Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 35. Анализ Стратегии социально-экономического развития города Губкинского до 2030 года, муниципальных программ в целях выявления показателей, которые необходимо учитывать в нормативах градостроительного проектирования
1. Местные нормативы градостроительного проектирования городского округа город Губкинский разработаны для подготовки, согласования, утверждения и реализации документов территориального планирования (генерального плана) и документации по планировке территории с учетом перспективы развития городского округа.
Нормативы направлены на устойчивое развитие территорий путем обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности населения, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, а также инженерной защиты населения и территорий от опасных природных и техногенных процессов.
Нормативы обеспечивают социальную стабильность, соблюдение социальных прав и гарантий населения городского округа город Губкинский за счет использования социальных стандартов и норм, установленных Правительством Российской Федерации.
2. На уровне Российской Федерации был принят ряд стратегических документов, учитывающих интересы населения Ямало-Ненецкого автономного округа и входящих в его состав муниципальных образований, в том числе города Губкинский, в части создания благоприятных условий жизнедеятельности в регионе на основе реализации приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса", "Образование", "Здоровье" и федеральных концепций и стратегий, в том числе Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Министерством экономического развития Российской Федерации разработан также Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
3. Стратегическими документами, учитывающими интересы населения Ямало-Ненецкого автономного округа являются также Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, и государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2014 года N 366.
4. Основные параметры Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также корпоративных концепций развития, стратегий, федеральных целевых и государственных программ послужили основой для разработки Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утвержденной Постановлением Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839. В настоящее время разработан проект Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года, который находится на стадии обсуждения.
5. Ключевым элементом системы муниципального планирования являются Стратегия социально-экономического развития города Губкинского до 2030 года, утвержденная решением Городской Думы города Губкинского от 13 декабря 2018 года N 350 (далее - Стратегия).
Стратегия является документом стратегического управления и содержит научно обоснованную систему целей и задач долгосрочного социально-экономического развития городского округа, направленных на повышение уровня благосостояния и качества жизни населения, обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста.
В Стратегии разработана философия развития городского округа город Губкинский, которая представлена в формулировке Миссии Стратегии "Город Губкинский - центр производственно-делового развития и оказания муниципальных услуг (в области образования, культуры, спорта, туризма и молодежной политики), занимающий в процессе естественной конкуренции важную нишу в социально-экономическом разделении труда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Целью Стратегии развития города Губкинского является повышение материального уровня жизни населения и создание благоприятной среды жизнедеятельности граждан путем развития социокультурного потенциала и устойчивого развития экономики.
Миссией и целью Стратегии определен вектор разностороннего, комплексного, социально-экономического развития города Губкинского, перспективу которого можно описать следующим слоганом: "Губкинский - город лучших возможностей для самореализации человека с комфортными условиями для жизни! Город, в котором хочется растить детей, город будущего, город-мечта! Ценим прошлое, творим настоящее, устремлены в будущее!".
6. В Стратегии выполнены анализ и оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие города Губкинский, проведенные методом SWOT-анализа, который явился основой для выделения сильных и слабых сторон города, а также возможностей и угроз его дальнейшего развития.
1) сильные стороны:
- богатый ресурсный потенциал прилегающей территории Ямало-Ненецкого автономного округа, включающий крупные запасы углеводородного сырья;
- значительный промышленный потенциал города (предприятия нефтегазовой отрасли);
- устойчиво высокий уровень конкурентоспособности профильного предприятия города на глобальных рынках;
- статус - город окружного значения;
- относительно выгодное геоэкономическое положение города, расположенного на автотрассе Сургут - Новый Уренгой с перспективой повышения ее значимости после реализации проекта по строительству автомагистрали Надым - Салехард;
- наличие значительных природных ресурсов: тайга, богатые водные ресурсы (река Пяку-Пур), дикие животные, рыба, ягоды, грибы, лекарственные травы, водные ресурсы;
- обладает необходимыми климатогеографическими условиями для развития экстрим-туризма и активного отдыха;
- сравнительно высокий уровень денежных доходов населения, формирующих активный потребительский рынок;
- благоприятные демографические тенденции в городе;
- высокий уровень инвестиционной активности;
- развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства и инновационного развития.
