Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. N 1051
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
14 декабря 2021 г.
В соответствии со статьей 11 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. N 880 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 41, ст. 5193);
постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 г. N 851 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. N 880 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 35, ст. 4770);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части обязательного использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 652 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части обязательного использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 23, ст. 3349);
пункт 2 изменений, которые вносятся в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. N 1586 "О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 52, ст. 8161);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 г. N 173 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 9, ст. 1402).
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июня 2021 г. N 1051
Положение
о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности
14 декабря 2021 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности (далее - федеральный надзор).
2. Предметом федерального надзора является соблюдение субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности, учебными центрами, специализированными организациями, органами аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующими организациями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности (далее - обязательные требования).
3. Федеральный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального надзора, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;
б) руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;
в) должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, в должностные регламенты которых входит осуществление полномочий по федеральному надзору.
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;
б) руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители.
6. Должностные лица, осуществляющие федеральный надзор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
7. Объектами контроля Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в рамках федерального надзора являются:
в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона - деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности;
в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона - результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе по подготовке, аттестации, аккредитации в области транспортной безопасности и защите от актов незаконного вмешательства;
в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона - объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства, строящиеся объекты транспортной инфраструктуры, зоны безопасности, определенные в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".
8. Учет объектов контроля, указанных в пункте 7 настоящего положения, а также информационное обеспечение федерального надзора осуществляются с использованием единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" и комплексной информационной системы управления контрольно-надзорной деятельностью за обеспечением транспортной безопасности.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального надзора
9. При осуществлении федерального надзора применяется система оценки и управления рисками.
10. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при осуществлении федерального надзора относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) чрезвычайно высокий риск;
б) высокий риск;
в) средний риск;
г) низкий риск.
Пункт 11 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 14 декабря 2021 г. N 2293
11. Отнесение объектов федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению N 1.
Пункт 12 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 14 декабря 2021 г. N 2293
12. Отнесение деятельности и результатов деятельности контролируемых лиц к категориям риска осуществляется решением контрольного (надзорного) органа либо лица, исполняющего его обязанности, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Положению.
Пункт 13 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 14 декабря 2021 г. N 2293
13. В случае если контролируемое лицо осуществляет деятельность, контролируемую несколькими территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, решение об отнесении его деятельности и результатов этой деятельности к категориям риска принимается решением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо лица, исполняющего его обязанности, в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категории риска, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Положению.
14. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в год;
б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года;
в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в 3 года.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
15. При осуществлении надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) самообследование;
е) профилактический визит.
16. Доклад о правоприменительной практике готовится один раз в год.
17. Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
18. При наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
19. Подача и рассмотрение контролируемым лицом возражения в отношении предостережения осуществляется в следующем порядке:
а) возражение подается (направляется) контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, направивший предостережение в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного соответствующей электронной подписью;
б) в возражении указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;
идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя);
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
20. Контрольный (надзорный) орган рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения письменный ответ в письменной форме.
21. Результаты рассмотрения возражений используются контрольным (надзорным) органом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод контролируемых лиц.
22. Должностными лицами контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется консультирование.
23. Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
а) порядок организации и осуществления федерального надзора;
б) порядок совершения контрольных (надзорных) действий должностными лицами;
в) положения обязательных требований, ограничений, порядка и правил, установленных международным законодательством и законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности;
г) порядок исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, находящихся в производстве контрольного (надзорного) органа.
24. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
25. Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Время для консультирования при личном обращении должно составлять не менее 4 часов в рабочую неделю. Информация о времени консультирования при личном обращении размещается в зданиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) в доступном для ознакомления граждан месте, на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".
26. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления письменного ответа на обращение, поданное в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
27. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в сети "Интернет" письменного разъяснения по изложенным в обращениях вопросам, подписанного уполномоченным должностным лицом, осуществляется в случае поступления в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта более 10 таких обращений.
28. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, который осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет один год с момента регистрации указанной декларации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
29. В случае если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. По истечении года со дня принятия такого решения контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования.
30. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
а) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере транспортной безопасности.
31. Обязательный профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в следующем порядке:
а) уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа принимается решение о проведении профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы или путем использования видео-конференц-связи, определяются дата, время и инспектора, уполномоченные на его проведение (далее - инспектора);
б) контролируемое лицо уведомляется любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения профилактического визита.
