Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Степиной Л.В. |
|
Ивановой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Демьянова Игоря Владимировича (ул. Нагорная, д. 55, с. Черемошное, Белгородский район, Белгородская область, 308507, ИНН 310260918460, ОГРНИП 31131300490032) |
Водотынского А.А. - представителя по доверенности б/н от 21.12.2011, сроком на три года и Дунаевой Ю.А. - представителя по доверенности б/н от 28.11.2011, сроком на три года; |
от Земского собрания Яснозоренского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области (ул. Кирова, д. 30, с. Ясные Зори, Белгородский район, Белгородская область, 308507, ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831)
от Администрации Белгородского района Белгородской области (ул. Шершнева, д. 1-а, г. Белгород, 308007, ОГРН 1063123134140)
от Администрации Яснозоренского сельского поселения Белгородского района Белгородской области (ул. Кирова, д. 30, с. Ясные Зори, Белгородский район, Белгородская область г. Белгород, 308507, ОГРН 1023101662154) |
- Бердника Н.В. - представителя по доверенности N 8 от 08.04.2013, сроком на один год;
- Кириленко Н.С. - представителя по доверенности N 1962 от 08.10.2012, сроком на один год;
- Бердника Н.В. (глава администрации)
|
рассмотрев кассационную жалобу Администрации Белгородского района Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 25.01.2013 (судьи Назина Ю.И., Бутылин Е.В., Мироненко К.В.) по делу N А08-1852/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Демьянов И.В. (далее - ИП Демьянов И.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействующим Генерального плана застройки муниципального образования "Яснозоренского сельского поселения" муниципального района "Белгородский район" как не соответствующего статьям 28, 30, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса РФ (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального района "Белгородский район" Белгородской области и администрация Яснозоренского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области.
Решением арбитражного суда от 25.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, третье лицо по делу - администрация Белгородского района Белгородской области обжаловало его в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение арбитражного суда отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом, ИП Демьянов И.В. является собственником хозяйственной постройки вспомогательного использования, назначение: нежилое, общая площадь 556,1 кв. м, расположенной по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Черемошное, ул. Нагорная, 56; хозяйственного строения или сооружения, назначение: нежилое, площадью 1023,9 кв. м, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Черемошное, ул. Нагорная, 56.
Также предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 31:15:2302001:74 площадью 6415 кв. м - земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Черемошное, ул. Нагорная, 56, занятый вышеназванными объектами недвижимого имущества.
Решением Земского собрания Яснозоренского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области от 10.05.2011 года N 14 утвержден Порядок участия граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта "Проекта генерального плана Яснозоренского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области".
Решением Земского собрания Яснозоренского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области от 10.05.2011 года N 15 утвержден Порядок учета предложений граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта "Проекта генерального плана Яснозоренского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области".
Решением Земского собрания Яснозоренского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области от 14.06.2011 года N 20 утвержден Генеральный план застройки муниципального образования "Яснозоренское сельское поселение" муниципального района "Белгородский район" Белгородской области. Согласно данному Генеральному плану земельный участок с кадастровым номером 31:15:2302001:74 площадью 6415 кв. м, принадлежащий ИП Демьянову И.В. на праве собственности, отнесен к зоне Ж-1 (застройка индивидуальными жилыми домами).
Полагая, что Генеральный план застройки муниципального образования "Яснозоренское сельское поселение" муниципального района "Белгородский район" Белгородской области нарушает права и законные интересы, ИП Демьянов И.В. обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение генерального плана поселения осуществляется соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Градостроительного Кодекса Российской Федерации обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В силу положений статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона Белгородской области от 20.12.2004 N 159 "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" в составе муниципального образования "Белгородский район" образовано Яснозоренское сельское поселение, административным центром которого является село Ясные Зори, в границах которого находятся села Бочковка, Вергилевка, Черемошное, Ровенек, Нечаевка, Устинка, Лозовое, Солнцевка.
Согласно части 3 статьи 45 Устава Яснозоренского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением земского собрания сельского поселения и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей сельского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное их ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей сельского поселения, обнародование результатов публичных слушаний.
Из представленного в материалы дела решения Земского собрания Яснозоренского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области от 10.05.2011 года N 13 "О проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана застройки Яснозоренского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области" и протокола публичных слушаний от 14.06.2011 года следует, что публичные слушания проведены только в населенном пункте: с. Ясные Зори.
Доказательств проведения публичных слушаний в остальных населенных пунктах Земским собранием в дело не представлено.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда о нарушении органом местного самоуправления порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта является правильным.
Заявитель кассационной жалобы считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, так как в резолютивной его части отсутствует решение суда о признании недействующим решения Земского собрания Яснозоренского сельского поселения от 14.06.2011 N 20, которым утвержден Генеральный план застройки муниципального образования "Яснозоренское сельское поселение".
Изложенные доводы не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда, так как в соответствии со статьей 179 АПК РФ по данному вопросу суд вправе по заявлению лица, участвующего в деле, разъяснить принятый судебный акт, в том числе и порядок его исполнения.
В остальной части доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 25.01.2013 по делу N А08-1852/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
...
В силу положений статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
...
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона Белгородской области от 20.12.2004 N 159 "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" в составе муниципального образования "Белгородский район" образовано Яснозоренское сельское поселение, административным центром которого является село Ясные Зори, в границах которого находятся села Бочковка, Вергилевка, Черемошное, Ровенек, Нечаевка, Устинка, Лозовое, Солнцевка."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2013 г. N Ф10-909/13 по делу N А08-1852/2012