г. Калуга |
|
25 июня 2013 г. |
Дело N А35-9008/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2013 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Панченко С. Ю. |
Судей |
|
Степиной Л. В. Смолко С. И. |
при участии в заседании: |
|
|
от индивидуального предпринимателя Полякова Константина Валентиновича ОГРН 304462020500333, ИНН 462000380860 Курская область, г. Рыльск, ул. Суворова, 1 |
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Рыльской городской Думы ОГРН 1084620000893, ИНН 4620008769 Курская область, г. Рыльск, ул. Либкнехта, 9 |
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Прокурора Курской области г. Курск, ул. Ленина, 21 |
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рыльской городской Думы на решение Арбитражного суда Курской области от 22.02.2013 (судьи Морозова М. Н., Матвеева О. А., Арцыбашева Т. Ю.) по делу N А35-9008/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Поляков Константин Валентинович (далее - ИП Поляков К. В., Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 36 Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012 год, утвержденного решением Рыльской городской Думы от 23.11.2012 N 53/33.
Решением Арбитражного суда Курской области от 22.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Рыльская городская Дума обжаловала его в кассационном порядке.
В отзывах на кассационную жалобу ИП Поляков К. В., прокурор Курской области считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просят отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ИП Поляков К. В. в период с 01.01.2005 по 01.03.2009 арендовал нежилое помещение площадью 25.1 кв.м., в т.ч. основное помещение площадью 17,7 кв.м., подсобное помещение (часть коридора) - 7,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Рыльск, ул. Дзержинского, д. 11, по договорам аренды N 11 от 01.01.2005 (2005 год); N 49 от 10.01.2006 (2006 год); N 21 от 29.12.2006 (2007 год); N 19 от 28.12.2007 (2008 год); N70 от 26.01.2009 (2009 год).
17.02.2009 к договору аренды N 70 от 26.01.2009 было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым общая площадь сдаваемых в аренду помещений составила 54,5 кв.м. (которая складывается из площади основного помещения - 38,5 кв.м. и площади подсобного помещения - 16,0 кв.м).
Предприниматель 23.08.2011 обратился в Администрацию г. Рыльска с заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества - нежилых помещений: N 31 площадью 20,8 кв.м. и N 32 площадью 17,7 кв.м., расположенных по адресу г. Рыльск, ул. Дзержинского, д.11.
Администрацией г. Рыльска в удовлетворении заявления было отказано по основаниям, изложенным в письме от 01.09.2011 N 1819.
ИП Поляков К. В. 01.11.2011 обратился в Администрацию г. Рыльска с заявлением о невключении спорных помещений в Перечень муниципального имущества на 2012 год указанных выше нежилых помещений, которое также было оставлено без удовлетворения письмом от 18.11.2011 года N 2536.
Решением Рыльской городской Думы от 23.11.2011 N 53/33 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для продажи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012 год" нежилое помещение площадью 38,5 кв.м. (нежилые помещения N 31 площадью 20,8 кв.м. и N 32 площадью 17,7 кв.м.) по ул. К. Дзержинского, д. 11, г. Рыльска, арендуемое ИП Поляковым К.В. по договору аренды N 1 от 25.01.2011, включено в имущество, предназначенное для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Решением Рыльской городской Думы от 27.04.2012 N 2/6 внесены изменения в статью 11 Порядка формирования, ведения, опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного решением Рыльской городской Думы от 01.04.2009 N 16/7, в соответствии с которыми сформированный Перечень действует до замены новым.
Решением Рыльской городской Думы от 27.04.2012 N 2/7 также внесены изменения в наименование оспариваемого решения от 23.11.2011 N 53/33 и утвержденного этим Решением Перечня - исключены слова "на 2012 год".
Таким образом, утвержденный оспариваемым в настоящем деле решением Рыльской городской Думы N 53/33 от 21.11.2011 Перечень, с учетом внесенных 27.04.2012 изменений, стал постоянно действующим до момента его отмены.
Не согласившись с включением спорного нежилого помещения в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012 год, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.
Указанная норма права содержит исчерпывающий перечень условий, при совокупности которых субъект малого или среднего предпринимательства вправе реализовать преимущественное право на выкуп арендуемого имущества. К их числу отнесено условие, согласно которому арендуемое имущество не должно быть включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 4).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (далее - Закон N 209-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Частью 4.1 статьи 18 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 данной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в упомянутые перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество (часть 4.2 статьи 18 Закона N 209-ФЗ).
Решением Рыльской городской Думы от 23.11.2011 N 53/33 утвержден Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012 год.
В пункте 36 данного Перечня указано нежилое помещение площадью 38,5 кв.м, (помещение N 31 площадью 20,8 кв.м. и N 32 площадью 17,7 кв.м), расположенное по адресу г. Рыльск, ул. Дзержинского, д. 11, арендуемое ИП Поляковым К. В. по договору аренды N 1 от 25.01.2011.