32. В уведомлении контролируемому лицу предлагается определить лицо (лиц), уполномоченное (уполномоченных) на взаимодействие с инспекторами в ходе проведения профилактического визита.
33. В случае принятия решения о проведении профилактического визита путем использования видео-конференц-связи в уведомлении указываются сведения, необходимые для установления связи между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом.
34. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
В случае поступления указанного уведомления уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа принимается решение об отказе проведения профилактического визита, о чем письменно уведомляется контролируемое лицо.
35. В назначенные дату и время инспектора выезжают в место осуществления деятельности контролируемым лицом для проведения профилактической беседы либо устанавливают соединение посредством видео-конференц-связи.
36. В ходе проведения профилактического визита уполномоченному лицу (лицам) контролируемого лица инспекторами задаются вопросы о знании положений нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности на соответствующем виде транспорта, и о проблемных вопросах, возникающих при исполнении указанных актов, а также предлагается ознакомить инспекторов с деятельностью по обеспечению транспортной безопасности в месте осуществления деятельности контролируемым лицом.
37. Срок проведения профилактического визита с учетом потребностей контролируемого лица и при наличии возможности контрольного (надзорного) органа не может превышать 5 рабочих дней.
38. По результатам проведенного профилактического визита инспекторами составляется отчет, который направляется должностному лицу контрольного (надзорного) органа, принявшему решение о его проведении.
IV. Осуществление федерального надзора
39. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
40. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона, а также реестровые номера объектов транспортной инфраструктуры, в отношении которых проводится проверка, присвоенные компетентными органами в области транспортной безопасности в случае их наличия.
41. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, в том числе в случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
42. О проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи должностное лицо, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, объявляет контролируемому лицу или его представителю.
43. В начале фиксации должностное лицо, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, объявляет о том, кем осуществляется фиксация, дату проведения фиксации и место, какое контрольное (надзорное) мероприятие проводится и какое контрольное (надзорное) действие выполняется, участвующие лица представляются на аудио- или видеозапись, называя фамилию, имя, отчество, место работы и должность.
44. При проведении видеозаписи должностное лицо, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, устно поясняет фиксируемые действия участвующих лиц, поименовывает и описывает фиксируемые объекты, предметы, события.
45. В случае приостановки видеозаписи должностным лицом, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, объявляется о причине приостановки, в какое время приостанавливается видеозапись.
46. После возобновления видеозаписи объявляется о ее возобновлении и времени, в которое она возобновлена, участвующие лица опрашиваются о наличии возражений, замечаний относительно происходившего в момент приостановки видеозаписи.
47. Материальный носитель видеозаписи упаковывается способом, обеспечивающим его сохранность, а также исключающим возможность его подмены без признаков повреждения упаковки, и прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
48. В случае если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий проводились фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись доказательств нарушений обязательных требований, об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.
49. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае временной нетрудоспособности.
50. Федеральный надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
51. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 50 настоящего Положения, проводятся на плановой и внеплановой основе.
52. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
53. Инспекционный визит осуществляется в отношении производственных объектов, являющихся объектами транспортной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".
54. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) испытание;
ж) эксперимент.
55. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. В отсутствие контролируемого лица или его представителя досмотр не осуществляется.
56. Рейдовый осмотр проводится во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов.
57. В ходе проведения эксперимента используются тест-предметы и (или) тест-субъекты.
Эксперимент проводится с учетом необходимости анонимности тест-субъекта, при этом тест-субъектом может являться:
при использовании тест-предмета - уполномоченные представители органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов;
без использования тест-предмета - должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченные на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого проводится эксперимент, уполномоченные представители органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов.
Срок проведения каждого эксперимента не превышает 24 часов.
58. Эксперимент проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
59. Перед началом контрольного (надзорного) мероприятия с использованием тест-предметов и (или) тест-субъектов должностными лицами контрольного (надзорного) органа совместно с уполномоченными представителями вырабатываются и согласуются основные направления проведения мероприятий контрольного (надзорного) мероприятия для выявления возможных нарушений.
60. Общая координация, осуществляемая в процессе проведения эксперимента с использованием тест-предметов и (или) тест-субъектов, выполняется сотрудником контрольного (надзорного) органа - руководителем группы проверяющих.