- высокий уровень развития социальной сферы;
- безопасная городская среда, бесперебойное предоставление коммунальных услуг;
- наличие в Губкинском образовательного и научного потенциала (филиал Удмуртского государственного университета, филиал ГБПОУ ЯНАО "Муравленковский многопрофильный колледж", НП "Российский центр освоения Арктики");
2) слабые стороны:
- монопрофильная структура экономики, в связи с чем высокий уровень зависимости экономики города от состояния мирового рынка углеводородов;
- слабое развитие обрабатывающих производств и сферы услуг;
- удаленность территории города и Ямало-Ненецкого автономного округа в целом от основных экономических центров страны, что влияет на высокую себестоимость произведенной продукции;
- слабая заинтересованность молодых квалифицированных кадров в длительной трудовой деятельности в отраслях городской экономики из-за недостатка комфортного жилья для молодых специалистов;
- дефицит квалифицированных рабочих кадров;
- недостаток площадей для размещения многопрофильного учебно-производственного комплекса;
- наличие ветхого и аварийного жилья и изношенных коммунальных сетей, наличие большого количества жилья в деревянном исполнении;
- неразвитость транспортных коммуникаций, соединяющих город с другими регионами страны и неудовлетворительное качество данных дорог;
- узкий спектр предоставляемых населению платных услуг;
- высокий уровень техногенной нагрузки на природную среду и наличие нарушенных земель, отсутствие переработки твердых коммунальных отходов;
- недостаточный уровень обеспеченности врачами;
3) возможности:
- высокий рост экономической активности;
- расширение возможности подготовки квалифицированных специалистов и рабочих современного типа и создание кадрового ресурса, обеспечивающего квалифицированными кадрами инвестиционные проекты, реализуемые на всей территории автономного округа;
- развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, развитие сетей связи в целях превращения города в важный транспортный транзитный узел;
- продолжение газификации города и модернизации коммунальных объектов;
- повышение уровня благоустройства города Губкинского;
- благоприятные перспективы повышения устойчивости социально-экономического развития города Губкинского;
- улучшение экологической ситуации;
- создание условий для развития конкуренции на рынке управления многоквартирными домами;
- широкое внедрение инновационных технологий (энергоэффективность, информатизации);
- повышение степени комфортности городской среды и улучшение качества человеческого капитала на основе всестороннего развития здравоохранения, образования, культуры и спорта, досуга, жилищно-коммунального хозяйства, широкого спектра услуг для населения;
- развитие въездного туризма;
- дальнейшее снижение административных барьеров, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, обеспечение муниципальной поддержки малого бизнеса;
- развитие жилищного строительства, в том числе индивидуального и арендного;
- ликвидация ветхого и аварийного жилого фонда;
- организация общественных движений экологической направленности;
4) угрозы:
- сильная зависимость экономики города от внешних условий и главным образом от мировой конъюнктуры цен на нефтяные ресурсы и природный газ;
- снижение кадрового потенциала города и ухудшение его качества в результате усиления миграционного оттока трудоспособного населения, в том числе квалифицированных работников, в другие города страны;
- низкий уровень инвестиционной привлекательности несырьевых секторов и отраслей экономики;
- негативное воздействие климата на условия функционирования действующей, а также строительства новой региональной и муниципальной инфраструктуры (транспортной, энергетической, социальной, инженерной);
- усиление межмуниципальной конкуренции города Губкинского с другими городами Ямало-Ненецкого автономного округа;
- увеличение образования отходов;
- сохраняющаяся в стране нестабильность налогового и бюджетного законодательства, неурегулированность системы взаимоотношений органов власти городских округов с органами государственного управления субъектов Федерации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. Результаты комплексной оценки структурированы по методу SWOT-анализа. стратегические направления развития городского округа город Губкинский на период до 2030 года сгруппированы в четыре блока развития, в том числе:
- экономическое развитие;
- накопление человеческого капитала;
- создание комфортной среды жизнедеятельности;
- эффективное муниципальное управление.
По каждому стратегическому направлению разработаны цели и задачи развития города Губкинского.
Стратегическая цель приоритетного направления "Экономическое развитие" состоит в обеспечении устойчивого развития экономического потенциала городского округа.
Стратегическая цель приоритетного направления "Накопление человеческого капитала" состоит в создании условий для повышения качества жизни горожан посредством повышения качества и доступности социальных услуг, их ориентации на индивидуальные потребности получателей услуг, для обеспечения позиционирования города в качестве производственно-делового центра развития и оказания муниципальных услуг в области образования, культуры, спорта, туризма и молодежной политики; города, который занимает в процессе естественной конкуренции важную нишу в социально-экономическом разделении труда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Стратегическая цель приоритетного направления "Создание комфортной среды жизнедеятельности" состоит в создании наиболее благоприятной и комфортной среды жизнедеятельности населения города Губкинского.
Стратегическая цель приоритетного направления "Эффективное муниципальное управление" состоит в создании оптимальных условий для развития и совершенствования муниципального управления.
7. Анализ Стратегии социально-экономического развития города Губкинского до 2030 года позволил определить ряд факторов и проблем, сдерживающих развитие города по каждому из стратегических направлений.
8. На основе SWOT-анализа и анализа ситуации в городском округе город Губкинский с учетом внутренних и внешних факторов, оказывающих наибольшее влияние на перспективы его социально-экономического развития, а также с учетом вариантов интенсивности экономической политики в стране и Ямало-Ненецком автономном округе в Стратегии рассматриваются два сценария развития города в долгосрочной перспективе: инерционный и базовый.
