г. Калуга |
|
12 февраля 2015 г. |
Дело N А64-1708/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.02.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
не явился, извещен надлежаще; |
от ответчика |
Фролова Н.С., индивидуального предпринимателя (выписка из ЕГРИП от 17.03.2014), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Фролова Н.С., Тамбовская область, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А64-1708/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания" (далее - ОАО "ТОСК", истец), ОГРН 1056882378464, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Фролову Николаю Сергеевичу (далее - ИП Фролов Н.С., ответчик), Тамбовская область, ОГРНИП 304682907600102, о взыскании задолженности за потребленную энергию за период с января 2013 года по март 2013 года по договору энергоснабжения N 2202 от 13.11.2006 в сумме 24 252 руб. 88 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.08.2014 (судья Захаров А.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 (судьи Афонина Н.П., Алферова Е.Е., Колянчикова Л.А.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.08.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ИП Фролов Н.С. подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании ИП Фролов Н.С. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав ИП Фролова Н.С., в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 13.11.2006 между ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и ИП Фроловым Н.С. (потребитель) был заключен договор энергоснабжения N 2202, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу потребителю электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов, на условиях, предусмотренных договором, а также в интересах потребителя оформить отношения с сетевой организацией по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией путем заключения соответствующих договоров, а потребитель обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные ему услуги в соответствии с требованиями Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Согласно п. 5.1 договора расчет за полученную электрическую энергию и мощность производится по регулируемым и нерегулируемым ценам.
ИП Фролов Н.С. относится к категории потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии ОАО "ТГК-4" через ЗАО "Тамбовмебель".
01.01.2013 сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору энергоснабжения N 2202 от 13.11.2006, согласно которому потребитель обязался добровольно осуществлять оплату потребленных с 01.01.2013 услуг по передаче электрической энергии по четвертой ценовой категории с учетом двухставочного тарифа на услуги по передаче в части ставки на содержание электрических сетей, а также подписать акты приема-передачи электрической энергии с учетом изменившейся цены и акты сверки взаимных расчетов в случае, если в судебном порядке будет оспорено применение одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии через производителя электрической энергии.
В письме N 130/535 от 06.02.2013 ОАО "ТОСК" уведомило ИП Фролова Н.С. о применении нерегулируемой цены, рассчитанной для четвертой ценовой категории (содержащей двухставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии).
Письмом N 006/4752 от 30.09.2013 ОАО "ТОСК" уведомило предпринимателя о вступлении в законную силу решения по делу N А64-1309/2013, указав, что в этой связи стоимость потребленной ответчиком электрической энергии подлежит перерасчету с применением двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии и, соответственно, четвертой ценовой категории, а также сообщило, что ответчику будут направлены корректировочные счета-фактуры, счета и акты выполненных работ за предыдущие периоды с учетом перерасчета стоимости потребленной электроэнергии по четвертой ценовой категории.
Ссылаясь на неверное применение потребителем при расчетах за услуги по передаче электрической энергии одноставочного варианта тарифа за период январь-март 2013 года, ОАО "ТОСК" направило в адрес предпринимателя корректировочные счета-фактуры на сумму 24 252 руб. 88 коп., которые в добровольном порядке оплачены не были, в связи с чем ОАО "ТОСК" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон об электроэнергетике).
В силу пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике (ред. от 30.12.2012) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) (абзац 6 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, согласно приложению N 3.
Нормы законодательства императивно устанавливают, что при оплате услуг по передаче электроэнергии должны применяться только цены (тарифы), установленные уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в соответствии с требованиями методических указаний, утвержденных Федеральной службой по тарифам.
В пункте 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, предусмотрены особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, которые должны учитываться регулирующим органом при утверждении тарифов.
Для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган устанавливает тарифы с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии: в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня (п. 55 Методических указаний).
В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2011 по делу N ВАС-14764/10 указано, что из пункта 55 Методических указаний следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей. Таким образом обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в статье 6 Федерального закона об электроэнергетике. При этом опосредованно присоединенный потребитель оплачивает только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а сетевая компания получает возмещение условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые она несет независимо от объема фактически переданной электрической энергии.