Решение Рыльской городской Думы от 23.11.2012 N 53/33 опубликовано в городской общественной газете "Рыльск" от 03.12.2011 N 47, а также размещено на официальном сайте Администрации г. Рыльска - "administracia.rylsk.ru".
В силу положений статьи 18 Закона N 209-ФЗ и статей 2, 6 Порядка формирования, ведения, опубликования Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного решением Рыльской городской Думы от 01.04.2009 N 16/7, единственным критерием (условием), которому должно отвечать имущество при включении в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, является отсутствие прав третьих лиц на данное имущество (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по смыслу статьи 3 Закона N 159-ФЗ и в соответствии со статьей 10 ГК РФ суд вправе признать наличие у арендатора права на приобретение в случае, когда договор аренды был прекращен в одностороннем порядке арендодателем, действовавшим исключительно с целью воспрепятствования реализации арендатором права на приобретение. Если по истечении непродолжительного периода после прекращения договора аренды арендодателем принимается решение о приватизации недвижимого имущества, недобросовестность действий последнего предполагается, пока не доказано иное.
Суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9646/11, право на включение арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений в упомянутый перечень было предоставлено федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ.
В силу положений части 2 статьи 9 и части 2 статьи 10 Закона N 159-ФЗ с 01.01.2009 субъект малого или среднего предпринимательства получил возможность по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Указанный Закон опубликован 25.07.2008.
С учетом того, что имущество, включенное в указанный Перечень, может быть использовано только в целях предоставления его субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства во владение и (или) в пользование, включение его уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после опубликования Закона N 159-ФЗ (то есть после 25.07.2008) является препятствием для выкупа названными субъектами арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом.
Как следует из материалов дела, с 27.05.2009 спорное имущество решениями Рыльской городской Думы от 27.05.2009 N 18/5, от 25.11.2009 N 26/7, от 29.12.2010 N 41/3 было включено в ранее действовавшие Перечни муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на 2009, 2010 и 2011 годы.
Таким образом, до момента опубликования Закона N 159-ФЗ (до 25.07.2008) спорное имущество, находившееся с 01.01.2005 на праве аренды у Предпринимателя, не было включено в указанный Перечень; впервые спорное имущество было включено 27.05.2009 (Перечень на 2009 год).
С учетом изложенного включение после 25.07.2008 (а именно - начиная с 27.05.2009) уполномоченным органом арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства ИП Поляковым К. В. спорного нежилого помещения, соответствующего требованиям, установленным статье 3 Закона N 159-ФЗ, в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства), в том числе - оспариваемым в настоящем деле Решением Рыльской городской Думы N 53/33 от 23.11.2011, является препятствием для выкупа Предпринимателем арендуемого имущества, то есть означает лишение прав, предоставленных Законом N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый пункт 36 Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012 год, утвержденного решением Рыльской городской Думой от 23.11.2012 N 53/33, не соответствует статье 3 Закона N 159-ФЗ и статье 18 Закона N 209-ФЗ.
Ссылка заявителя жалобы на то, что предпринимателем не оспорены ранее принятые нормативные правовые акты Рыльской городской Думы, утверждавшие Перечни имущества на предшествующие периоды (2009, 2010, 2011), правомерно отклонена судом ввиду того, что данное обстоятельство не препятствует правовой оценке соответствия оспариваемого в настоящем деле нормативного правового акта положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу, а также с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9646/11 такая оценка не ставится в зависимость от названных обстоятельств при подтверждении факта включения спорного имущества в Перечень после опубликования Закона N 159-ФЗ.
Довод Рыльской городской Думы о том, что спорное арендуемое имущество находится во владении и пользовании Предпринимателя менее установленного статьей 3 Закона N 159-ФЗ срока отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку выходит за рамки спора о признании нормативного правового акта недействующим и подлежит оценке при рассмотрении иных требований Предпринимателя в отношении спорного нежилого помещения.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 22.02.2013 по делу N А35-9008/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Рыльской городской Думы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С. Ю. Панченко |
Судьи |
Л. В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя жалобы на то, что предпринимателем не оспорены ранее принятые нормативные правовые акты Рыльской городской Думы, утверждавшие Перечни имущества на предшествующие периоды (2009, 2010, 2011), правомерно отклонена судом ввиду того, что данное обстоятельство не препятствует правовой оценке соответствия оспариваемого в настоящем деле нормативного правового акта положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу, а также с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9646/11 такая оценка не ставится в зависимость от названных обстоятельств при подтверждении факта включения спорного имущества в Перечень после опубликования Закона N 159-ФЗ.
Довод Рыльской городской Думы о том, что спорное арендуемое имущество находится во владении и пользовании Предпринимателя менее установленного статьей 3 Закона N 159-ФЗ срока отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку выходит за рамки спора о признании нормативного правового акта недействующим и подлежит оценке при рассмотрении иных требований Предпринимателя в отношении спорного нежилого помещения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 июня 2013 г. N Ф10-1253/13 по делу N А35-9008/2012