г.Калуга |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А64-3680/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ивановой Н.Н. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, г.Тамбов, ул.К.Маркса, д.176 А, 392000) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (г.Тамбов, ул.Державинская, д.1, 392000)
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.09.2012 (судья Плахотников М.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 (судьи Миронцева Н.Д., Сергуткина В.А., Протасов А.И.) по делу N А64-3680/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ТЭСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России, антимонопольный орган) об оспаривании постановления от 30.03.2011 N 09-А о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.09.2012, оставленном без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, ОАО "ТЭСК" обжаловало решение и постановление в кассационном порядке, просив их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что антимонопольный орган исчислил сумму штрафа исходя из выручки Общества за 2010 год, в то время как следовало исходить при расчете штрафа из выручки за 2009 год. Правильно исчисленная сумма штрафа должна составить 7 871 643 руб. против указанной в постановлении 9 678 762 руб., исполнение постановления прекращено антимонопольным органом в связи с применением статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) на сумму 9 028 762 руб. (больше, чем 7 871 643 руб.), в связи с чем, по мнению заявителя жалобы, суду следовало признать постановление полностью незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган указывает на законность и обоснованность решения и постановления, просит оставить судебные акты без изменения. Поскольку при применении статьи 1.7 Кодекса штраф, подлежащий взысканию, был определен в минимальном размере, и рассчитывался не от суммы выручки, доводы Общества о значимости приводимых в жалобе обстоятельств не могут быть приняты во внимание.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили, жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующими обстоятельствами.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судами, на основании обращения ОАО "ТОСК" от 08.07.2010 N 5475 о нарушении ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" антимонопольного законодательства Тамбовским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого принято решение от 17.01.2011 N 12/03 о признании ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке купли-продажи электрической энергии действиями по необоснованному отказу от согласования заявленных величин электрической энергии (мощности) на 2011 год по договору энергоснабжения от 27.11.2009 N 1403/09, а также действиями по отказу от внесения изменений в указанный договор, определяющих порядок согласования договорного объема потребления электрической энергии, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов ОАО "ТОСК".
По данному факту в отношении Общества 04.02.2011 составлен протокол об административном правонарушении N 09-А и 30.03.2011 вынесено постановление о привлечении ОАО "ТЭСК" к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса в виде наложения штрафа в размере 0,3% суммы выручки, полученной ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в 2010 году от реализации электрической энергии, что составило 9 678 762 руб.
Применяя часть 2 статьи 1.7 Кодекса, антимонопольный орган 20.02.2012 вынес постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания по делу N 09-А об административном правонарушении от 30.03.2011 в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 9 028 762 рубля. Тамбовское УФАС России определило наказание в соответствии с новой редакцией статьи 14.31 Кодекса в минимальном размере, исчислив его в соответствии с примечанием 4 к указанной норме в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (300 000 + (1 000 000 - 300 000):2), что составило 650 000 руб. (данный расчет применяется при отсутствии смягчающих и отягчающих обстоятельств).
Несогласие с постановлением от 30.03.2011 послужило основанием обращения в суд.
Принимая решение и постановление, суды обоснованно исходили из следующего.
Статьей 14.31 КоАП РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 данного Кодекса.
Суды установили наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, против чего Общество в кассационной инстанции не возражает.
Процессуальный порядок привлечения ОАО "ТЭСК" к административной ответственности антимонопольным органом соблюден.
Мотивы несогласия с судебными актами сводятся к несогласию с размером штрафа.
Между тем, апелляционный суд правильно указал, что штраф согласно новой санкции части 1 статьи 14.31 Кодекса является фиксированным, и не исчисляется исходя из выручки.
Следовательно, вне зависимости от того, каков был размер штрафа до введения новой редакции статьи 14.31 Кодекса и как он был исчислен, общество должно при отсутствии смягчающих и отягчающих обстоятельств понести наказание в виде штрафа в сумме не менее 650 000 рублей - новая редакция статьи 14.31 Кодекса ответственность не устраняет, а лишь смягчает.
Из разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" следует, что как отмена административным органом вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращение его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) являются равнозначными способами неприменения ответственности в прежних размерах.
Следовательно, прекращением исполнения в части антимонопольный орган устранил необходимость признания постановления от 30.03.2011 в указанной части незаконным, а основания признания его незаконным в оставшейся части - 650 000 руб. штрафа - по названным выше основаниям отсутствуют.
Таким образом, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем при кассационном обжаловании государственная пошлина также уплате не подлежит и ее сумму 2000 руб. следует заявителю возвратить, как излишне уплаченную.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.09.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 по делу N А64-3680/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тамбовская энергосбытовая компания" ОГРН 1056882285129, г.Тамбов, ул.К.Маркса, д.176 А, 392000 из федерального бюджета 2000 рублей излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Мотивы несогласия с судебными актами сводятся к несогласию с размером штрафа.
Между тем, апелляционный суд правильно указал, что штраф согласно новой санкции части 1 статьи 14.31 Кодекса является фиксированным, и не исчисляется исходя из выручки.
Следовательно, вне зависимости от того, каков был размер штрафа до введения новой редакции статьи 14.31 Кодекса и как он был исчислен, общество должно при отсутствии смягчающих и отягчающих обстоятельств понести наказание в виде штрафа в сумме не менее 650 000 рублей - новая редакция статьи 14.31 Кодекса ответственность не устраняет, а лишь смягчает.
Из разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" следует, что как отмена административным органом вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращение его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) являются равнозначными способами неприменения ответственности в прежних размерах."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 мая 2013 г. N Ф10-1155/13 по делу N А64-3680/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1155/13
18.01.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6253/12
13.11.2012 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6253/12
26.09.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3680/11