При этих сценариях важным фактором развития города продолжает оставаться деятельность действующих в городе крупных нефтегазодобывающих компаний.
Инерционный сценарий развития экономики соответствует тенденциям, заложенным в инерционном и частично энергосырьевом варианте развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе.
Базовый сценарий развития (умеренно-оптимистический), который базируется на условиях развития реального сектора экономики, использования минерально-сырьевой базы, предусматривает модернизацию и развитие добычи полезных ископаемых и обрабатывающего производства.
На основе сравнения сценариев социально-экономического развития города в Стратегии в качестве основного сценария для реализации был принят базовый сценарий, который отражает доминирующие в настоящее время интересы экономики города, его социального развития и характеризуется более высокой вероятностью реализации.
9. В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" руководствуясь Уставом муниципального образования город Губкинский, администрацией города Губкинского в целях контроля реализации Стратегии социально-экономического развития города Губкинского до 2030 года утвержден План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Губкинского до 2030 года. В данном документе определены сроки и этапы реализации Стратегии.
10. В составе Стратегии определены ожидаемые результаты реализации Стратегии социально-экономического развития города Губкинского до 2030 года и Инвестиционная стратегия города Губкинского (перспективные проекты), в свете которых обозначены основные показатели и инвестиционные площадки, на которых предполагается реализация инвестиционных перспективных проектов на территории города Губкинского, в том числе приоритетных бизнес-проектов по всем направлениям развития, необходимые для обеспечения выполнения данных программ.
В целях контроля за выполнением Стратегии в ее составе был разработан поэтапный прогноз основных экономических показателей развития города Губкинского до 2030 года (основные показатели и целевые индикаторы). Данные индикаторы служат для оценки эффективности реализации Стратегии по всем блокам развития.
11. Основной задачей реализации Стратегии является максимально полное, комплексное и сбалансированное использование имеющихся ресурсов городского округа город Губкинский с целью достижения устойчивых положительных социально-значимых результатов в интересах повышения уровня жизни населения, создания комфортных условий труда, отдыха, образования и охраны здоровья.
Приоритетные направления Стратегии в полной мере соответствуют целевым приоритетам развития страны, сформулированным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также корпоративных концепциях развития, стратегиях, федеральных целевых и государственных программах. Решение каждой значимой проблемы Стратегии носит комплексный и системообразующий характер, что в конечном итоге обеспечивает социально-экономическое развитие городского округа.
12. Кроме Стратегии разработан ряд муниципальных программ, в которых также учитывается социально-экономического развитие городского округа. Система муниципальных программ сформирована с учетом целей и задач, определенных Стратегией - долгосрочным стратегическим документом города Губкинского.
В городе Губкинском разрабатываются и действуют муниципальные программы по следующим приоритетным направлениям:
- экономическое развитие;
- накопление человеческого капитала;
- создание комфортной среды жизнедеятельности;
- эффективное муниципальное управление.
13. Анализ Стратегии социально-экономического развития города Губкинского до 2030 года и муниципальных программ выявили основные направления, которые необходимо учитывать при разработке местных нормативов градостроительного проектирования городского округа город Губкинский, направленных на стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения и уровня комфортности окружающей среды.
Нормативы структурированы в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления городского округа в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Губкинского, принятым на местном референдуме 16 марта 1997 года.
14. Основные задачи органов местного самоуправления включают повышение уровня жизни постоянного населения городского округа, обеспеченность его необходимой социальной инфраструктурой, создание безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности населения и решение других вопросов местного значения, которые отражены в Уставе городского округа.
Достижение устойчивого социально-экономического развития городского округа и благоприятных условий жизнедеятельности населения будет осуществляться путем реализации запланированных мероприятий органами местного самоуправления посредством земельной, инвестиционной, экономической, градостроительной политики с учетом Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Губкинского до 2030 года и местных нормативов градостроительного проектирования городского округа город Губкинский.
15. В целях решения поставленных задач особое внимание в нормативах уделяется разработке расчетных показателей для проектирования объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, а также создание условий для стабильного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства. В составе главы 2 в соответствующих статьях приведены все необходимые расчетные показатели проектирования объектов инженерной инфраструктуры, необходимые для подготовки генерального плана и документации по планировке территории городского округа (по объектам электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения).
16. По территории города Губкинского проходят автомобильные дороги регионального и городского значения. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов транспортной инфраструктуры регионального значения следует принимать в соответствии с Региональными нормативами градостроительного проектирования Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденными постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 января 2018 года N 69-П.
Объекты транспортной инфраструктуры городского округа включают: автомобильные дороги местного значения, объекты дорожного сервиса и автомобильные стоянки. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности перечисленных объектов транспортной инфраструктуры приведены в соответствующих статьях главы 2 настоящих нормативов.
