Организация создала в 2004 году резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников. В течение года несколько работников уволились, и на работу приняты новые работники. Через полгода вновь принятым на работу сотрудникам предоставляется согласно нормам трудового законодательства отпуск. Как учесть сумму расходов на отпуск вновь принятых работников, под отпуска которых резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создавался?
Размер фактических расходов организации на оплату отпусков по месяцам связан, в частности, с тем, что в течение года некоторые работники увольняются и на работу принимаются новые работники, и, таким образом, запланированный график отпусков не выдерживается.
В связи с этим организация должна выбрать способ учета суммы расходов на отпуск вновь принятых работников, под отпуска которых резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создавался. Вышеуказанную сумму налогоплательщик может:
1) списать за счет общей суммы указанного резерва;
2) списать в пределах только той суммы резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, которая относится к отпускам уволившихся работников и фактически останется не использованной к концу года;
3) включить в состав расходов на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера, ежемесячных отчислений в вышеуказанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
Из п. 1 ст. 324.1 НК РФ следует, что налогоплательщик, принявший решение о создании в 2004 году резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников, вне зависимости от фактических ежемесячных расходов на оплату труда на протяжении года производит ежемесячные отчисления в вышеуказанный резерв, которые зависят только от фактических расходов налогоплательщика на оплату труда, процента отчислений в данный резерв, а также от размера годовой предельной суммы отчислений в указанный резерв.
Поэтому увольнение и прием работников на работу на протяжении 2004 года не влияют на размер учитываемых (в виде ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков) организацией в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с оплатой отпусков.
При этом следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ при недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и сумму единого социального налога, по которым вышеуказанный резерв не создавался.
А.А. Назаров
1 октября 2004 г.
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1