Политология и политэкономия в университете Карнеги Меллон
Университет Карнеги Меллон (КМУ), основанный в 1900 г. в Питтсбурге (штат Пенсильвания), является частным университетом, в котором обучаются около 10 000 студентов. Университет известен как своим техническим образованием, так и подготовкой специалистов в сфере живописи, скульптуры, музыки, актерского мастерства. С середины XX в. он приобрел национальную известность в сфере социальных наук. Основа этой популярности была заложена Гербертом Саймоном, приглашенным в Университет в 1949 г. Он защитил диссертацию по политологии, однако продолжал получать премии не только в этой области (премия Джеймса Мэдисона), но также и в сфере экономики (Нобелевская премия), психологии (премия "За вклад в науку") и компьютерных технологий (премия Туринга).
Экономические курсы преподавались в рамках магистратуры школы бизнеса Теппера, входящей в состав КМУ, которая была одним из первых разработчиков количественного и аналитического бизнес-образования. Профессор Саймон - не единственный Нобелевский лауреат в области экономики, который связан с Университетом Карнеги Меллон. Лауреатами этой престижной премии стали также студент Джон Нэш и бывшие сотрудники Франко Модильяни и Роберт Е. Лукас.
Бакалавров по специализации "политология" готовит кафедра социологии и теории принятия решений, являющаяся междисциплинарным подразделением в Колледже гуманитарных наук и социологии. Политология в Карнеги Меллон преподается с большим акцентом на междисциплинарный подход, нежели традиционные курсы политологии в других университетах.
Курс политологии является аналитическим и объединяет изучение классических вопросов политического поведения, общественных институтов, политики и философии с освоением аналитических инструментов и навыков, востребованных на рынке труда и составляющих основу обучения в магистратуре. Предполагается, что студенты заканчивают семь обязательных курсов, которые отражают междисциплинарную направленность как кафедры социологии и теории принятия решений, так и программы курса политологии. Среди тем, рассматриваемых в этих курсах, выделяются следующие: американские политические институты, сравнительная политология, политический анализ и эмпирические методы исследования.
В совокупности такие требования обеспечивают получение студентами серьезного образования в теории и методике социологии, а также серьезной подготовки по политологии.
В дополнение к этому студентам необходимо прослушать четыре курса по выбору из четырех различных блоков: право, американская политика, международные отношения и сравнительная политология, политическая теория и методология. В рамках каждого блока предлагается широкий выбор курсов, обеспечивающих глубину и широкий охват знаний.
Поощряется, если студенты дополняют свои академические знания опытом, полученным при прохождении стажировки. Во время стажировки студенты имеют возможность непосредственно наблюдать и познавать внутреннюю работу правительства и связанных с ним организаций, встречаться с профессионалами в этой области. Также приветствуется обучение студентов за рубежом в течение одного-двух семестров в одном из многих университетов, с которыми сотрудничает Карнеги Меллон. Кроме того, студенты могут совмещать свое обучение в КМУ с обучением по ускоренной магистерской программе Института государственного управления и менеджмента Х. Джона Хейнца III. При успешном освоении этой программы, рассчитанной на 5 лет, студент получает одновременно степень бакалавра наук по политологии и степень магистра наук государственного управления и менеджмента.
Преподавание политологии в Университете Карнеги Меллон ориентировано на подготовку студентов для широкого спектра профессий, включая бизнес и работу в государственном и некоммерческом секторах. Им дается и основательная подготовка в области права, государственного управления, бизнеса и политологии в магистратуре. В следующей части статьи приводится описание некоторых курсов.
Вводный курс - "Процесс принятия решений в американских политических институтах" охватывает такой же материал, что и традиционный вводный курс "Американское правительство". Помимо этого в нем выделяются три основных аналитических инструмента, которые являются важнейшими и для современной социологии. Первый из них - это представленный в форме игры теоретический подход к проблемам работы в коллективе. Они возникают в тех случаях, когда каждый, действуя в эгоистических целях повышения собственного благополучия, ведет себя таким образом, чтобы заставить других терять больше, чем если бы они сотрудничали. Существуют ситуации, когда сотрудничество в большей степени увеличивает благосостояние каждого, чем упрямый эгоизм. Применение такого подхода включает обоснование государственного принуждения к сотрудничеству и объясняет, почему некоторые группы людей, объединенные одним интересом, совместными усилиями преодолевают проблемы более успешно, чем остальные.
