 сентября 2010 года на основании обращения ОАО "ЛЭСК" от 03.09.2010 N 31-1823 ОАО "МРСК Центра", являющееся сетевой организацией, произвело расчет N 28-465 технологических потерь электроэнергии потребителя ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" в КТП N 101 100кВа, КТП N 103 100кВа, КТП N 102 1000кВа, КТП N 104 400кВа, КТП N 105 100кВа (далее - расчет от 29.09.2010 N 28-465), в связи с чем с октября 2010 года заявитель стал выставлять счета на оплату за потребленную ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" электроэнергию с учетом корректировки технологических потерь в электрической сети на основании расчета от 29.09.2010 N 28-465, которые в полном объеме оплачивались ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" "Добровский зональный рыбопитомник" (ведомости электропотребления, счета, счета-фактуры, акты поставки электрической энергии в период с октября 2010 года по январь 2011 года, платежные поручения).
Письмом от 05.10.2010 N 411 ОАО "ЛЭСК" направило ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" "Добровский зональный рыбопитомник" соглашение от 01.10.2010 об изменении и дополнении условий договора энергоснабжения от 01.09.2006 N 475 в части определения технологических потерь электроэнергии согласно расчету от 29.09.2010 N 28-465.
21 октября 2010 года ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" "Добровский зональный рыбопитомник" письмом N 116 направило подписанное соглашение от 01.10.2010 с протоколом разногласий, приложив расчет технологических потерь электроэнергии, выполненный ОАО "Облремстройпроект".
Письмом 19.11.2010 N 507 ОАО "ЛЭСК" сообщило ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" "Добровский зональный рыбопитомник" о невозможности согласовать протокол разногласий к соглашению от 01.10.2010, в связи с чем, указанные разногласия переданы на рассмотрение арбитражного суда.
По результатам рассмотрения антимонопольного дела Управлением было принято решение от 31.03.2011 N 6 о признании в действиях Общества наличия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем определения стоимости потребленной электроэнергии филиалом ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" "Добровский зональный рыбопитомник" с учетом технологических потерь электроэнергии в электрических сетях по не заключенному соглашению от 01.10.2010 об изменении и дополнении условий договора энергоснабжения от 01.09.2006 N 475, как несоответствующих пункту 143 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии, предусматривающего, что величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
На основании этого решения Управление выдало Обществу предписание от 31.03.2011 N 6 о прекращении в срок до 04.05.2011 указанного нарушения ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Общество оспорило их в суде.
Признавая незаконными решение и предписание УФАС от 31.03.2011 по делу N 6, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), а также создание дискриминационных условий.
Поскольку протокол разногласий не был принят и согласован ОАО "ЛЭСК", суд сделал правильный вывод о том, что соглашение от 01.10.2010 между ОАО "ЛЭСК" и ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" заключено не было.
Доказательства того, что начиная с октября 2010 года, ОАО "ЛЭСК" выставляло ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" счета на оплату (определяло стоимость потребленной электроэнергии) именно на основании соглашения от 01.10.2010, отсутствуют.
Кроме того, в качестве оснований для поставок электроэнергии и расчетов за нее ОАО "ЛЭСК" указывало договор энергоснабжения от 01.09.2006 N 475, а не соглашение от 01.10.2010, что также подтверждают счета на оплату, акты поставки электрической энергии в период с октября 2010 года по январь 2011 года.
В силу ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям (далее - смежные сетевые организации), и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.
Согласно п. 36 Правил N 530 оплата предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Пунктом 143 Правил N 530 установлено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приборы учета электроэнергии ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" находятся не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, в связи с чем объем принятой ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" электрической энергии подлежал корректировке с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, а значит ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" обязано было оплачивать потери в электрической сети.
В соответствии с пунктом 4.12 договора энергоснабжения от 01.09.2006 в случае, если прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности Сетевой организации и Покупателя, объем поставленной Покупателю электроэнергии корректируется на величину нормативных потерь на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета. Величина нормативных потерь определяется Сетевой организацией в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями законодательства РФ.
Учитывая, что указанное условие договора согласуется с положениями п. 143 Правил N 530, суд сделал правильный вывод о законности обращения ОАО "ЛЭСК" в ОАО "МРСКА Центра", как сетевую организацию, для определения величины нормативных потерь.
При этом расчет от 29.09.2010 N 28-465 технологических потерь электроэнергии, произведенный ОАО "МРСКА Центра", и расчет технологических потерь электроэнергии, произведенный ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" Методике расчета технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 N 326, а несоответствие между ними выражается только в различных исходных (технических) данных, примененных Сетевой организацией и ЗАО СХП "Липецкрыбхоз", включенных в формулу (методику) расчета.
При указанных обстоятельствах является верным вывод суда о том, что действия Общества по определению стоимости потребленной ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" электроэнергии в соответствии с расчетом от 29.09.2010 N 28-465, произведенным Сетевой организацией (ОАО "МРСК Центра"), совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав, а несогласие ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" с таким расчетом не свидетельствует о злоупотреблении ОАО "ЛЭСК" своим доминирующим положением на рынке по поставке электроэнергии.
Таким образом, действия Общества, осуществленные в допустимых пределах, не противоречащих законодательству Российской Федерации, не являются ущемляющими интересы ЗАО СХП "Липецкрыбхоз", в связи с чем суд обоснованно отменил вынесенные антимонопольным органом решение от 31.03.2011 и выданное на его основании предписание от 31.03.2011 N 6.
Отказывая в удовлетворении взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 80000 руб., суд правомерно исходил из того, что обратившееся с таким требованием ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" не является стороной по делу, самостоятельных требований на предмет спора не заявляло, принятые по делу судебные акты не обжаловало, а поэтому не может быть признано лицом, имеющим в порядке ст. 110 АПК РФ право на возмещение судебных издержек, понесенных им в связи с участием в рассмотрении дела. Заинтересованность ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" в исходе дела не является основанием для возмещения ему в данном случае судебных издержек.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.07.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 по делу N А36-1418/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 143 Правил N 530 установлено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
...
Учитывая, что указанное условие договора согласуется с положениями п. 143 Правил N 530, суд сделал правильный вывод о законности обращения ОАО "ЛЭСК" в ОАО "МРСКА Центра", как сетевую организацию, для определения величины нормативных потерь.
При этом расчет от 29.09.2010 N 28-465 технологических потерь электроэнергии, произведенный ОАО "МРСКА Центра", и расчет технологических потерь электроэнергии, произведенный ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" Методике расчета технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 N 326, а несоответствие между ними выражается только в различных исходных (технических) данных, примененных Сетевой организацией и ЗАО СХП "Липецкрыбхоз", включенных в формулу (методику) расчета."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 февраля 2012 г. N Ф10-5474/11 по делу N А36-1418/2011