г.Брянск |
|
10 июля 2008 г. |
Дело N А64-6873/2007 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Радюгиной Е.А. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "ВектоР" |
Хаустова А.В. - представителя (дов. от 18.06.2008 г. б/н, пост.); |
|
|
от Комитета государственного заказа Тамбовской области
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области |
Сажнева В.Н. - заместителя председателя комитета (дов. от 06.02.2008 г. N 07-06/206);
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
|
|
рассмотрев кассационную жалобу Комитета государственного заказа Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.01.2008 г. (судья Белоусов И.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 г. (судьи Протасов А.И., Скрынников В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А64-6873,7033/07-7,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВектоР" (далее - Общество, ООО "ВектоР") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета государственного заказа Тамбовской области (далее - Комитет) по опубликованию извещений от 19.11.2007 г. и от 04.12.2007 г. о продлении сроков проведения и внесении изменений в условия открытого конкурса N 337 по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре для Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Тамбовской области (уточненные требования).
В рамках указанных требований в одно производство объединены заявления по делам N А64-6873/07-21 и N А64-7033/07-7.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области.
Решением суда области от 25.01.2008 г. требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 г. решение суда от 25.01.2008 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение и постановление суда, полагая, что они приняты в нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Администрации Тамбовской области от 26.10.2007 г. N 1148 "Об организации на территории области государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования" Комитету было поручено в срок до 10.12.2007 г. провести конкурс среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с разбивкой на лоты - отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу области, на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре с 01.01.2008 г.
В исполнение указанного постановления Комитетом в газете "Тамбовская жизнь" от 09.11.2007 г. опубликовано извещение N 337 о проведении открытого конкурса с размещением конкурсной документации на официальном сайте "www.tambov.gov.ru" и установлен срок приема заявок - с 09.11.2007 г. по 30.11.2007 г.
Из конкурсной документации и извещения усматривается, что на конкурс представлены лоты N N 1-30, в том числе по г. Тамбову N N 1-4. Определение четырех лотов по городу Тамбову, а именно: пунктов проверки технического состояния транспортных средств произведено с учетом предложений Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Тамбовской области. В зависимости от необходимой потребности в поставщиках услуг и имеющейся штатной численности сотрудников Госавтоинспекции, осуществляющих проведение ГТО в подразделении ГИБДД по месту регистрации транспортных средств, разделение города Тамбов на 4 лота по 20000 единиц транспортных средств обусловлено количеством транспортных средств по сравнению с остальными лотами; обеспечением благоприятных условий для приема граждан, связанных с сокращением временных затрат; созданием условий для конкуренции и отсутствия монополизации на данном рынке услуг; штатной численностью подразделений ГИБДД, осуществляющих проведение ГТО в г. Тамбове, позволяющей обеспечить выполнение п. 3 постановления Администрации области от 26.10.2007 г. N 1148.
Комитетом в названном порядке 19.11.2007 г. опубликовано сообщение о продлении срока подачи заявок до 05.12.2007 г. и изменении условий конкурса (объединение лотов N 1-4, установленных по г. Тамбову в один лот - N 1), а 04.12.2007 г. - сообщение об исключении лотов N 1-4 и продлении срока подачи заявок до 14.12.2007 г.
Посчитав, что действия Комитета не соответствуют требованиям законодательства, нарушают его права и законные интересы, ООО "ВектоР" обратилось в суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом действия (бездействия) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Положением о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 880, определены условия проведения конкурса, функции, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к представляемым участникам документам, процедуре их рассмотрения и оформления результатов конкурса.
В соответствии с п.п. 4 и 8 Положения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (руководитель органа исполнительной власти) принимает решение о проведении конкурса и утверждает состав конкурсной комиссии, в том числе ее председателя и ответственного секретаря.
Согласно п. 5 разд. 2 "Организация конкурса" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 862) орган Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - Госавтоинспекция) субъекта Российской Федерации: а) готовит предложения по составу конкурсной и экспертной комиссий; б) помещает объявление о конкурсе в средствах массовой информации с указанием целей, предмета и условий конкурса, порядка и критериев оценки, представленных на конкурс заявок, места, срока, порядка и формы их представления, порядка и сроков объявления результатов конкурса; в) осуществляет сбор заявок на участие в конкурсе; г) принимает и регистрирует представляемые документы.
Объявление о проведении конкурса публикуется через две недели после принятия решения о его проведении. Заявки на участие в конкурсе подаются в течение трех недель со дня опубликования объявления, после чего в недельный срок определяется перечень претендентов, допущенных к участию в конкурсе.
В силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 880 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 862) установлено, что Госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
Судом обоснованно указано, что поручение исполнения перечисленных выше обязанностей по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре какому-либо иному государственному органу, а не Госавтоинспекции, не предусмотрено.
Поскольку постановлением Администрации Тамбовской области от 26.10.2007 г. N 1148 "Об организации на территории области государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования" (далее - постановление N 1148) проведение конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре поручено Комитету, то оспариваемые его действия, связанные с проведением конкурса, правильно признаны судом не соответствующими законодательству.
Кроме того, судом учтено, что действующее законодательство не предусматривает изменение предмета конкурса после его объявления, и последующее объединение заявленных 09.11.2007 г. лотов N N 1-4 в один лот ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на участие в конкурсе.
Учитывая, что оспариваемыми действиями Комитета нарушены права и законные интересы ООО "ВектоР" и других лиц, желающих принять участие в конкурсе на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Довод кассационной жалобы Комитета о том, что судебные акты подлежат безусловной отмене в силу п. 4 ч. 4 ст. 288 АПК РФ, поскольку при разрешении спора суд фактически признал постановление администрации Тамбовской области от 26.10.2007 г. N 1148 "Об организации на территории области государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования" недействительным, чем вышел за рамки заявленных Обществом требований, кассационная инстанция находит несостоятельным в виду следующего.
Принимая во внимание положения ст. 13 АПК РФ и установив при рассмотрении дела несоответствие постановления администрации N 1148 Положению о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 880, как имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, суд правомерно принял судебные акты в соответствии с названным Положением.
Кроме того, судом по данному делу не принималось судебных актов о правах и обязанностях администрации Тамбовской области.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.01.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 г. по делу N А64-6873,7033/07-7 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета государственного заказа Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы Комитета о том, что судебные акты подлежат безусловной отмене в силу п. 4 ч. 4 ст. 288 АПК РФ, поскольку при разрешении спора суд фактически признал постановление администрации Тамбовской области от 26.10.2007 г. N 1148 "Об организации на территории области государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования" недействительным, чем вышел за рамки заявленных Обществом требований, кассационная инстанция находит несостоятельным в виду следующего.
Принимая во внимание положения ст. 13 АПК РФ и установив при рассмотрении дела несоответствие постановления администрации N 1148 Положению о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 880, как имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, суд правомерно принял судебные акты в соответствии с названным Положением."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 июля 2008 г. N Ф10-3195/08 по делу N А64-6873/2007
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3195/08