Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу применения положений статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.
Из обращения следует, что в ходе проведения выездной налоговой проверки установлены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о том, что налогоплательщиком в сделках по реализации ценных бумаг (акций), необращающихся на ОРЦБ применяется цена, находящаяся за пределами интервала расчетной цены, определение которого предусмотрено пунктом 16 статьи 280 Кодекса.
Предметом обращения является вопрос о том, возможно ли в указанном случае контролировать цену реализации ценных бумаг или указанные обстоятельства могут учитываться только при условии выявления и доказывания фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой экономии в результате манипулирования ценой сделки.
По существу вопроса ФНС России сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 16 статьи 280 Кодекса по необращающимся ценным бумагам фактическая цена сделки признается рыночной ценой и принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между максимальной и минимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено указанным пунктом.
При этом в соответствии с пунктом 29 статьи 280 Кодекса положения подпункта 16 указанной статьи в части определения цен ценных бумаг (инвестиционных паев) в целях налогообложения применяются исключительно в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 Кодекса.
В отношении сделок, не признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 Кодекса, для целей налогообложения применяется фактическая цена этих сделок.
В соответствии со статьей 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса).
Как отражено в письме спорные сделки по реализации акций не являются контролируемыми.
Следовательно, в силу пункта 2 статьи 105.3 Кодекса и пункта 1 статьи 105.17 Кодекса указанные сделки не могут быть предметом проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, проводимой Федеральной налоговой службой.
Согласно пункту 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Кодекса, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, по общему правилу в случаях, не предусмотренных разделом V.1 Кодекса, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении. Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды.
Вместе с тем, по мнению ФНС России, многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня, рассчитанное на основании положений Кодекса, может учитываться в качестве одного из признаков, свидетельствующего о превышении налогоплательщиком прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов в результате искажения им сведений о фактах хозяйственной жизни, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете налогоплательщика.
|
В.Г. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По необращающимся ценным бумагам фактическая цена сделки признается рыночной и принимается для целей налогообложения, если находится в интервале между максимальной и минимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.
Эти правила применяются исключительно в отношении контролируемых сделок. По неконтролируемым сделкам для целей налогообложения применяется фактическая цена.
По мнению ФНС, многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете налогоплательщика.
Письмо Федеральной налоговой службы от 14 апреля 2021 г. N КВ-4-3/5040 "Ответ на обращение"
Текст письма опубликован не был