г.Калуга |
|
27 июня 2013 г. |
Дело N А09-6983/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Панченко С.Ю. |
|
Степиной Л.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "Декор-Сервис", г.Брянск, ОГРН 1023202536720 |
Романова Г.В. - директора |
от заинтересованного лица - Управления культуры Брянской городской администрации, г.Брянск, ОГРН 1023202741242
от третьего лица - Брянской городской администрации, г.Брянск, ОГРН 1023202743574 |
Желонкиной И.В. -дов. от 18.06.2013 N 26 Гулиной Э.Н. -дов. от 29.03.2013 N 27
Козловой Н.А. - дов. от 27.12.2012 N 1/06-2185и |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Брянской городской администрации и Управления культуры Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.01.2013 (судья Черняков А.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 (судьи Байрамова Н.Ю., Еремичева Н.В., Тиминская О.А.) по делу N А09-6983/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Декор-Сервис" (далее - ООО "Декор-Сервис", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления культуры Брянской городской администрации (далее - Управление культуры) по включению в состав конкурсной документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция площади воинской славы по ул. Дуки в Советском районе г. Брянска (1 этап - строительство фонтана)" требований об обязательном выполнении работ самостоятельно, без возможности привлечения субподрядчиков (п.5.1.17 документации) и о наличии у участника размещения заказа свидетельства саморегулируемой организации строителей (далее - СРО) о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капительного строительства, а именно: п.33. Перечня, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года N 624 (далее - Перечень N 624) - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п. 33.6. "Объекты газоснабжения" (п.2.1.7 документации) - уточненные требования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Брянская городская администрация (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.01.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013, заявленное требование удовлетворено в полном объёме.
В кассационных жалобах Администрация и Управление культуры просят принятые судебные решения отменить, Обществу в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобы Общество просит оставить состоявшиеся судебные решения без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители Управления культуры и Администрации поддержали доводы кассационных жалоб по изложенным в них мотивам, представитель Общества поддержал доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва на жалобы, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных решений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 14.03.2012 Управлением культуры (муниципальный заказчик) на сайте www.zakupki.gov.ru были размещены извещение и документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция площади воинской славы по улице Дуки в Советском районе города Брянска (1 этап - строительство фонтана)". Одними из требований к участникам конкурса были наличие свидетельства саморегулируемой организации о допуске к осуществлению работ в соответствие с подпунктами 33.6., 33.7. пункта 33. Перечня N 624 и самостоятельное осуществление работ, без привлечения субподрядных организаций (пункты 2.1.7, 5.1.26; 5.1.17 аукционной документации).
Начальная (максимальная цена) муниципального контракта составила 34 376 630 рублей. Источник финансирования - муниципальный бюджет.
Муниципальный заказчик - Управление культуры. Уполномоченный орган - Администрация.
Общество подало заявку на участие в открытом аукционе, имея свидетельство СРО от 21.12.2010 N 0096.01-2010-3221004175-С-199 о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно : пункт 33. Перечня N 624 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), подпункты 33.3. "Жилищно-гражданское строительство", 33.7. "Объекты водоснабжения и канализации" (т.2, л.д.23).
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 12.04.2012 N 0127300013112000142-3 Единой комиссией по размещению заказов для муниципальных нужд в городе Брянске и нужд муниципальных бюджетных учреждений города Брянска (далее - Единая комиссия) по результатам рассмотрения вторых частей заявок участников аукциона на соответствие требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также сведений об участниках аукциона, содержащихся в реестре участников размещения заказа, принято решение о несоответствии второй части заявки ООО "Декор-Сервис" требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, так как в копии свидетельства СРО отсутствует указание на право Общества выполнять работы, предусмотренные Перечнем N 624 по пункту 33, подпункту 33.6. "Объекты газоснабжения".
Не соглашаясь с действиями Управления культуры по включению в аукционную документацию требований, указанных в пунктах 2.1.7, 5.1.17 документации, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказов путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, одним из которых является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2 статьи 34 Закона N 94-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно документации об аукционе, необходимо выполнить подрядные работы по объекту "Реконструкция площади воинской славы по улице Дуки в Советском районе города Брянска (1 этап - строительство фонтана)". Локальными сметами N 06-06-06, 06-07-07 подтверждается, что подрядные работы касаются также газоснабжения (установка газогорелочных устройств с горелками, установка фильтров для очистки газа от механических примесей, надземная прокладка стальных газопроводов, и т.д.), автоматизации внутреннего газоснабжения (установка блока управления, проводка кабелей).
Пунктом 5.1.17 документации об открытом аукционе установлено, что исполнитель работ выполняет работы самостоятельно.
Данный пункт противоречит ч.3ст.52 Градостроительного кодекса РФ
Пунктами 2.1.7, 5.1.26 документации установлено требование к содержанию второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, а именно: наличие в свидетельстве саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указания на право осуществление работ, в том числе, по п. 33.6. "Объекты газоснабжения" Перечня N 624.
Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч.4 ст.55.8 настоящего кодекса перечень (перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 23.05.2011 N ИА/19714 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства" разъяснено, что условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
У Общества имеется свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Согласно разъяснению, данному Минрегион России в письме от 26.01.2012 N 1416-ДШ/08, генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам. В случае привлечения генеральным подрядчиком субподрядчиков, не выполняющих весь комплекс работ самостоятельно, такой субподрядчик, помимо свидетельств о допуске к выполняемым им видам работ, обязан иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства в целях привлечения им других лиц для выполнения соответствующих работ, имеющих свидетельство о допуске для их выполнения (т.2, л.д.17).
Поэтому требование к участнику размещения заказа иметь свидетельство о допуске к организации строительства на работы, указанные в пп.33.6. Перечня N 624, не соответствуют действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суды правомерно установили незаконность действий Управления по включению в аукционную документацию оспариваемых положений и по праву удовлетворено заявление Общества.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А09-6983/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме Федеральной антимонопольной службы от 23.05.2011 N ИА/19714 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства" разъяснено, что условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 июня 2013 г. N Ф10-1631/13 по делу N А09-6983/2012
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13598/13
16.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13598/13
27.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1631/13
22.03.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1088/13
06.03.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1088/13
06.03.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1089/13
15.01.2013 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-6983/12