61. Тест-предметы и тест-субъекты, необходимые для проведения эксперимента, непосредственно перед проведением эксперимента фиксируются средствами фотосъемки и (или) видеосъемки.
На предоставленные уполномоченными представителями тест-предметы необходимо наличие соответствующей документации, в том числе содержащей:
заключение специалиста, обладающего специальными знаниями в области взрывчатых веществ и взрывных устройств, об изготовлении макета взрывного устройства (для макета взрывного устройства);
фотографию макета взрывного устройства (для макета взрывного устройства).
62. В ходе проведения эксперимента с целью выявления нарушения требований по транспортной безопасности и антитеррористической защищенности могут моделироваться следующие ситуации:
а) прохождение (проникновение) условного нарушителя в неустановленном месте и (или) прохождение (проникновение) в зону транспортной безопасности без наличия законных оснований для прохода;
б) прохождение (проникновение) условного нарушителя с тест-предметом в неустановленном месте и(или) прохождение (проникновение) в зону транспортной безопасности без наличия законных оснований для прохода, в том числе с установкой (закладкой) такого тест-предмета;
в) прохождение (проникновение) условного нарушителя с тест-предметом в зону транспортной безопасности в установленных местах через досмотр, повторный досмотр, дополнительный досмотр либо прохождение (проникновение) условного нарушителя с тест-предметом в зону транспортной безопасности в установленных местах с попыткой непрохождения досмотра.
63. Участие уполномоченных представителей органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов отражается в составляемом акте проведенного эксперимента.
64. В целях обеспечения безопасного проведения контрольного (надзорного) мероприятия с использованием тест-предметов и (или) тест-субъектов лицо, выявившее (обнаружившее) тест-субъект и (или) тест-предмет, незамедлительно информируется проверяющими лицами о проведении эксперимента с предъявлением служебных удостоверений.
65. Результаты эксперимента, в том числе каждой ситуации, определенной пунктом 62 настоящего Положения, подлежат отражению в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
66. Результаты эксперимента, указанные в пункте 65 настоящего Положения, должны содержать время и место проведения эксперимента, подписи должностных лиц, проводивших эксперимент, подписи уполномоченных представителей органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов, описание результата эксперимента, отметку об ознакомлении представителя субъекта контрольного (надзорного) мероприятия или иного лица от субъекта контрольного (надзорного) мероприятия, присутствующего при эксперименте (в случае такого присутствия).
67. Контрольные (надзорные) действия в ходе рейдового осмотра могут совершаться в сокращенном объеме в целях избежания задержек отправления транспортных средств из мест посадки (высадки) пассажиров.
68. Перечень контрольных (надзорных) действий определяется решением о проведении рейдового осмотра исходя из особенностей транспортных средств различных видов транспорта и видов осуществляемых перевозок.
69. Срок проведения рейдового осмотра устанавливается в пределах 10 рабочих дней.
70. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
71. В ходе осуществления федерального надзора может проводиться документарная проверка, предметом которой являются находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) сведения, составляющие государственную тайну.
72. Срок проведения документарной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней.
73. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) эксперимент.
74. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. В отсутствие контролируемого лица или его представителя досмотр не осуществляется.
75. Выездная проверка с использованием тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование) и (или) тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований) проводится во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов.
76. Порядок проведения эксперимента в ходе проведения выездной проверки определен в пунктах 57 - 66 настоящего Положения.
77. Объем контрольных (надзорных) действий в ходе выездной проверки определяется инспекторами в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия и обязательных требований, подлежащих оценке.
78. Срок проведения выездной проверки устанавливается в следующих пределах:
а) в отношении малого предприятия - 50 часов;
б) в отношении микропредприятия - 15 часов;
в) в отношении иных контролируемых лиц - 10 рабочих дней.
V. Специальные режимы федерального надзора
79. В рамках осуществления федерального надзора осуществляется обязательный мониторинг объектов контроля, а также может осуществляться добровольный мониторинг объектов контроля.
80. Обязательный мониторинг объектов контроля осуществляется на объектах транспортной инфраструктуры, предусмотренных частью 4 статьи 11 1 Федерального закона "О транспортной безопасности", в режиме реального времени путем получения данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, предусмотренных частью 8 статьи 12 2 указанного Федерального закона (далее - технические средства обеспечения транспортной безопасности).
