Функции налоговых органов по представлению и защите интересов
Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности
(банкротстве)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была упразднена Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - ФСФО России). Функции по принятию нормативных правовых актов в сфере, относящейся ранее к компетенции ФСФО России, были переданы Минэкономразвития России, а функцию по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства - Федеральной налоговой службе (ФНС России). Статьей 79 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" определено, что ФНС России является правопреемником упраздненной ФСФО России по всем правоотношениям, связанным с выполнением функции по представлению интересов Российской Федерации в процедурах банкротства*.
Отношения несостоятельности (банкротства) возникают в случае, если хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств. Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"].
Особенностью правовой природы отношений, возникающих в связи с несостоятельностью должника, является их гражданско-правовой характер. Об этом свидетельствуют:
- правовой статус субъектов отношения (должник и кредитор - субъекты гражданского права);
- юридическое содержание отношений (совокупность обязанностей несостоятельного должника и прав требований кредиторов);
- юридический объект отношения (действия должника по удовлетворению требований кредиторов из своего имущества).
Правовой механизм банкротства базируется на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) и других актов.
Участие в вышеназванных правоотношениях частично соотносится с выполнением полномочий налоговых органов при работе с недоимкой, однако по своему характеру выходит за рамки налогового контроля.
В настоящее время происходит организационное становление структур для выполнения вышеуказанных функций налоговыми органами: на уровне центрального аппарата МНС России создан Департамент по обеспечению процедур банкротства; в УМНС России по субъектам Российской Федерации - отделы обеспечения процедуры банкротства.
Основными направлениями вышеуказанных структур будут являться:
- рассмотрение заявлений о признании должников банкротами и подготовка решений о направлении (или при наличии определенных условий отклонении их подачи) в арбитражный суд;
- обобщение и анализ информации о ходе дел о банкротстве и процедурах банкротства;
- проведение анализа финансового состояния организаций-должников;
- подготовка документов для представления в деле о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды и требований Российской Федерации по денежным обязательствам;
- участие в подготовке документов о банкротстве и реализации соответствующих процессуальных прав при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами;
- участие в разработке предложений по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций по отраслям промышленности и месту их расположения;
- анализ возможных последствий обращения взыскания по обязательным платежам и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам на имущество должника в соответствии с поступившими уведомлениями судебных приставов - исполнителей о произведенном аресте имущества организации-должника;
- подготовка заключений по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым анализом организаций;
- участие в подготовке экспертных заключений о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства организаций;
- участие в подготовке сообщений судебному приставу - исполнителю об осуществлении или неосуществлении действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;
- участие в выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
- участие в осуществлении контроля за реализацией процедур банкротства организаций.
Рассмотрим некоторые особенности проведения процессуальных действий налоговых органов при участии в процедурах банкротства.
Налоговые органы как уполномоченный орган вправе подать заявление о признании организации-должника банкротом. В связи с возложением данной функции у них появляется возможность взыскать недоимку в рамках исполнительного производства.
В случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", налоговый орган вправе принять решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты:
- направления судебному приставу - исполнителю постановления о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа; либо
- по истечении 30 дней с даты получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам.
Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в пятидневный срок со дня принятия решения о его направлении.
Налоговый орган откладывает подачу заявления о признании должника банкротом на срок до 6 месяцев в случае, если до истечения установленного срока должником представлены:
- по требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам - заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставить должнику отсрочку или рассрочку их исполнения;
- по требованиям об уплате обязательных платежей документы, подтверждающие осуществление должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам. В случае нарушения должником графика погашения задолженности уполномоченный орган обязан подать заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд в пятидневный срок.
Кроме того, налоговый орган вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом:
- если он получил документы, подтверждающие подачу должником в вышестоящий налоговый орган или суд до истечения установленных сроков жалобы (искового заявления) об обжаловании требований Российской Федерации к должнику по обязательным платежам при условии, что обжалование указанных требований может привести к прекращению оснований для подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, - до вынесения соответствующего решения, но не более чем на 2 месяца;
- если он получил документы, подтверждающие подачу до истечения установленных сроков должником в вышестоящий налоговый (таможенный) орган или суд жалобы (искового заявления) об обжаловании действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, таможенных или иных органов власти, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), либо подачу жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, таможенных или иных органов власти, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), - до вынесения соответствующего решения, но не более чем на 2 месяца;
- по решению налогового органа в соответствии с порядком, устанавливаемым Минэкономразвития России.
