город Калуга |
|
20 февраля 2015 г. |
Дело N А09-10956/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 20.02.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
судей |
Нарусова М.М. |
|
Сорокиной И.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Закрытое акционерное общество "Брянскнефтепродукт" ОГРН 1023202736138 ИНН 3201000493 |
Мацепура Г.А. - представитель по доверенности N 9 от 01.01.2015; |
от ответчиков: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области ОГРН 1027700485757 ИНН 77054013400
Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ОГРН 1043244052092 ИНН 3250057365
от третьих лиц: Территориальное управление Росимущества по Брянской области
Муниципальное образование "Брянский район" в лице администрации Брянского района
Правительство Брянской области |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
Черепова Ю.Ю. - представитель по доверенности от 31.12.2014. |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А09-10956/2013,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Брянскнефтепродукт" (далее - ЗАО "Брянскнефтепродукт" истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (далее - кадастровая палата, ответчик) и управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (далее - управление, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, 10, АЗС N 42, общей площадью 14 632,9 кв. м, кадастровый номер 32:02:0160103:167, в размере 10 564 954 рублей, земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Глинищево, ул. П.М. Яшенина, д. 63, общей площадью 2896,8 кв. м, кадастровый номер 32:02:0010113:1, в размере 1 762 853 рублей (с учетом уточненных исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Брянской области, ТУ Росимущества по Брянской области, МО "Брянский район" в лице администрации Брянского района.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 (судья Прокопенко Е.Н.) уточненные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 г. (судьи Тучкова О.Г., Тимашкова Е.Н., Рыжовой Е. В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя истца и представителя третьего лица Правительства Брянской области суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, общество на основании договоров аренды от 11.12.2001 N 263 и от 11.12.2001 N 262 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, 10, АЗС N 42, общей площадью 14 632,9 кв. м, кадастровый номер 32:02:0160103:167, и земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Глинищево, ул. П.М. Яшенина, д. 63, общей площадью 2896,8 кв. м, кадастровый номер 32:02:0010113:1, соответственно.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
Согласно кадастровым справкам, выданным ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области, в соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, 10, АЗС N 42, общей площадью 14 632,9 кв. м, кадастровый номер 32:02:0160103:167, составила 43 564 618 рублей 51 копейка, кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Глинищево, ул. П.М. Яшенина, д. 63, общей площадью 2896,8 кв. м, кадастровый номер 32:02:0010113:1, составила 4 029 564 рубля 67 копеек.
Согласно отчету от 21.05.2013 N 01-75/1-13 об определении рыночной стоимости земельных участков на 01.01.2013, выполненному ООО "Брянск Эксперт Оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160103:167 составила 9 253 тыс. рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0010113:1 составила 1 763 тыс. рублей.
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с иском (с учетом уточнения заявленных требований).
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные доказательства, доводы сторон, и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В данном случае постановлением администрации Брянской области N 1112 от 30.11.2012 были утверждены результаты кадастровой оценки земель проведенной на 01.01.2010 г.
С учетом положений ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающей проведение экспертизы отчета оценщика и связи с существенным расхождением между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, судом была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельных участков, с кадастровым номером 32:02:0160103:167, и кадастровым номером 32:02:0010113:1, проведение которой поручено эксперту ООО "Брянск Эксперт Оценка" Беспалову С.В.
Согласно поступившему в суд экспертному заключению ООО "Брянск Эксперт Оценка" Беспалова С.В. от 28.05.2014 по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, 10, АЗС N 42, общей площадью 14 632,9 кв. м, кадастровый номер 32:02:0160103:167, составила 10 564 954 рублей, рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Глинищево, ул. П.М. Яшенина, д. 63, общей площадью 2896,8 кв. м, кадастровый номер 32:02:0010113:1, составила 1 762 853 рубля.
Кассационная коллегия полагает, что суды обоснованно со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса пришли к выводу о возможности установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной ее рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением экспертизы от 28.05.2014, проведенной ООО "Брянск Эксперт Оценка" Беспаловым С.В. на основании определения суда.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
При этом, суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов правомерно исходили из того, что истец, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением прав ЗАО "Брянскнефтепродукт" как арендатора данного земельного участка и плательщика арендной платы, которая рассчитывается, в том числе исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А09-10956/2013, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающей проведение экспертизы отчета оценщика и связи с существенным расхождением между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, судом была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельных участков, с кадастровым номером 32:02:0160103:167, и кадастровым номером 32:02:0010113:1, проведение которой поручено эксперту ООО "Брянск Эксперт Оценка" Беспалову С.В.
...
Кассационная коллегия полагает, что суды обоснованно со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса пришли к выводу о возможности установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной ее рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением экспертизы от 28.05.2014, проведенной ООО "Брянск Эксперт Оценка" Беспаловым С.В. на основании определения суда.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 февраля 2015 г. N Ф10-162/15 по делу N А09-10956/2013