В целях улучшения организации транспортного обслуживания в границах городского округа в статье 12 нормативов приведены расчетные показатели для проектирования объектов, необходимых для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения.
17. К вопросам местного значения относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Следует отметить уменьшение показателя общей площади жилых помещений, приходящейся на одного жителя с 19,4 м2/чел. в 2015 году до 18,1 м2/чел. в 2019 году. Для решения задач по обеспечению граждан комфортным жильем и создания условий для жилищного строительства в нормативах разработана статья 14, в которой приведены все необходимые расчетные показатели для проектирования объектов жилой застройки, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения.
18. Важными направлениями развития городского округа являются: охрана общественного порядка и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В целях реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа, а также обеспечения безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности населения в статьях 15 и 16 нормативов приведены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения в соответствии с перечисленными направлениями.
19. В стратегических документах отмечено, что экологическая обстановка в городском округе город Губкинский по степени влияния антропогенных нагрузок на окружающую среду оценивается как относительно благоприятная. На состояние атмосферного воздуха города оказывает воздействие хозяйственная деятельность нефтедобывающих предприятий. По степени загрязнения атмосферного воздуха городской округ относится к городам с низким уровнем загрязнения. Источниками загрязнения почвенного покрова являются несанкционированные места складирования твердых коммунальных отходов, а также выбросы предприятий и автотранспорта.
С учетом данных проблем обеспечение охраны, улучшение качества и безопасности окружающей среды, формирование экологически ориентированной модели развития городского округа - одна из основных задач органов местного самоуправления.
В статье 17 нормативов приведены расчетные показатели по объектам, необходимым для организации мероприятий по охране окружающей среды на территории городского округа.
20. В Стратегии отмечено, что город Губкинский имеет весомые преимущества в области развития социальной сферы, а в Инвестиционной стратегии города Губкинского предусмотрено дальнейшее строительство социальных объектов.
В целях решения поставленных задач особое внимание в нормативах уделено разработке расчетных показателей по объектам социальной инфраструктуры (объектам образования, здравоохранения, объектам, необходимым для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, объектам культуры и искусства, физической культуры и массового спорта), которые приведены в статьях 18-22 настоящих нормативов.
21. В целях создания благоприятных условий жизнедеятельности населения на территории города Губкинского осуществляется благоустройство территории, в том числе обеспечивается и поддерживается нормативный уровень озелененности территорий различного назначения, создаются места для отдыха населения. Для решения данных задач в нормативах приведены расчетные показатели для объектов массового отдыха населения.
22. К вопросам местного значения отнесено формирование и содержание муниципального архива, расчетные показатели по соответствующим объектам приведены в статье 24 нормативов.
23. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Для подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территории городского округа в статье 25 нормативов приведены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов, необходимых для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
24. В Стратегии отмечены такие слабые стороны городского округа, как высокий уровень техногенной нагрузки на природную среду и наличие нарушенных земель, отсутствие переработки твердых коммунальных отходов.
Для решения данной проблемы в нормативах разработана статья 26, в которой приведены расчетные показатели по объектам, необходимым для участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории городского округа.
25. Важными направлениями развития города являются организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа, а также обеспечения безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности населения в статье 27 настоящих нормативов приведены расчетные показатели по объектам в соответствии с перечисленными направлениями.
26. Уставом города Губкинского к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, организации и осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа, осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В целях реализации данных полномочий органов местного самоуправления городского округа в статьях 28-30 нормативов приведены необходимые расчетные показатели.
27. Создание благоприятных условий жизнедеятельности для детей и молодежи города Губкинского - одна из важных задач органов местного самоуправления. Для решения данной задачи в статье 31 нормативов приведены необходимые расчетные показатели для объектов, необходимых для организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью.
28. Обеспечение развития территории городского округа по вышеперечисленным направлениям, обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других услугах, управление муниципальной собственностью, финансовыми и иными ресурсами осуществляется органами местного самоуправления городского округа. Для материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления в нормативах предусмотрены соответствующие объекты, расчетные показатели для которых приведены в статье 32 нормативов.
29. На основании анализа Стратегии социально-экономического развития города Губкинского до 2030 года и муниципальных программ городского округа определены направления и выявлены необходимые расчетные показатели, приведенные в соответствующих статьях настоящих нормативов. Эти и другие направления носят комплексный и системообразующий характер для роста экономики, что в конечном итоге направлено на социально-экономическое развитие и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения городского округа и сохранения природно-рекреационного потенциала.
Разработанные местные нормативы градостроительного проектирования городского округа город Губкинский будут встроены в систему нормативно-технических документов в сфере регулирования градостроительной деятельности и окажут влияние на реализацию стратегических и программных документов городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.