В соответствии с абзацем 1 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в спорный период) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях. Потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей: расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме; нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией. При расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
В Тамбовской области органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, является Управление по государственному регулированию тарифов Тамбовской области.
Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 N 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 года" были утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области, в том числе для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к энергетическим установкам производителя электрической энергии - ОАО "Квадра".
С 2013 года действует аналогичный приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 год", которым установлены одновременно одноставочные и двухставочные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям для группы "прочие потребители" в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФСТ России на соответствующий период регулирования.
Суды указали, что приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э единые котловые тарифы на услуги по передаче электроэнергии, используемые в расчетах между истцом и ответчиком, установлены таким образом, что ставка на содержание электрических сетей выделена только в составе двухставочного тарифа, одноставочный тариф, применяемый ответчиком, такого выделения не содержит.
Правомерность расчета истца подтверждается разъяснениями Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, данными в письмах N 02-17/1826 от 23.08.2012, N 02-16/283 от 30.01.2013, согласно которым действующим законодательством не предусмотрено применение одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии при опосредованном присоединении потребителя к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в случае если стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении, то предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по четвертой или шестой ценовым категориям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 750 также конкретизирован пункт 97 Основных положений функционирования розничных рынков. В абзаце двадцатом пункта 97 императивно закреплено, что опосредованно присоединенные потребители выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом в случае отсутствия уведомления потребителя о выборе четвертой или шестой ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что согласно действующему законодательству услуги по передаче электроэнергии, оказанные опосредованно присоединенным потребителям, оплачиваются только по двухставочным тарифам, конечная стоимость электрической энергии должна определяться в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на электроэнергию, рассчитанных по четвертой или по шестой ценовым категориям.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также положениями ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, проверив и признав верным расчет стоимости поставленной ответчику электрической энергии в январе - марте 2013 года с учетом произведенной корректировки, обоснованно удовлетворили исковые требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что дополнительное соглашении от 01.01.2013 было заключено им с ОАО "ТОСК" с условием о том, что ОАО "ТОСК" должно было проявить инициативу по рассмотрению спора между ним и ОАО "МРСК "Центра" в части установления варианта тарифа, отклоняется судебной коллегией как не соответствующий действующему законодательству в области заключения договоров.
Что касается ссылки кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2014, оставленное без изменения постановлением ФАС ЦО от 19.05.2014 по делу N А64-7443/2013, согласно которому приказы Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N 47-э от 30.05.2012, N 251-э от 25.12.2012 были признаны частично недействующими, то она не может быть принята во внимание, поскольку указанные приказы признаны недействующими в части невыделения в тарифной группе "прочие потребители" потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. При этом в судебных актах указано, что для группы "прочие потребители" установлены как одноставочный, так и двухставочный варианты тарифа.
В суде кассационной инстанции ответчик не возражал относительно того, что для категории потребителей, к которой он относится, законом установлено требование об использовании при оплате услуг по передаче электрической энергии двухставочного тарифа.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, были предметом оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А64-1708/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что согласно действующему законодательству услуги по передаче электроэнергии, оказанные опосредованно присоединенным потребителям, оплачиваются только по двухставочным тарифам, конечная стоимость электрической энергии должна определяться в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на электроэнергию, рассчитанных по четвертой или по шестой ценовым категориям.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также положениями ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, проверив и признав верным расчет стоимости поставленной ответчику электрической энергии в январе - марте 2013 года с учетом произведенной корректировки, обоснованно удовлетворили исковые требования.
...
Что касается ссылки кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2014, оставленное без изменения постановлением ФАС ЦО от 19.05.2014 по делу N А64-7443/2013, согласно которому приказы Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N 47-э от 30.05.2012, N 251-э от 25.12.2012 были признаны частично недействующими, то она не может быть принята во внимание, поскольку указанные приказы признаны недействующими в части невыделения в тарифной группе "прочие потребители" потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. При этом в судебных актах указано, что для группы "прочие потребители" установлены как одноставочный, так и двухставочный варианты тарифа."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 февраля 2015 г. N Ф10-4690/14 по делу N А64-1708/2014