г.Калуга |
|
05 июня 2013 г. |
Дело N А54-5908/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.06.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "Октябрьские коммунальные системы", Рязанская обл., р.п.Октябрьский, ОГРН 1096219000866 |
Строков И.А. - дов. от 01.03.2013 |
от заинтересованного лица - ГУ "РЭК" Рязанской области, г.Рязань, ОГРН 10362080000696 от Прокуратуры Рязанской области от третьего лица - Правительства Рязанской области |
не явились
Павлова Н.В. - удост. от 16.03.2011 не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2013 (судьи Шуман И.В., Крылова И.И., Мегедь И.Ю.) по делу N А54-5908/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Октябрьские коммунальные системы" (далее - ООО "Октябрьские коммунальные системы", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (далее - ГУ "РЭК" Рязанской области, Управление) от 17.11.2009 N 116 "О тарифе на тепловую энергию для потребителей ООО "Октябрьские коммунальные системы" в части пункта 1, которым тариф установлен в размере - 1033,58 руб./Гкал (включая налоги), как не соответствующее Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (уточненное требование).
Определениями суда от 03.09.2012 к участию в деле допущена Прокуратура Рязанской области и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Рязанской области (далее - Правительство).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2013 заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе ГУ "РЭК" Рязанской области просит решение суда отменить, в удовлетворении требования Общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура Рязанской области просит оставить принятое судебное решение без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители Общества и Прокуратуры просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы, ссылаясь на необоснованность её доводов.
ГУ "РЭК" и Правительство Рязанской области надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ч.3 ст.204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "Октябрьские коммунальные системы" было зарегистрирована в ЕГРЮЛ 27.08.2009 как вновь созданное юридическое лицо. Основным видом деятельности Общества является производство тепловой энергии (пункт 2.2 Устава ООО "Октябрьские коммунальные системы").
24.09.2009 Общество направило в адрес ГУ "РЭК" Рязанской области заявление с просьбой установить тариф на тепловую энергию, вырабатываемую в ООО "Октябрьские коммунальные системы" на 2010 год в размере 1582,76 руб./Гкал (включая налоги), приложив к заявлению обосновывающие и расчетные документы.
17.11.2009 заявление Общества рассмотрено на заседании Правления ГУ "РЭК", по результатам которого принято постановление.
Пунктом 1 постановления ГУ "РЭК" Рязанской области от 17.11.2009 N 116 предписано установить тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Октябрьские коммунальные системы" в размере 1033,58 руб./Гкал (включая налоги). Согласно пункту 2 постановления данный тариф вводится в действие с 01.01.2010. Пунктом 3 постановления признан утратившим силу с 01.01.2010 года ранее действующий на основании постановления ГУ "РЭК" от 13.11.2008 N116 тариф.
Данное постановление опубликовано в областной газете "Рязанские ведомости" 1 декабря 2009 года за N 234-235.
Не соглашаясь с оценкой принятых регулирующим органом в составе тарифа расходов, а также с размером установленного тарифа, Общество обратилось с указанным заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу абзаца 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в поименованном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статьей 6 названного Закона предусмотрено, что регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено применение при регулировании тарифов метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала и метода индексации тарифов. При этом выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
В рассматриваемой ситуации регулирующим органом для установления тарифов Общества выбран метод экономически обоснованных расходов.
Согласно пунктам 16, 17, 18 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
При этом право (полномочие) регулирующего органа использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов регламентировано в пункте 31 Основ ценообразования.
Пунктом 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии предусмотрено, что при определении расходов, указанных в пунктах 22 - 26, 29 настоящего документа, регулирующие органы используют: 1) регулируемые государством тарифы (цены); 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; 3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье. При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Судом установлено, что экспертная группа ГУ "РЭК" Рязанской области представила на утверждение тариф на теплоснабжение в размере 1158,78 руб./Гкал, рост относительно действовавшего тарифа в 2009 году 16,94%. Но Правление ГУ "РЭК", исполняя поручение губернатора области, искусственно занизило валовую выручку Общества на 3420,4 тыс. руб. В результате был утвержден тариф - 1033,58 руб./Гкал.
С целью разрешения вопроса, является ли установленный ГУ "РЭК" для потребителей Общества тариф экономически обоснованным, суд назначил судебную экспертизу. Согласно заключению эксперта тариф, утвержденный ГУ "РЭК" Рязанской области постановлением от 17.11.2009 N 116, экономически не обоснован. Экономически обоснованным является тариф, предложенный экспертной группой ГУ "РЭК" Рязанской области, в размере 1158,78 руб. /Гкал.
При таких обстоятельствах суд по праву признал не действующим пункт 1 постановления ГУ "РЭК" Рязанской области от 17.11.2009 N 116.
Довод заявителя жалобы о том, что установленный ГУ "РЭК" тариф носит социальную направленность, увеличение тарифа невозможно в связи с поручением губернатора области о снижении предельных уровней платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, был предметом исследования суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Несостоятелен довод заявителя жалобы о том, что судом не были учтены полученные Обществом из бюджета субсидии в размере 2058,9 тыс. руб. и 1559,904 тыс.руб. Суд признал верным вывод эксперта о том, что экономически обоснованным является тариф в размере 1158,78 руб./Гкал. При расчете тарифа в таком размере были учтены полученные Обществом субсидии из бюджета (абз. 2 снизу л.8 решения суда).
Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2013 по делу N А54-5908/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в поименованном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
...
Пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено применение при регулировании тарифов метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала и метода индексации тарифов. При этом выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 июня 2013 г. N Ф10-1255/13 по делу N А54-5908/2012