г.Калуга |
|
19 июня 2013 г. |
Дело N А64-7877/2012 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Свириденко О.М. Ключниковой Н.В. |
|
|
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ОАО "Тамбовские коммунальные системы", г.Тамбов, ОГРН 1036888185916 |
Кузнецовой Г.И.- дов. от 01.06.2011 N 10 |
от заинтересованного лица - УФАС по Тамбовской области, г.Тамбов, ОГРН |
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Донцов П.В.) по делу N А64-7877/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее - ОАО "Тамбовские коммунальные системы", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, Управление, антимонопольный орган) от 01.08.2012 по делу N А3-2/12 в части признания ОАО "Тамбовские коммунальные системы" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2012 (судья Тишин А.А.) требование Общества удовлетворено. Суд признал незаконным оспариваемое решение УФАС в части признания ОАО "Тамбовские коммунальные системы" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 решение отменено, в удовлетворении требования Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, не возражая против того, что им был нарушен срок технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Юриной Е.А., но нарушение Обществом устранено добровольно до вынесения решения антимонопольным органом, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В отзыве на жалобу УФАС по Тамбовской области просит оставить постановление суда от 26.02.2013 без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Учитывая надлежащее уведомление Управления о времени и месте судебного разбирательства, ходатайство Управления о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФАС в силу ч.3ст.284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления от 26.02.2013.
Как следует из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 27.04.2011 между ОАО "Тамбовские коммунальные системы" и Юриной Е.А. заключен договор N 111 об осуществлении технологического присоединения гаража N 28, расположенного в ГСК "Гелиос-2".
Аналогичные договоры заключены Обществом с Ткаченко Е.В. (договор N 109 от 27.04.2011 в отношении гаража N 38), Иванцовым А.В. (договор N 110 от 27.04.2011 в отношении гаража N 39), Арсеновой А.Н. (договор N 540 от 19.09.2011 в отношении гаража N 29).
Обществом были разработаны технические условия на технологическое присоединение N N 320, 321, 322 от 20.04.2011, N 918 от 16.09.2011. Обязанность по осуществлению технологического присоединения договором возложена на Общество.
Осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к сетям сетевой организации для физических лиц не может превышать 6 месяцев с момента заключения договора в силу пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В связи с тем, что технологическое присоединение гаража N 28 к электросетям сетевой организации не было осуществлено в течение 10 месяцев с момента заключения договора, Юрина Е.А. обратилась в антимонопольный орган с жалобой на бездействие Общества.
По данному факту приказом УФАС от 01.03.2012 N 33 в отношении Общества возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
12.03.2012 между Обществом и Юриной Е.А. подписан акт об осуществлении технологического присоединения, которым подтверждено осуществление Обществом технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) гаража N 28 к линиям электрической сети Общества в соответствии с действующими правилами и нормами.
Рассмотрев антимонопольное дело N А3-2/12, комиссия УФАС по Тамбовской области 01.08.2012 приняла решение, пунктом 1 которого Общество признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах города Тамбова действиями, выразившимися:
- во включении в технические условия, выданные Юриной Е.А., Ткаченко Е.В., Иванцову А.В., Арсеновой А.Н. требований, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации,
- в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Юриной Е.А. в срок, установленный пп. "б" п. 16, пп. "д" п. 18 Правил N 861, которые привели к ущемлению интересов указанных лиц.
Пунктом 2 решения постановлено не выдавать предписание в связи с осуществлением технологических присоединений гаражей вышеуказанных граждан к электрической сети Общества.
Пунктом 3 решения предписано передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении Общества административного производства по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
Полагая, что решение УФАС от 01.08.2012 в части признания Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является незаконным и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Тамбовские коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд с указанным требованием.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с добровольным устранением Обществом нарушения антимонопольного законодательства и его последствий до вынесения решения комиссией УФАС, последняя в соответствии с п.1ч.1ст.48 Закона о защите конкуренции должна была прекратить рассмотрение дела о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требования Общества, суд второй инстанции свой вывод мотивировал тем, что в силу ч.2ст.48 Закона о защите конкуренции при прекращении производства по делу резолютивная часть решения комиссии УФАС должна содержать выводы о наличии в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства.
