Как известно, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 28-О подтверждено, что взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговым платежом. Руководствуются ли данным Определением налоговые органы?
В Конституционный Суд Российской Федерации обратилась Тверская областная общественная организация инвалидов с жалобой на решение арбитражного суда, удовлетворившего требования Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) о взыскании с Тверской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Заволжского района города Твери задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и соответствующих сумм пени.
Обосновывая свое решение, арбитражный суд указал, что при расчете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не учитывается предусмотренная ст. 239 НК РФ льгота, освобождающая от уплаты ЕСН общественные организации инвалидов и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации общественная организация инвалидов просила проверить конституционность ст. 3 Закона N 167-ФЗ в той части, в какой она определяет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как возмездные платежи, а также ст. 34 этого же Закона и ст. 10 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 198-ФЗ) в части установления ими порядка вступления в силу вышеназванных Законов.
Конституционный Суд Российской Федерации определением от 05.02.2004 N 28-О установил следующее.
С принятием Законов N 167-ФЗ и N 198-ФЗ ЕСН был модифицирован, и та доля налога, которая ранее уплачивалась в бюджет ПФР, с начала 2002 года стала полностью направляться на бюджетное финансирование выплат базовой части трудовой пенсии. Одновременно с изменениями ЕСН в Российской Федерации была введена система обязательного пенсионного страхования, предусматривающая уплату в бюджет ПФР специальных страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии застрахованных лиц.
С введением системы обязательного пенсионного страхования страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу. В настоящее время в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, а их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет ПФР они персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах ПФР, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Вышеназванные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности. Следовательно, ст. 3 Закона N 167-ФЗ, определяющая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездные платежи, не содержит неопределенности относительно их предназначения и социально-правовой природы и не затрагивает конституционные права и свободы заявителя, гарантированные ст. 8, 34 (часть 1), 35 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
Обращаем внимание читателей журнала на то, что, постановлением ВАС РФ от 23.07.2003 N 12355/02 уже было установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, и на них не распространяются положения ст. 239 настоящего Кодекса, и, следовательно, платежи на обязательное пенсионное страхование должны вноситься в полном объеме.
Однако положение о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом, следует не только из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 28-О, но и из норм ст. 8 НК РФ и ст. 3 Закона N 167-ФЗ, которыми налоговые органы руководствовались ранее, до выхода вышеназванного определения Конституционного Суда Российской Федерации.
Л.В. Комарова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
1 октября 2004 г.
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1