г.Калуга |
|
12 июля 2013 г. |
Дело N А48-3832/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "12" июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
И.В. Сорокиной, |
судей |
Л.В. Солодовой, |
А.Н. Маненкова, | |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Е.В. Ивановой, |
при участии в заседании: | |
от истца (заявителя): Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла (ОГРН 1025700826502) |
Кудряшова С.Л. - представителя по доверенности от 09.01.2013 N7/3 |
от ответчиков: Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (ОГРН 1095742001123) Управления государственного имущества Орловской области (ОГРН 1025700833784) |
Представители не явились, ответчики о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом; |
от третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ОГРН 1045753008212) Открытого акционерного общества "Орелоблэнерго" (ОГРН 1045751004716) |
Представители не явились, 3-и лица о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, г.Орел, на решение Арбитражного суда Орловской области от 27.12.2012 (судья Парфёнова Л.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 (судьи Сухова И.Б., Поротиков А.И., Ушакова И.В.) по делу N А48-3832/2012,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, (далее - УМИЗ администрации г. Орла, истец, заявитель) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее - Территориальное управление, ответчик 1) и Управлению государственного имущества Орловской области (далее - Управление государственного имущества, ответчик 2) о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение - распределительную подстанцию (РП) N 14, 1982 года постройки, литера А, общей площадью 79,2 кв.м., расположенную по адресу: г. Орёл, ул. Достоевского, д. 6а.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.12.2012, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УМИЗ администрации г. Орла обратилось в суд округа с кассационной жалобой. По мнению заявителя жалобы, суды в нарушение норм материального права, сделали неверный вывод о том, что спорный объект недвижимости является федеральной собственностью. УМИЗ администрации г. Орла просил решение Арбитражного суда Орловской области от 27.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 по делу N А48-3832/2012 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца.
Ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений на сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимого имущества является распределительной подстанцией РП-14, общей площадью 79,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Орёл, ул. Достоевского, д. 6а, литера А, что следует из технического паспорта (л.д. 31- 44), выданного по состоянию на 21.02.2011.
Решением Малого Совета Орловского городского совета народных депутатов N 111 от 12.10.1993 утвержден перечень нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность, в котором спорный объект недвижимого имущества не значится.
Истец осуществляет полномочия собственника в отношении спорного объекта недвижимого имущества: сдает в аренду вышеназванное помещение ОАО "Орелоблэнерго" с целью эксплуатации объектов энергоснабжения для бесперебойной и безаварийной подачи электроэнергии потребителям г. Орла по договору аренды от 23.04.2008 N 5п.
15.05.2012 представителем Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла были представлены документы на регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества: распределительная подстанция РП-14, общей площадью 79,2 кв.м., расположенная по адресу: г. Орёл, ул. Достоевского, д. 6а, литера А.
В письме от 29.06.2012 Управлением Росреестра по Орловской области N 01/044/2012-24 заявителю сообщено об отказе в государственной регистрации прав, в связи с непредставлением правоустанавливающих документов, подтверждающих право муниципальной собственности на распределительную подстанцию РП-14, общей площадью 79,2 кв.м., расположенную по адресу: г. Орёл, ул. Достоевского, д. 6а, литера А.
Ссылаясь на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", УМИЗ Администрации г. Орла обратилось в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности возникновения права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.
При этом было отмечено, что Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 не может являться самостоятельным основанием возникновения права муниципальной собственности в силу закона.
Ссылаясь на п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1), суды пришли к выводу об отнесении спорного объекта к федеральной собственности.
Суд кассационной инстанции не может признать данный вывод судов первой и апелляционной инстанций обоснованным и принятым на основании исследования всех обстоятельств дела.
В статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца 3 пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1 объектами, относящимся к муниципальной собственности считаются объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В силу п. 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 11.06.1997 N 15: Объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность".
При обращении с настоящей кассационной жалобой, заявитель сослался на представленные им ранее дополнительные доказательства, в подтверждение заявленного требования, а именно: договор безвозмездного пользования от 01.07.2002 г. с ГУДПП "Орелоблэнерго", договоры аренды 2006 и 2008г.г. с ОАО "Орелоблэнерго", выписки из перечня объектов электроснабжения передаваемых по договору безвозмездного пользования с указанием на постановление администрации г. Орла о принятии объекта в муниципальную собственность от 02.02.1995 N 19, ответ ОАО "Орелоблэнерго" о том, что от РП-14 производится электроснабжение многоэтажного жилого дома, общежития, жилых домов частного сектора на трех улицах, и юридических лиц. Кроме того, в обоснование своих доводов истец сослался на имеющиеся в материалах дела отзывы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области и Управления государственного имущества Орловской области, согласно которым спорный объект не является федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ.
Однако, при рассмотрении настоящего спора по существу, указанные обстоятельства не были приняты судами во внимание.
Напротив, судами был сделан вывод о том, что спорный объект входит в состав имущества предприятия, которой не подтверждается имеющими в деле доказательствами.
Заявитель в кассационной жалобе в опровержение данного вывода ссылается на ответ ОАО "Орелоблэнерго" от 18.12.2012 N 01-0927/11306, отсутствующий в материалах дела и не являвшийся предметом оценки и исследования судами первой и апелляционной инстанции.
С учетом указанных обстоятельств, оспариваемые судебные акты не могут считаться обоснованными и законными и подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать оценку доводам участвующих в деле лиц, и всем, имеющимся в деле доказательствам, проверив их законность и обоснованность, после чего при правильном применении норм материального и процессуального права рассмотреть заявленные исковые требования, и на основании полного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ч. 1 и ч. 2 ст. 288, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 по делу N А48-3832/2012 отменить.
Дело N А48-3832/2012 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.