г. Калуга |
|
10 июля 2013 г. |
Дело N А54-5298/2012 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Ермакова М.Н. |
Чаусовой Е.Н. | |
При участии в заседании: | |
от общества с ограниченной ответственностью "Паустовский" (390011, г. Рязань, мкр. Южный промузел, 11, ОГРН 1046206009288) |
Варгина В.В. - представителя (дов. от 13.05.2013 б/н, пост.) |
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (390000, г. Рязань, Первомайский проспект, 15/21, ОГРН 1046206020365) от Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (390013, г. Рязань, пр-д Завражного, 5, ОГРН 1046209031857) |
Федотовой О.Н. представителя (дов. от 07.02.2012 N 2.2.1-20/22, пост.) Дранициной Л.А. - представителя (дов. от 09.01.2013 N 2.2.1-20/3, пост.) Лукьянова П.А. - представителя (дов. от 08.11.2012 N 2.6-21/11977, пост.) |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изотовой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.12.2012 (судья Стрельникова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 (судьи Байрамова Н.Ю., Еремичева Н.В., Тимашкова Е.Н.) по делу NА54-5298/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Паустовский" (далее - ООО Паустовский", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 16.01.2012 N 3003/70 и N 140/69.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.12.2012 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области по результатам проведенной камеральной проверки представленной 20.07.2011 ООО "Паустовский" уточненной N 2 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года, составлен акт от 03.11.2011 N 10075 и 16.01.2012 приняты решения: N 3003/70 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 3 231 руб. 20 коп., а также обществу предложено уплатить 16 156 руб. налога на добавленную стоимость и 1 453 руб. 09 коп. пени; N 140/69 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в размере 1 498 125 руб.
Основанием для принятия указанных решений послужили выводы инспекции о пропуске налогоплательщиком трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ, для заявления налоговых вычетов по счету-фактуре от 31.03.2008 N 00000008; отсутствие раздельного учета по строительным объектам, в связи с чем отсутствует возможность установить сумму затрат на строительство котельной, налоговый вычет по которой заявлен; наличии взаимозависимости учредителей-руководителей организаций ООО "Паустовский" и ООО "КС "НОКС"; отсутствие возможности использования котельной в операциях, признаваемых объектами налогообложения, поскольку представленными документами подтверждается, что построенная котельная предназначена для обслуживания жилых помещений, реализованных обществом физическим лицам в рамках договоров об участии в долевом строительстве.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 30.03.2012 N 2.15-12/03214 решения инспекции от 16.01.2012 N 3003/70 и N 140/69 оставлены без изменения.
Полагая, что решения инспекции не соответствуют требованиям налогового законодательства, ООО "Паустовский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соблюдении налогоплательщиком трехлетнего срока для применения налоговых вычетов, поскольку необходимые условия, предусмотренные ст.ст. 171, 172 НК РФ для реализации права на их применение, наступили у общества только в 3 квартале 2008 - после получения счет-фактуры от 31.03.2008 N 00000008. В связи с чем заявив спорную сумму налога, уплаченную в составе цены за выполненные в 2007-2008 годах работы по строительству котельной, используемой в деятельности облагаемой налогом на добавленную стоимость, к вычету в уточненных налоговых декларациях за 4 квартал 2010 года общество срок, установленный п. 2 ст. 173 НК РФ, не пропустило.
Кроме того, судами указано, что налогоплательщик ранее не заявлял спорные суммы налога к уплате, так как правомерно руководствовался разъяснениями Министерства финансов РФ, согласно которым при отсутствии операций по реализации товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг) к вычету не принимаются. Вычеты по таким счетам-фактурам производятся не ранее того налогового периода, в котором возникают подлежащие налогообложению НДС операции и налоговая база. Сумма налога на добавленную стоимость к уплате возникла у общества во 2 квартале 2010 года.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Объектом налогообложения являются операции, перечисленные в пункте 1 статьи 146 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты.
Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Пуктом 5 статьи 172 НК РФ определено, что вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 данной статьи.
Абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 169, пункта 3 статьи 168 НК РФ налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса; в иных случаях, определенных в установленном порядке. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав соответствующая счет-фактура выставляется в день совершения операций, признаваемых объектом налогообложения либо не позднее пяти календарных дней со дня осуществления таковой.
При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 НК РФ).
Из анализа приведенных норм следует, что основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и наличие первичных документов, в частности счетов-фактур.