Суд кассационной инстанции согласен с выводом апелляционного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону или иному нормативному правовому акту и нарушении прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Хозяйствующий субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Приказом УФАС по Тамбовской области от 27.12.2004 N 230 ОАО "Тамбовские коммунальные системы" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% в географических границах рынка г. Тамбова. Также Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Таким образом, Общество в своей деятельности обязано не совершать действий (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как указано выше, подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергоустройств не может превышать 6 месяцев для физических лиц в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Мероприятия по технологическому присоединению объектов граждан к электрическим сетям должны были быть произведены Обществом не позднее 27.10.2011 для Юриной Е.А., Иванцова А.В. и ТкаченкоЕ.В., не позднее 19.03.2012 для Арсеновой А.Н.
Однако акты об осуществлении технологического присоединения были подписаны Обществом только 12.03.2012.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что комиссия УФАС по Тамбовской области обоснованно признала Общество нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, о чем указала и в мотивировочной и в резолютивной части решении от 01.08.2012. Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах города Тамбова.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Общество добровольно до вынесения решения комиссией УФАС устранило допущенное нарушение, а поэтому антимонопольный орган должен быть прекратить производство по антимонопольному делу и не указывать в резолютивной части решения сведения об установлении факта нарушения Обществом антимонопольного законодательства, противоречит требованиям части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 названного Закона комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Частью 2 статьи 48 этого Закона предусмотрено, что в случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.
ОАО "Тамбовские коммунальные системы" оспаривают в суде не всё решение УФАС от 01.08.2012, а только пункт 1 решения, в котором содержатся сведения об установлении факта нарушения Обществом антимонопольного законодательства.
Однако и при прекращении производства по антимонопольному делу в резолютивной части решения должны быть указаны сведения о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.
Поэтому данная часть решения УФАС по Тамбовской области (пункт 1 решения) соответствует требованиям антимонопольного законодательства и у суда первой инстанции не было оснований для признания этой части решения незаконной.
Суд апелляционной инстанции по праву отменил решение суда первой инстанции и в удовлетворении заявления Общества отказал.
Оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче кассационной жалобы на постановление арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 % размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления неимущественного характера, то есть 1000 рублей.
В связи с тем, что платежным поручением N 2337 от 25.04.2013 ОАО "Тамбовские коммунальные системы" перечислило в федеральный бюджет 2000 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, Обществу из федерального бюджета подлежит возврату 1000 рублей в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 по делу N А64-7877/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной платежным поручением N 2337 от 25.04.2013 государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И.Смолко |
Судьи |
О.М.Свириденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Мероприятия по технологическому присоединению объектов граждан к электрическим сетям должны были быть произведены Обществом не позднее 27.10.2011 для Юриной Е.А., Иванцова А.В. и ТкаченкоЕ.В., не позднее 19.03.2012 для Арсеновой А.Н.
Однако акты об осуществлении технологического присоединения были подписаны Обществом только 12.03.2012.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что комиссия УФАС по Тамбовской области обоснованно признала Общество нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, о чем указала и в мотивировочной и в резолютивной части решении от 01.08.2012. Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах города Тамбова.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Общество добровольно до вынесения решения комиссией УФАС устранило допущенное нарушение, а поэтому антимонопольный орган должен быть прекратить производство по антимонопольному делу и не указывать в резолютивной части решения сведения об установлении факта нарушения Обществом антимонопольного законодательства, противоречит требованиям части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 июня 2013 г. N Ф10-1680/13 по делу N А64-7877/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1680/13
26.02.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6524/12
20.12.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6524/12
10.12.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7877/12