г.Калуга |
|
05 июня 2013 г. |
Дело N А14-10985/2012 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - МУП ПО "Воронежгорэлектротранс", г.Воронеж ОГРН 1023601544295 |
не явились |
от заинтересованного лица - Управления Росреестра по Воронежской области, г.Воронеж, ОГРН 1043600196254
от третьих лиц: Администрации городского округа г.Воронеж ООО "Дельта" |
не явились
не явились
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.12.2012 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А14-10985/2012,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Воронежа производственное объединение "Воронежгорэлектротранс" (далее - МУП ПО "Воронежгорэлектротранс", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра, Управление) в государственной регистрации права хозяйственного ведения, перехода права собственности, права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого здания (диспетчерский пункт), лит. А, А1, А2, а, площадью 125, 5 кв. м расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 177б, и об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения, перехода права собственности, права собственности в отношении указанного объекта недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Воронеж (далее - Администрация) и Общество с ограниченной ответственностью "Дельта" (далее - ООО "Дельта", Общество).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.12.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2012 отменить, решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.12.2012 изменить, исключив из мотивировочной части решения следующий вывод суда: "из содержания которых однозначно следует, что поименованное в приложении к договору имущество было передано муниципальному унитарному предприятию на основании решения собственника передаваемого имущества (администрации города Воронежа)", ссылаясь на несоответствие выводов суда в обжалуемой части имеющимся в деле доказательствам.
Участвующие в деле лица надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ч.3 ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных решений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, решением Администрации города Воронежа от 09.06.1993 N 73 учреждено Муниципальное предприятие ПО "Воронежгорэлектротранс" с уставным фондом 1205489700 руб. Пунктом 2 решения предписано передать Предприятию в хозяйственное ведение имущество на сумму уставного фонда. Пунктом 3 решения директору Предприятия предписано зарегистрировать предприятие в установленном законом порядке, представить в Комитет по управлению имуществом г.Воронежа проект договора о передаче предприятию имущества в хозяйственное ведение.
14.05.1996 между Предприятием и Комитетом по управлению имуществом заключен договор о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение. Согласно пункту 1.2 договора в состав передаваемого Предприятию имущества вошли нежилые помещения, перечисленные в приложении I к договору. Общая стоимость передаваемого имущества составила 517 664 млн. руб., в том числе стоимость основных средств - 510910 млн.руб.
В тот же день сторонами подписан акт приема-передачи имущества (т.1, л.д.46-56).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2004 по делу N А14-3448/2004 МУП ПО "Воронежгорэлектротранс" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
12.09.2011 состоялись торги по реализации имущества Предприятия. По результатам торгов с победителем - ООО "Дельта" 14.09.2011 заключен договор купли-продажи на недвижимое имущество, в том числе, на диспетчерский пункт площадью 125,5 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 177б.
29.09.2011 Предприятие и ООО "Дельта" обратились в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения за Предприятием, перехода права собственности, права собственности Общества в отношении здания диспетчерского пункта, лит. А, А1, А2, а.
30.03.2012 Управлением принято решение N 01/133/2011-726,727 об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения, перехода права собственности и права собственности на спорный объект недвижимости. При этом Управление Росреестра, руководствуясь решением Советского районного суда г.Воронежа от 23.12.2009, сослалось на отсутствие решения собственника о закреплении за Предприятием имущества на праве хозяйственного ведения и на отсутствие сведений о спорном имуществе в документе, поименованном как договор о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение Предприятия.
Не соглашаясь с решением Управления, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований МУП ПО "Воронежгорэлектротранс", суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что Предприятием в Управление Росреестра в комплекте документов были представлены решение об учреждении МУП ПО "Воронежгорэлектротранс" от 09.06.1993 N 73, договор о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение Предприятия от 14.05.1996 б/н, акт приема-передачи имущества, из содержания которых следует, что поименованное в приложении к договору имущество было передано Предприятию на основании решения собственника передаваемого имущества - Администрации города Воронежа, но в перечне имущества, являющемся приложением к договору от 14.05.1996, отсутствует такой объект, как диспетчерский пункт площадью 125,5 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 177б.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции в той части, что имущество (приложение N 1 к договору) было передано Предприятию в хозяйственное ведение по договору от 14.05.1996 на основании решения собственника имущества.
Не соглашаясь с выводом суда двух инстанций о том, что собственником передавалось муниципальное имущество Предприятию в хозяйственное ведение, Администрация подала кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами суда двух инстанций.
Согласно статье 24 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за государственным или муниципальным предприятием, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения.
Согласно статье 7 Закона РСФСР от 25.12 1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" муниципальное предприятие учреждается местными Советами народных депутатов или органами местного самоуправления. Имущество муниципального предприятия или вклад местного Совета (органа местного самоуправления) в предприятие смешанной формы собственности образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных источников и находится в собственности района, города, входящих в них административно - территориальных образований, органов местного самоуправления.
Из толкования указанных норм права следует, что муниципальное предприятие не может быть учреждено и функционировать без имущества; переданное предприятию имущество принадлежит ему только на праве хозяйственного ведения.
Из решения от 09.06.1993 N 73 об учреждении МУП ПО "Воронежгорэлектротранс" следует, что Предприятие учреждено с уставным фондом 1205489700 руб., на эту сумму учредитель передает Предприятию имущество (т.1, л.д.46).
На данном решении стоит печать Администрации города Воронежа.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Предприятие было учреждено собственником с наделением Предприятия муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения.
На период заключения договора о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение Предприятия действовал Гражданский кодекс Российской Федерации.
В силу ч.1ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.
Муниципальное имущество передано Предприятию в хозяйственное ведение по акту от 14.05.1996. С этой даты у Предприятия возникает право хозяйственного ведения на принятое имущество.
Из пункта 2.1 договора о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение от 14.05.1996 следует, что Комитет по управлению имуществом г.Воронежа осуществляет права собственника на имущество, предоставленное Предприятию в хозяйственное ведение, в порядке, определенном настоящим договором и действующим законодательством (т.1, л.д.47).
Но так как в перечне имущества, являющемся приложением к договору от 14.05.1996, отсутствует спорный объект недвижимости, суд по праву отказал Предприятию в удовлетворении его требований.
Довод заявителя жалобы о том, что в силу ч.3ст.69 АПК РФ решение Советского районного суда г.Воронежа от 23.12.2009 обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, был предметом исследования суда двух инстанций, ему дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по делу N А14-10985/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На период заключения договора о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение Предприятия действовал Гражданский кодекс Российской Федерации.
В силу ч.1ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 июня 2013 г. N Ф10-1226/13 по делу N А14-10985/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1226/13
18.03.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-220/13
04.12.2012 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-10985/12
27.11.2012 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-10985/12