81. В целях осуществления обязательного мониторинга Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на будущий календарный год составляется план по обязательному мониторингу, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, и включает в себя:
а) наименование контрольного (надзорного) органа;
б) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер и юридический адрес, наименование и адрес контролируемого лица, в отношении которого проводится обязательный мониторинг, наименование и адрес объекта транспортной инфраструктуры;
в) структурное подразделение (управление, отдел) контрольного (надзорного) органа, осуществляющее обязательный мониторинг;
г) должности, фамилии, имена, отчества (при наличии) инспекторов;
д) период (периоды) проведения обязательного мониторинга;
е) подпись лица, утверждающего план, дату утверждения.
82. По окончании каждого периода проведения обязательного мониторинга составляется акт о результатах обязательного мониторинга (далее - акт периода мониторинга), который включает в себя:
а) наименование контрольного (надзорного) органа;
б) основание проведения обязательного мониторинга;
в) должностное лицо, проводившее обязательный мониторинг;
г) сведения о контролируемом лице либо месте (предполагаемом месте на основе имеющихся данных) выявления признаков нарушений обязательных требований;
д) дату, время выявления признаков нарушений обязательных требований;
е) описание выявленных признаков нарушений, ссылку на нормативный правовой акт, содержащий обязательные требования, признаки нарушения которого содержатся в информации, полученной в ходе обязательного мониторинга;
ж) в случае если информация была получена через сторонние системы, и (или) сервисы, и (или) ссылку, и (или) реквизиты таких документов (интернет-ресурсов), файлов, - копии таких данных, прилагаемые к акту периода мониторинга, в том числе в формате распечатанных копий или на цифровом носителе;
з) отметку об отсутствии нарушений обязательных требований в случае, если признаки нарушений обязательных требований не выявлены.
83. В случае получения в ходе мониторинга сведений о фактах нарушения обязательных требований контрольный (надзорный) орган принимает решения в соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона.
84. Обязательный мониторинг осуществляется должностными лицами Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющими федеральный надзор.
85. Предоставление контролируемыми лицами удаленного доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также передача таких данных в служебные помещения на объекте транспортной инфраструктуры, предоставленные (переданные) территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, обеспечиваются в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности".
86. Выделяемый контролируемым лицом для Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и для территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере транспорта доступ должен обеспечивать круглосуточный, непрерывный доступ одновременно не менее 3 пользователей с возможностью просмотра любых предоставляемых данных всеми 3 пользователями в режиме реального времени.
87. Доступ, предоставляемый контролируемыми лицами в рамках обязательного мониторинга должностным лицам Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих федеральный надзор, осуществляется удаленно с рабочих мест таких должностных лиц посредством сети "Интернет".
88. Добровольный мониторинг осуществляется с использованием технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в рамках реализации обязательных требований.
89. Добровольный мониторинг осуществляется в режиме реального времени, на основании решения контрольного (надзорного) органа, принимаемого по результатам проведения оценки соответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, технической готовности контролируемого лица и контрольного (надзорного) органа к информационному взаимодействию в рамках мониторинга и заключения соглашения о мониторинге в случае добровольного участия контролируемых лиц.
90. Оценка соответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга и технической готовности контролируемого лица, осуществляется в соответствии с решением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по заявлению контролируемого лица.
91. Контролируемое лицо для осуществления мониторинга должно соответствовать следующим требования:
а) наличие принадлежащих на праве собственности или ином законном основании объектов транспортной инфраструктуры, не включенных в перечень объектов транспортной инфраструктуры, на которых осуществляется обязательный мониторинг;
б) оснащение объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;
в) обеспечение доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
92. Порядок предоставления контролируемым лицом доступа к техническим системам обеспечения транспортной безопасности определяется соглашением между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом.
93. Доступ к техническим системам транспортной безопасности может быть предоставлен:
а) в режиме реального времени путем удаленного доступа через сеть "Интернет", либо через отдельные каналы связи;
б) в режиме реального времени путем доступа с рабочего места, предоставляемого контролируемым лицом.
94. Доступ к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности может осуществляться с использованием собственных и (или) эксплуатируемых контрольным (надзорным) органом специальных программных и (или) программно-аппаратных комплексов.
95. Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из следующих случаев:
а) выявление несоответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, в том числе к технической оснащенности и сопровождению мониторинга;
б) неисполнение контролируемым лицом положений соглашения о мониторинге между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом;
в) подача контролируемым лицом заявления о прекращении осуществления мониторинга.
96. В случае получения в ходе мониторинга сведений о фактах нарушения обязательных требований контрольный (надзорный) орган принимает решения в соответствии с частью 2 статьи 90 и статьей 96 Федерального закона.
97. В случае выявления в ходе мониторинга признаков нарушения обязательных требований составляется акт о результатах обязательного мониторинга (далее - акт о нарушении обязательных требований), который включает в себя:
а) наименование контрольного (надзорного) органа;
б) основание проведения обязательного мониторинга;
в) должностное лицо, проводившее обязательный мониторинг;
г) сведения об объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве либо о месте (предполагаемом месте на основе имеющихся данных) выявления признаков нарушений обязательных требований;
д) дату, время выявления;
е) описание выявленных признаков нарушений, ссылку на норму права, признаки нарушения которой содержатся в информации, полученной в ходе обязательного мониторинга;
ж) в случае если информация была получена через сторонние системы, и (или) сервисы, и (или) ссылку, и (или) реквизиты таких документов (интернет-ресурсов), файлов, - копии таких данных, прилагаемые к акту о нарушении обязательных требований, в том числе в формате распечатанных копий или на цифровом носителе.
98. В рамках осуществления федерального надзора осуществляется постоянный рейд.
99. Пункты контроля, территории (акватории) для постоянного рейда могут устанавливаться:
а) на объектах дорожного хозяйства, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения, автомобильных дорогах регионального и (или) автомобильных дорогах межмуниципального значения;
б) в аэропортах 1-й и 2-й категорий;
в) на автомобильных вокзалах и станциях 1-й и 2-й категорий;
г) на железнодорожных вокзалах и станциях 1-й и 2-й категорий;
д) на объектах транспортной инфраструктуры, на которых осуществляются (обслуживаются) международные перевозки.
100. Пункты контроля и территория (акватории) для постоянного рейда устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
101. Установление пунктов контроля и территорий для постоянного рейда на объектах транспортной инфраструктуры, объектах дорожного хозяйства, расположенных на автомобильных дорогах и (или) улично-дорожной сети, осуществляется по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации без снижения основных параметров дорожного движения.
102. Установление пунктов контроля на объектах транспортной инфраструктуры должно соответствовать следующим требованиям:
а) пункт контроля не препятствует деятельности объекта транспортной инфраструктуры (не блокирует входы (выходы), стоянки, ворота;
б) пункт контроля находится в непосредственной близости от объектов контроля и контролируемых лиц.
103. Субъект транспортной инфраструктуры и перевозчики могут выделять отдельные помещения и (или) территории для установления пунктов контроля.
104. На пунктах контроля могут использоваться специальные служебные транспортные средства, технические средства, в том числе специальное оборудование и устройства.
105. На пунктах контроля может обеспечиваться проверка исполнения требования, установленных статьей 11 Федерального закона "О транспортной безопасности".
106. Инспектора, уполномоченные на осуществление постоянного рейда, определяются решением контрольного (надзорного) органа.
107. Постоянный рейд проводится в отношении транспортных средств и иных производственных объектов, деятельности и действий граждан и организаций. В ходе проведения постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица;
д) инструментальное обследование.
108. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. В отсутствие контролируемого лица или его представителя досмотр не осуществляется.
109. Контролируемые лица, их представители и работники, находящиеся на пунктах контроля или территории (акватории) постоянного рейда, обязаны по требованию инспектора остановиться, обеспечить беспрепятственный доступ к транспортным средствам или иным производственным объектам, предоставить для ознакомления документы.
110. При осуществлении постоянного рейда время взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом не может превышать 30 минут (в данный период времени не включается оформление акта о нарушении обязательных требований).
111. По результатам постоянного рейда в случае выявления нарушений обязательных требований составляется акт о нарушении обязательных требований в отношении каждого контролируемого лица.
VI. Обжалование решений Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действий (бездействия) его должностных лиц
112. Жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) этого территориального органа либо центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
113. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта рассматривается центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
114. Жалобы на решения центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действия (бездействия) его должностных лиц рассматриваются руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
115. Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы в случае, если:
а) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
б) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
в) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
г) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
д) ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
е) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
ж) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
з) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
и) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
116. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
117. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
в) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа незаконными и выносит решение по существу.
