Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя
от Администрации г. Белгорода
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области
3-их лиц: Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области
МУП "Горстройпроектдизайн"
ООО "Движение" |
Ерёмина А.А. - юрисконсульта (доверенность от 31.03.2009 б/н, постоянная), Малютина М.С. - директора по экономической безопасности (доверенность от 13.05.2009 б/н, постоянная),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Олийничук Г.С. -представителя (доверенность от 23.04.2008 б/н, постоянная), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Движение" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.05.2009 (судья Мироненко К.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А08-2787/2008-17,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Петрохим" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 31:16:02:16 005:0039 (с учетом уточненного требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Движение", Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Белгородской области, Муниципальное унитарное предприятие "Горстройпроектдизайн".
Решением суда от 14.05.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Движение" просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 18.07.2001 между ЗАО "Петрохим" и ОАО "Белгородвитамины" заключен договор купли-продажи, по условиям которого Общество приобрело в собственность железнодорожный путь протяженностью 1770 п.м c кадастровым номером 31:16 00 00 22367/3/23:1000/3, расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Рабочая, д.14.
Право собственности на указанный объект зарегистрирован ЗАО "Петрохим" в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 14.08.2001.
Постановлением Администрации г. Белгорода от 11.07.2002 N 1295-ЗМ земельный участок под железнодорожным путем площадью 21729 кв.м. изъят у ОАО "Белгородвитамины" и предоставлен ЗАО "Петрохим" в аренду.
На основании данного постановления 22.08.2002 между ЗАО "Петрохим" и Комитетом по управлению и распоряжению ресурсами муниципальной собственности Администрации г. Белгорода заключен договор N 602 аренды земельного участка, который прошел государственную регистрацию.
Приложением к указанному договору является план границ земельного участка c кадастровым номером 31:16: 02 16 005:0018 от 21.08.2002.
Земельный участок передан заявителю по акту приема-передачи, составлен акт выноса в натуре границ земельного участка подъездных железнодорожных путей ЗАО "Петрохим".
В связи с принятием распоряжения администрацией города от 06.07.2007 N 2055 "О продлении ЗАО "Петрохим" срока аренды земельного участка по ул. Рабочая, 14" дополнительным соглашением от 07.12.2007 срок действия договора аренды земельного участка регистрационный N 602 продлен до 11.07.2012 года для дальнейшей эксплуатации нежилых зданий и железнодорожного пути площадью 21729,0 кв.м по ул. Рабочая, 14.
24 мая 2002 года по договору купли - продажи ООО "Движение" приобрело у ОАО "Белгородвитамины" в собственность железнодорожный путь с кадастровым номером 31:16:00:00:22367\3\23:1000\5 общей длиной 2249 пог.м.
Для дальнейшей эксплуатации железнодорожного пути 25.12.2002 ООО "Движение" заключен договор N 953 аренды земельного участка площадью 29356 кв.м. К данному договору прилагается план земельного участка с кадастровым номером 31:16:02 16 005:0039 и акт приема-передачи.
Письмом от 15.06.2005 N 284 начальник отдела Государственного земельного комитета по г. Белгороду сообщил ЗАО "Петрохим" и ООО "Движение" о том, что при проверке сведений ГЗК о земельных участках с кадастровыми номерами 31:16: 02 16 005:0018 и 31:16: 02 16 005:0039 по ул. Рабочая, д. 14 выявлено наложение границ. Указанная ошибка произведена, в том числе при постановке участков на государственный кадастровый учет сотрудниками земельного кадастра. Для исправления ошибки сторонам предложено повторно провести геодезические работы с целью уточнения границ землепользователей на местности, а также внести изменения в сведения ГЗК.
ЗАО "Петрохим", ООО "Движение" изменения в границы земельных участков не вносили.
Считая постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 31:16:02:16 005:0039 незаконной, нарушающей права Общества на арендуемый им земельный участок, ЗАО "Петрохим" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего в спорный период, далее - Закон N 28-ФЗ) государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Согласно ст. 17 Закона N 28-ФЗ под ведением земельного кадастра понимаются последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. В документы государственного земельного кадастра вносятся сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках.
Статьей ст. 19 Закона N 28-ФЗ определено, что государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на территории Российской Федерации по единой методике.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены.
Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Исходя из требований пункта 3 статьи 20 Закона N 28-ФЗ в проведении кадастрового учета земельных участков может быть отказано в случае, если: документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
Факт осуществления постановки на учет спорного земельного участка при наличии наложения вышеуказанных земельных участков судом установлен и ФГУ "Земельная кадастровая палата" не оспаривается.
При этом суд указал, что земельный участок ЗАО "Петрохим" был поставлен на учет ранее земельного участка, принадлежащего ООО "Движение".
Суд обоснованно принял во внимание факты, установленные решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.06.2007 по делу N А08-8346/06-19, с учетом имеющегося экспертного заключения, подтверждающего наложение границ указанного земельного участка ООО "Движение" на арендуемый участок ЗАО "Петрохим".
Таким образом, учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" не соответствуют требованиям Федерального закона "О государственном земельном кадастре" и нарушают права ООО "Петрохим" по пользованию, владению земельным участком, в связи с чем правомерно признал постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 31:16:02:16 005:0039 незаконной.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку не опровергают правильность выводов судов.
Обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, содержащиеся в них выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.05.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 по делу N А08-2787/2008-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Движение" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручению от 16.10.2009 N 755
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 17 Закона N 28-ФЗ под ведением земельного кадастра понимаются последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. В документы государственного земельного кадастра вносятся сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках.
Статьей ст. 19 Закона N 28-ФЗ определено, что государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на территории Российской Федерации по единой методике.
...
Исходя из требований пункта 3 статьи 20 Закона N 28-ФЗ в проведении кадастрового учета земельных участков может быть отказано в случае, если: документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 ноября 2009 г. N Ф10-5162/09 по делу N А08-2787/2008-17