г.Брянск |
|
06 июня 2011 г. |
Дело N А62-5451/2010 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при участии в заседании: |
Сорокиной И.В. Смолко С.И. Егоровой С.Г. |
от истца |
представитель не явился, извещен надлежаще; |
от ответчиков |
представители не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, г. Смоленск, на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по делу N А62-5451/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стрелец" (далее - ООО "Стрелец"), г.Смоленск, обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, г.Смоленск, о понуждении ответчика к заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 67:27:0014320:11, площадью 2 602 кв. м, находящегося по адресу: г.Смоленск, ул.Седова, 42.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г.Москва.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2011 (судья Печорина В.А.) исковые требования удовлетворены.
Дополнительным решением от 16.02.2011 арбитражный суд распределил судебные расходы по иску.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 (судьи Токарева М.В., Каструба М.В., Мордасов Е.В.) решение суда области от 28.01.2011 оставлено без изменения.
Ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.3 ст.284 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судебными инстанциями, 23.06.2008 между ООО "СВД+" (первоначальный кредитор) и ООО "Стрелец" (новый кредитор) заключен договор уступки прав требования, по условиям которого первоначальный кредитор уступает новому кредитору право требования исполнения обязательств по договору от 15.05.2008 купли-продажи производственной автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием площадью 1 000 кв. м и здания центрального материального склада, пристройки к ЦМС, расположенных по адресу: г.Смоленск, ул.Седова, д.42, заключенному между первоначальным кредитором и ОАО "Смоленский 403 ДОК" (в редакции дополнительного соглашения от 25.09.2008).
В соответствии с условиями договора купли-продажи от 15.05.2008 приобретенное имущество находится на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0014320:3 общей площадью 45 223 кв. м, расположенном по адресу: г.Смоленск, ул.Седова, д.42.
24.12.2008 за ООО "Стрелец" зарегистрировано право собственности на здание центрально-материального склада, пристройка к ЦМС, общей площадью 352 кв.м., расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Седова, 42 (свидетельство о государственной регистрации права серии 67-АБ 354837 от 24.12.2008).
В дальнейшем в результате раздела земельного участка площадью 45 223 кв.м с кадастровым номером 67:27:0014320:3, был образован земельный участок площадью 2 602 кв. м, с кадастровым номером 67:27:0014320:11, на котором находится объект недвижимого имущества, принадлежащий ООО "Стрелец".
ООО "Стрелец" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области (правопредшественник Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области) с заявлением от 24.12.2009 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 602 кв. м, с кадастровым номером 67:27:0014320:11, находящегося в федеральной собственности и занятого принадлежащими истцу объектами недвижимости.
Письмом N 02-1080/РТ от 01.02.2010 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области отказало ООО "Стрелец" в предоставлении земельного участка в собственность. При этом ответчик ссылался на то, что в реестре федерального имущества отсутствует информация о данном земельном участке.
Кроме того, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области указало на то, что землепользователем указанного земельного участка является Государственное предприятие "Смоленский 403 ДОК", в связи с чем оно обязано внести в реестр федерального имущества земельные участки и получить выписку из реестра федерального имущества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом, в том числе путем обязания контрагента заключить договор.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", одним из способов защиты нарушенных прав собственника объекта недвижимого имущества на приобретение в соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации права собственности на земельный участок может являться иск о понуждении уполномоченного органа к заключению договора купли-продажи земельного участка, учитывая при этом, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (то есть является обязательным для уполномоченного органа).
В силу положений статьи 552 Гражданского кодекса РФ и статьи 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то, что при наличии в собственности объектов недвижимого имущества заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выделении земель, находящихся под объектами недвижимости и необходимых для их использования.
Материалы дела свидетельствуют о том, что земельный участок площадью 2 602 кв. м с кадастровым номером 67:27:0014320:11, расположенный по адресу: г.Смоленск, ул.Седова, д.42, является федеральной собственностью (л.д.48).
Порядок реализации преимущественного права выкупа земельного участка определен положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Так в силу п.5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Материалами дела подтверждается факт представления ООО "Стрелец" всех документов, указанных в Перечне, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривался.
Кроме того, из имеющегося в деле кадастрового паспорта земельного участка площадью 2 602 кв. м с кадастровым номером 67:27:0014320:11, усматривается, что объект недвижимости, принадлежащий истцу на праве собственности, находится в границах данного земельного участка.
При этом в разделе 4 кадастрового паспорта земельного участка площадью 2602 кв.м. указан учетный номер первоначального земельного участка, частью которого является спорный земельный участок.
С учетом изложенного, довод заявителя жалобы о том, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что принадлежащее истцу здание расположено именно на том земельном участке, о предоставлении в собственность которого ходатайствует заявитель, нельзя признать обоснованным.
Согласно пункту 1 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. На территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления (пункт 4 указанного Положения).
Следовательно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области является уполномоченным органом по распоряжению федеральным имуществом и вправе принять решение о продаже данного земельного участка.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по делу N А62-5451/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.В.Сорокина |
Судьи |
С.И.Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок реализации преимущественного права выкупа земельного участка определен положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Так в силу п.5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
...
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Материалами дела подтверждается факт представления ООО "Стрелец" всех документов, указанных в Перечне, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривался.
...
Согласно пункту 1 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. На территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления (пункт 4 указанного Положения)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 июня 2011 г. N Ф10-1887/11 по делу N А62-5451/2010