Положение дополнено разделом VII с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 14 декабря 2021 г. N 2293
VII. Ключевой показатель федерального надзора и его целевое значение
118. Ключевым показателем федерального надзора является уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который рассчитывается согласно приложению N 2.
Целевое значение ключевого показателя федерального надзора не менее 5 процентов в год.
Нумерационный заголовок изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 14 декабря 2021 г. N 2293
Приложение N 1
к Положению о федеральном
государственном контроле
(надзоре) в области транспортной
безопасности
Критерии
отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
14 декабря 2021 г.
1. Объекты федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности (далее - объекты контроля) относятся к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска) в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2. Деятельность контролируемых лиц, использующих объекты транспортной инфраструктуры, подлежащая федеральному государственному контролю (надзору) в области транспортной безопасности, и иных контролируемых лиц (за исключением использующих (эксплуатирующих) транспортные средства) делится на группы тяжести "А", "Б", "В", "Г".
3. К группе тяжести "А" относятся:
а) деятельность контролируемых лиц, использующих объекты транспортной инфраструктуры, отнесенные к первой категории в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";
б) деятельность контролируемых лиц, использующих объекты транспортной инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов);
в) деятельность контролируемых лиц, использующих объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, на которых осуществляется скоростное сообщение.
4. К группе тяжести "Б" относятся:
а) деятельность контролируемых лиц, использующих объекты транспортной инфраструктуры, отнесенные ко второй и к третьей категориям в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";
б) деятельность контролируемых лиц, использующих объекты транспортной инфраструктуры, на которых осуществляются международные перевозки.
5. К группе тяжести "В" относятся:
а) деятельность контролируемых лиц, использующих объекты транспортной инфраструктуры отнесенные к четвертой и к пятой категориям объектов транспортной инфраструктуры в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";
б) деятельность контролируемых лиц, использующих объекты транспортной инфраструктуры, на которых осуществляются регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа по межрегиональным маршрутам (за исключением перевозок между г. Москвой и Московской областью, между г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между г. Севастополем и Республикой Крым) и регулярные автомобильные пассажирские перевозки в междугородном (в границах одного субъекта Российской Федерации) сообщении;
в) деятельность контролируемых лиц, использующих объекты транспортной инфраструктуры, на которых осуществляются регулярные автомобильные перевозки в городском и пригородном сообщении, по межрегиональным маршрутам между г. Москвой и Московской областью, г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, г. Севастополем и Республикой Крым, а также перевозки по заказу и наземным городским электрическим транспортом;
г) деятельность контролируемых лиц, использующих посадочные площадки воздушного транспорта и (или) вертодромы.
6. К группе тяжести "Г" относятся:
а) деятельность подразделений транспортной безопасности, учебных центров, специализированных организаций, органов аттестации, являющихся организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующих организаций;
б) деятельность контролируемых лиц, в отношении которых осуществляется специальный режим государственного контроля - обязательный мониторинг.
7. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность контролируемого лица к различным группам тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более высокой группе тяжести.
8. Деятельность контролируемых лиц, использующих (эксплуатирующих) транспортные средства, подлежащая федеральному государственному контролю (надзору) в области транспортной безопасности, делится на группы тяжести "А", "Б", "В".
9. К группе тяжести "А" относятся:
а) деятельность контролируемых лиц, использующих (эксплуатирующих):
транспортные средства морского и речного транспорта, осуществляющие международные перевозки;
транспортные средства, осуществляющие регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении;
транспортные средства, осуществляющие международные воздушные перевозки;
транспортные средства, осуществляющие железнодорожные пассажирские перевозки в дальнем следовании;
б) деятельность контролируемых лиц, использующих (эксплуатирующих) транспортные средства, осуществляющие перевозки грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;
в) деятельность контролируемых лиц, использующих (эксплуатирующих) транспортные средства, осуществляющие регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа по межрегиональным маршрутам (за исключением перевозок между г. Москвой и Московской областью, между г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между г. Севастополем и Республикой Крым).