В соответствии с положениями статей 171, 172 НК РФ момент реализации права на вычет по налогу на добавленную стоимость относится к тому периоду, когда такое право возникло в соответствии с установленным порядком вычета налога, и этот момент не может быть произвольно перенесен на другой период.
При этом право на вычет следует использовать именно в соответствующем налоговом периоде, учитывая, что данное право прямо увязано с обязанностью налогоплательщика правильно определять налогооблагаемую базу и сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет либо возмещению из бюджета за соответствующий налоговый период, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 173 НК РФ. Соответствующим налоговым периодом является тот период, в котором товары (услуги, работы) приобретены либо реализованы и за который определяется налоговая база по правилам статьи 167 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (услуг, работ).
В силу пункта 4 статьи 166 НК РФ общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям, признаваемым объектом обложения этим налогом, момент определения налоговой базы которых относится к данному налоговому периоду.
Следовательно, понятие "налоговый период" связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с периодом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям реализации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 03.06.2008 N 615/08 указал, что по смыслу статей 171 и 172 НК РФ право налогоплательщика на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) обусловлено производственным назначением, фактическим наличием приобретенных товаров (работ, услуг), их оприходованием и оплатой, в связи с чем, суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполняются данные условия.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 статьей 166, пунктом 1 статьи 173 НК РФ суммы налоговых вычетов подлежат учету при определении налоговой базы применительно к налоговому периоду, в котором выполнены условия, определяющие право налогоплательщика на налоговые вычеты.
При этом следует различать совокупность условий, при которых возникает право налогоплательщика на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, и совокупность документов, подтверждающих размер и обоснованность предъявляемого к возмещению налогового вычета по налогу, следовательно, отсутствие у заявителя необходимых счетов - фактур не дает оснований полагать, что для налогоплательщика не сложились условия, определяющие право на налоговые вычеты.
В связи с изложенным, вывод судов о том, что право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, когда получен счет-фактура, противоречит требованиям налогового законодательства.
Вывод судов о том, что налогоплательщик ранее не заявлял спорные суммы налога к уплате, так как правомерно руководствовался разъяснениями Министерства финансов РФ, следует признать ошибочным, поскольку согласно п. 3 ч. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции является обстоятельством лишь исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Кроме того принятые во внимание судами письма Министерства финансов РФ содержат ссылку на то, что они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом, имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствую руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающимся от трактовки, изложенной в данных письмах.
Таким образом указанные разъяснения могли быть учтены судом только в отношении обоснованности привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату налога, но не в отношении соблюдения срока заявления налоговых вычетов.
Статья 172 НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения вычета сумм налога на добавленную стоимость за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) оплачены и поставлены на учет.
Непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
Отказывая в применении налоговых вычетов, налоговый орган исходил из того, что соответствующий налоговый период - 1 квартал 2008 года, окончился 31.03.2008, следовательно, налоговая декларация должна быть представлена не позднее 31.03.2011. Поскольку первичная декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 (нулевая) представлена налогоплательщиком 18.01.2011, уточненная N 1 и уточненная N 2 за 4 квартал 2010 года (с указанием налоговых вычетов в спорной сумме) представлены налогоплательщиком 20.04.2011 и 20.07.2011 соответственно, то, по мнению налогового органа, трехлетний срок для применения налоговых вычетов истек.
Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 5 статьи 174 НК РФ определено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
В рассматриваемом случае, судами оценка вышеизложенным доводам инспекции с учетом требований ст.ст. 80, 166, 167, 171,172, 173, 174 НК РФ, ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не дана.
Факт принятия к учету выполненных работ по строительству котельной в спорной сумме судами не исследован. Не дана оценка доводам инспекции о неправомерности включения в состав налоговых вычетов за 1 квартал 2008 года сумм оплаты работ по строительству котельной за апрель и октябрь 2008 года.
При таких обстоятельствах, решение и постановление судов как принятые по неполно исследованным, имеющим существенное значение для разрешения спора, обстоятельствам, что могло привести к принятию неправильного судебного акта, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Иные доводы жалобы, а именно о несоответствии спорного счета-фактуры требованиям налогового законодательства, и о том, что спорные вычеты по строительству котельной не могут быть применены, поскольку спорный объект не участвует в операциях, признаваемых объектом налогообложения, подлежат отклонению поскольку были оценены судами и не нашли документального подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 по делу N А54-5298/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
М.Н.Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.