В случае неисполнения должником требований об уплате обязательных таможенных платежей таможенные органы обязаны направить в налоговый орган уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам.
К уведомлению таможенных органов о наличии задолженности по уплате обязательных платежей прилагаются заверенные копии документов, представляемые в соответствии с АПК РФ и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" при подаче заявления о признании должника банкротом.
В случае неисполнения должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам и обязательным платежам федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов, а также их территориальные органы направляют в адрес налогового органа уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам, а также заверенные копии документов, представляемые при подаче заявления о признании должника банкротом.
Порядок выбора налоговым органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должен быть установлен Минэкономразвития России.
До утверждения Минэкономразвития России вышеуказанных нормативных правовых актов решение о голосовании на собрании кредиторов оформляется приказом налогового органа. Решение о подаче заявления о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций, принимается также налоговым органом.
При признании арбитражным судом организации-должника банкротом все требования по налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации замораживаются, так как на имущество должника для удовлетворения своих требований вправе претендовать и иные кредиторы. Участие органов ФНС России в вышеуказанных процедурах осложняется тем, что, с одной стороны, налоговые органы должны эффективно работать с недоимкой - уменьшая ее, а с другой стороны, они заинтересованы сохранить дееспособную организацию с помощью процедур финансового оздоровления или заключения мирового соглашения, как правило, предусматривающего реструктуризацию налоговой задолженности.
В целях представления и защиты интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) в 2005 году предполагается:
- подготовить и заключить соглашения с федеральными (региональными) органами исполнительной власти об организации информационного взаимодействия с целью повышения эффективности взыскания налоговой задолженности организаций;
- разработать методики по определению проблемных налогоплательщиков с целью принятия решения о целесообразности возбуждения дела о банкротстве;
- разработать методические материалы по мониторингу и контролю за организациями, в отношении которых применяются процедуры банкротства или принято решение об их применении;
- подготовить предложения по формализации отчетов, представляемых саморегулируемыми организациями, осуществляющими процедуры банкротства, об обязательном представлении отчетной информации от саморегулируемых организаций в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи и телекоммуникационных каналов связи;
- подготовить соглашения с Российским союзом саморегулируемых организаций арбитражных управляющих об информационном взаимодействии в электронном виде, разработать программное обеспечение по приему, вводу информации от саморегулируемых организаций в АИС "Налог" и интеграции введенных данных с информационными ресурсами налоговых органов;
- разработать программное обеспечение:
- по автоматизированному формированию рейтингового списка проблемных налогоплательщиков для принятия решений о целесообразности возбуждения дела о банкротстве;
- по созданию и ведению распределенной федерально-региональной базы данных организаций, в отношении которых применяются процедуры банкротства или принято решение об их применении, мониторинга и контроля за вышеуказанными организациями с группировкой по видам организаций;
- по автоматизированной передаче оперативных данных о налогоплательщиках, в отношении которых применяются процедуры банкротства или принято решение об их применении, с территориального уровня на региональный.
Вышеназванные мероприятия обеспечат повышение результативности работы налоговых органов по процедурам банкротства, приведут к составлению формализованных отчетов, представляемых саморегулируемыми организациями, осуществляющими процедуры банкротства, позволят создать базу данных организаций, в отношении которых применяются процедуры банкротства или принято решение об их применении.
Тем самым расширится круг организаций, представляющих свои информационные ресурсы налоговым органам, начнется эксплуатация процедур использования налоговых информационных ресурсов органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях выполнения своих функций в интерактивном и запросном режимах, что приведет к снижению их материальных и финансовых издержек.
В заключение отметим, что, несмотря на смену органа, обеспечивающего интересы государства в процедурах банкротства, с ФСФО России на ФНС России, процедура банкротства не претерпела серьезных изменений.
Д.Г. Бурцев,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1