10. К группе тяжести "Б" относится деятельность контролируемых лиц, использующих (эксплуатирующих):
а) транспортные средства морского транспорта, не отнесенные к группе А;
б) транспортные средства, осуществляющие регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа между г. Москвой и Московской областью, между г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между г. Севастополем и Республикой Крым;
в) транспортные средства, осуществляющие внутренние воздушные перевозки;
г) транспортные средства, осуществляющие пригородные железнодорожные перевозки;
д) транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров по внутренним водным путям.
11. К группе тяжести "В" относится деятельность контролируемых лиц, использующих (эксплуатирующих):
а) транспортные средства городского наземного электрического транспорта;
б) транспортные средства, отнесенные к авиации общего назначения;
в) транспортные средства, осуществляющие автомобильные перевозки пассажиров и багажа, не включенные в группы тяжести "А" и "Б";
г) транспортные средства, осуществляющие авиационные работы.
12. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность контролируемого лица к различным группам тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более высокой группе тяжести.
13. Объекты контроля относятся к категориям риска в зависимости от показателя вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - группы вероятности).
14. Деятельность, подлежащая федеральному государственному контролю (надзору) в области транспортной безопасности, делится на группы вероятности "1", "2", "3", "4".
15. К группе вероятности "1" относится:
а) деятельность контролируемых лиц, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за предыдущий календарный год, предшествующий дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, произошел 1 и более случаев совершения актов незаконного вмешательства;
б) деятельность контролируемых лиц, объекты транспортной инфраструктуры и (или) транспортные средства которых задействованы в подготовке к проведению важных общественно значимых международных мероприятий, организация и проведение которых предусмотрены законодательными актами Российской Федерации в течение 2 календарных лет до их проведения, или деятельность подразделения по обеспечению транспортной безопасности на указанных объектах.
16. К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за предыдущий календарный год, предшествующий дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, выявлена 1 и более угроза совершения актов незаконного вмешательства, на основании информации, поступившей в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности".
17. К группе вероятности "3" относится деятельность контролируемых лиц, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за предыдущий календарный год, предшествующий дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, не выявлено угроз совершения актов незаконного вмешательства и не совершено актов незаконного вмешательства.
18. К группе вероятности "4" относится деятельность контролируемых лиц, не связанная с использованием (эксплуатацией) объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств.
19. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность контролируемого лица к различным группам вероятности, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более высокой категории риска.
20. Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности:
а) к категории чрезвычайно высокого риска - А1;
б) к категории высокого риска - А2, Б1, Б2;
в) к категории среднего риска - А3, А4, Б3, Б4, В1, В2;
г) к категории низкого риска - В3, В4, Г1, Г2, Г3, Г4.
21. Объекты контроля, не соответствующие критериям отнесения объектов контроля к категории риска, относятся к низкой категории риска.
22. Оценка добросовестности контролируемых лиц для отнесения объектов контроля к категории риска не применяется.
Положение дополнено приложением N 2 с 1 июля 2021 г. - Постановление Правительства России от 29 июня 2021 г. N 1051
Приложение N 2
к Положению о федеральном
государственном контроле
(надзоре) в области
транспортной безопасности
Ключевой показатель
федерального надзора
Номер (индекс показа-теля) |
Наименование ключевого показателя |
Формула расчета значения ключевого показателя*, процентов |
А1 |
Уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
|
А1.1 |
Уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (по состоянию на 1 января предыдущего года): |
А1.1 = А1.1.1 + А1.1.2 + А1.1.3 + А1.1.4 + А1.1.5 + А1.1.6 + А1.1.7 |
А1.1.1 |
на воздушном транспорте |
А.1.1.1 = R 1 - R 2 |
А1.1.2 |
на морском транспорте |
А.1.1.2 = R 1 - R 2 |
А1.1.3 |
на внутреннем водном транспорте |
А.1.1.3 = R 1 - R 2 |
А1.1.4 |
на железнодорожном транспорте |
А.1.1.4 = R 1 - R 2 |
А1.1.5 |
на автомобильном транспорте |
А.1.1.5 = R 1 - R 2 |
А1.1.6 |
на объектах инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) |
