г. Калуга |
|
26 февраля 2015 г. |
Дело N А36-2941/2014 |
Постановлением Верховного Суда РФ от 11 августа 2015 г. N 310-АД15-6523 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2015.
Полный текст постановления изготовлен 26.02.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей |
|
Николаевой Н.Н. Степиной Л.В. |
при участии в заседании: |
|
|
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ул. 50 лет НЛМК, д. 33, г. Липецк, 398001, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) |
|
- Бурлаковой Л.А. - представитель (доверенность от 05.05.2014, сроком до 01.06.2015); |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (пл. Плеханова, д. 1, г. Липецк, 398050, ИНН 4826018513, ОГРН 102480864432) |
|
- Шипулиной Ю.А. - представитель (доверенность N 32 от 24.02.2015)
|
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.09.2014 (судья Хорошилов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 (судьи Донцов П.В., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-2941/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК Центра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС России по Липецкой области, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2014 N 55-А-14 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения административного штрафа в размере 24 621 312 рублей, изменив размер штрафа до 100 000 рублей (с учетом уточнения требований).
Решением арбитражного суда от 16.09.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 29.05.2014 N 55-А-14 признано незаконным и отменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 24 621 311 рублей (двадцать четыре миллиона шестьсот двадцать одна тысяча триста одиннадцать) рублей.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "МРСК Центра", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об установлении размера штрафа равного 100 000 рублям.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения антимонопольного дела N 50 комиссией УФАС России по Липецкой области было принято решение от 16.08.2013 о признании действий ОАО "МРСК Центра", выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов ООО "ГЭСК" путем навязывания условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 11 от 25.01.2008, содержащихся в пункте 6.8 указанного договора, невыгодных для последнего, нарушившими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Антимонопольным органом обществу было выдано предписание от 16.08.2013 N 50 об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
28.04.2014 УФАС России по Липецкой области вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО "МРСК Центра" дела N 55-А-14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования должностным лицом антимонопольного органа составлен протокол об административном правонарушении от 21.05.2014 N 55-А-14 и принято постановление от 29.05.2014 N 55-А-14 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 24 621 312 рублей.
Посчитав постановление от 29.05.2014 N 55-А-14 незаконным в части определения размера административного штрафа, ОАО "МРСК Центра" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано учитывал следующее.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Липецкой области, вступившим в законную силу, по делу N А36-4543/2013 отказано в удовлетворении требований ОАО "МРСК Центра" о признании недействительным решения УФАС России по Липецкой области от 16.08.2013, которым действия общества, связанные с ущемлением интересов ООО "ГЭСК" путем неправомерного навязывания условий договора, признаны нарушившими пункт 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "МРСК Центра" объективной и субъективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Выводы суда в этой части обществом в порядке кассационного производства не обжалуются.
Не соглашаясь с принятыми по настоящему делу судебными актами, заявитель жалобы считает, что административным органом неправильно произведен расчет штрафа, подлежащего применению за совершение вмененного административного правонарушения, а поэтому его доводы в этой части арбитражным судом первой и апелляционной инстанций отклонены не обоснованно.
С выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о размере штрафа, подлежащего взысканию с ОАО "МРСК Центра" за совершенное административное правонарушение, судебная коллегия соглашается в связи со следующим.
Санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ для юридических лиц установлена административная ответственность в виде штрафа в размере - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в связи с тем, что ОАО "МРСК Центра" осуществляло услуги по регулируемым ценам (тарифам) расчет штрафа произведен административным органом в размере трех тысячных суммы выручки от оказанных правонарушителем услуг на территории Липецкой области.
Решение УФАС России по Липецкой области в части определения географических границ рынка оказания услуг по передаче электрической энергии для целей расчета административного штрафа является правомерным.
В частности, в соответствии со статьей 4 Закона N 135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Границей деятельности структурного подразделения ОАО "МРСК Центра" по передаче электрической энергии и технологическому присоединению является территория Липецкой области.
Учитывая специфику услуг по передаче электрической энергии, при их оказании участвует весь комплекс устройств электросетевого хозяйства.
В силу изложенного, границы товарного рынка по оказанию вышеназванных услуг определяются для гарантирующих поставщиков в публично-правовом порядке.
Как указано выше, географическими границами товарного рынка по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению для ОАО "МРСК Центра" определена территория Липецкой области.
Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы о том, что для расчета административного штрафа должна применяться выручка, полученная ОАО "МРСК Центра" в зоне деятельности ООО "ГЭСК" (город Липецк и Липецкий район), арбитражный суд обоснованно признал неправомерными.
Не соглашаясь с принятыми по настоящему делу судебными актами, ОАО "МРСК Центра" также ссылается и на то, что судами обеих инстанций не учитывались обстоятельства, смягчающие ответственность общества, а также не принят во внимание тот факт, что примененный штраф направлен на подавление экономической самостоятельности хозяйствующего субъекта и является чрезмерным.
Изложенные доводы являлись предметом рассмотрения и оценки судом первой и апелляционной инстанций.
Выводы суда в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не могут быть пересмотрены в порядке кассационного производства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся судебных актов по настоящему делу, не установлено.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты судебная коллегия считает законными и обоснованными, основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.09.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу N А36-2941/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ для юридических лиц установлена административная ответственность в виде штрафа в размере - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
...
Решение УФАС России по Липецкой области в части определения географических границ рынка оказания услуг по передаче электрической энергии для целей расчета административного штрафа является правомерным.
В частности, в соответствии со статьей 4 Закона N 135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 февраля 2015 г. N Ф10-226/15 по делу N А36-2941/2014