А.1.1.6 = R 1 - R 2 |
А1.1.7 |
на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства |
А.1.1.7 = R 1 - R 2 |
А1.2 |
Уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (по состоянию на 1 января отчетного года): |
А1.2 = А1.2.1 + А1.2.2 + А1.2.3 + А1.2.4 + А1.2.5 + А1.2.6 + А1.2.7 |
А1.2.1 |
на воздушном транспорте |
А.1.2.1 = R 1 - R 2 |
А1.2.2 |
на морском транспорте |
А.1.2.2 = R 1 - R 2 |
А1.2.3 |
на внутреннем водном транспорте |
А.1.2.3 = R 1 - R 2 |
А1.2.4 |
на железнодорожном транспорте |
А.1.2.4 = R 1 - R 2 |
А1.2.5 |
на автомобильном транспорте |
А.1.2.5 = R 1 - R 2 |
А1.2.6 |
на объектах инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) |
А.1.2.6 = R 1 - R 2 |
А1.2.7 |
на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства |
А.1.2.7 = R 1 - R 2 |
------------------------------
* Применяемые в формуле расчета значения ключевого показателя (R 1 и R 2) определяются следующим образом:
R 1 - показатель, характеризующий уровень реализации мер обеспечения транспортной безопасности по виду транспорта, значение которого определяется по следующей формуле:
R 1 = П 1 + П 2 + П 3 +П 4 + П 5,
где:
П 1 - показатель, характеризующий отношение количества объектов, имеющих утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ категорированные (утвержденные планы)), к общему количеству объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих категорированию (ОТИ категорированные (всего)), определяемый по следующей формуле:
П 1 = ОТИ категорированные (утвержденные планы) / ОТИ категорированные (всего);
П 2 - показатель, характеризующий отношение количества объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию и имеющих утвержденные паспорта обеспечения транспортной безопасности (ОТИ пс(утвержденные)), к общему количеству объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию (ОТИ неподлежащие (всего)), определяемый по следующей формуле:
П 2 = ОТИ пс (утвержденные) / ОТИ неподлежащие (всего);
П 3 - показатель, характеризующий отношение количества объектов транспортной инфраструктуры, оснащенных техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ОТИ потср (оснащенных техн.средствами)), к сумме количества категорированных объектов транспортной инфраструктуры и количества некатегорированных объектов транспортной инфраструктуры, определяемый по следующей формуле:
П 3 = ОТИ потср (оснащенных техн.средствами) /(ОТИ категорированные (всего) + ОТИ неподлежащие (всего));
П 4 - показатель, характеризующий отношение количества объектов транспортной инфраструктуры с подразделениями транспортной безопасности (ОТИ птб) к общему количеству объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих антитеррористической защите подразделениями транспортной безопасности (ОТИ (всего)), определяемый по следующей формуле:
П 4 = ОТИ птб / ОТИ (всего);
П 5 - показатель, характеризующий отношение количества транспортных средств, имеющих паспорта транспортной безопасности (ТС пс) к общему количеству транспортных средств, которые обязаны иметь паспорта транспортной безопасности (ТС всего), определяемый по следующей формуле:
П 5 = ТС пс / ТС всего.
Показатель R2, характеризующий значение риска в зависимости от количества совершенных актов незаконного вмешательства или угроз актов незаконного вмешательства, значение которого равно:
1 - при количестве совершенных актов незаконного вмешательства, равном 1 и более, вне зависимости от количества угроз актов незаконного вмешательства;
0,9 - при наличии 3 и более угроз актов незаконного вмешательства и при отсутствии совершенных актов незаконного вмешательства;
0,4 - при наличии 2 угроз актов незаконного вмешательства и при отсутствии совершенных актов незаконного вмешательства;
0,2 - при наличии 1-й угрозы акта незаконного вмешательства и при отсутствии совершенных актов незаконного вмешательства;
0 - при отсутствии совершенных актов незаконного вмешательства и угроз актов незаконного вмешательства.
С 1 июля 2021 г. действует новое Положение о федеральном госконтроле (надзоре) в области транспортной безопасности.
При его проведении Ространснадзор применяет риск-ориентированный подход. Выделяют 4 категории риска: чрезвычайно высокий, высокий, средний и низкий. Установлены критерии отнесения объекта контроля к той или иной категории риска. От нее зависит периодичность проведения плановых проверок.
Регламентированы профилактические и контрольные мероприятия. К первым относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, самообследование и профилактический визит. Ко вторым - инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки.
Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. N 1051 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 июля 2021 г. N 0001202107010099, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. N 27 (часть III) ст. 5429
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. N 2293
Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.