Второй инструмент - теория принципалов и агентов, которая традиционно анализирует взаимодействие принципалов, таких как избиратели, и выборных лиц в качестве их агентов, или Президента в роли принципала и чиновника в роли агента. Структура этих взаимоотношений аналитически очень схожа с той, что возникает между акционерами компании и ее менеджерами, или пациентом и доктором.
Третий - это пространственная модель политической активности. Самый простой пример: рассмотрим одномерную шкалу от левых или либералов до правых или консерваторов. Демократы могут позиционировать себя или свою партию слева на этой шкале, а республиканцы - справа. Когда на одной линии зафиксированы все позиции в политической борьбе и в ней участвуют два кандидата, набравшие большее количество голосов, существует тенденция к сближению их позиций, как и позиций среднестатистического избирателя. Различная мотивация кандидатов, как и введение дополнительной шкалы измерения, может привести к различным результатам. Вооруженные этими тремя инструментами и стандартным содержанием вводного курса "американская политология", студенты подготовлены к более детальному следующему разделу курса "американская, сравнительная и международная политология".
Курсы политологии также обязательно включают анализ, проводимый в целях выбора экономической политики I, II, III. Первый из этих курсов дает знания по теории микроэкономики среднего уровня, к которой относятся теории рынков. Тому есть две причины. Рынок является главной альтернативой государству в распределении ресурсов и принятии решений в социальной сфере, и мы считаем, что студенты, изучающие государственное управление и политологию, должны знать об этих основных альтернативах. Теория микроэкономики включает дальнейшее обучение пространственным моделям, а также анализ личностных предпочтений на основе "кривых безразличия".
Политический анализ II представляет собой экономический подход к обоснованию причин активного государственного вмешательства, основанного на несостоятельности рынка или том, что рынок не может успешно регулировать многие социально и экономически значимые вопросы. Например, рынок не может обеспечить необходимое количество некоторых общественных благ (таких как национальная оборона). Он неэффективно регулирует вопросы внешнего воздействия (к примеру, загрязнение воздуха или воды). Интересы покупателей и продавцов часто не совпадают, что ведет к необходимости проведения политики в сфере конкуренции, такой как антитрестовское законодательство. Условие достоверности информации не всегда выполняется, что ведет к необходимости государственного контроля за качеством продуктов и лекарств. Несмотря на то что экономическая теория идеального рынка ничего не говорит о равенстве или справедливости, существуют отношения, регулирование которых находится в компетенции человека и государства. Политический анализ II в том числе рассматривает вопрос политики социального страхования и гарантий. Мы также не исключаем возможность, что государственное вмешательство может не исправить недостатки рыночного регулирования, и даже ухудшить ситуацию.
Политический анализ III является практическим курсом, в рамках которого студенты работают в группе над одной из реально существующих проблем. Последний раз рассматривались альтернативные способы подсчета голосов после скандала во Флориде на выборах 2000 г.
Программа предлагает блок сравнительных курсов, который включает курс сравнительной политологии, изучение политологии по фильмам и семинары по правам человека. Сравнительная политология является одним из трех курсов, которые студенты должны обязательно пройти, чтобы выполнить требования программы (два другие - избирательные системы и общественные институты, формирующие политику). В рамках курса ставятся две важнейшие цели. Во-первых, проанализировать и сравнить три различные политические системы: демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Во-вторых, проанализировать процессы политических изменений, такие как переход к демократии и капитализму стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Курс содержит теоретическую и сравнительную часть. В последней различные формы правления рассматриваются и на конкретных исторических примерах.
Теоретическая часть связана с обсуждением и анализом философских принципов, которые составляют основу различных типов государственного правления. Например, в разделе "Демократия" особое внимание акцентируется как на изучении классической теории демократии (труды Локка, Руссо, Мэдисона и др.), так и на сущности демократических процессов, прав и свобод человека. Раздел "Тоталитаризм" сосредоточен на идеях немецких политических философов, которые вдохновили создание Третьего рейха.
Каждая модель рассматривается детально в конкретном историческом контексте. Демократия анализируется на примере британского опыта, что позволяет студентам понять как эволюцию демократических институтов и идей с 1215 г., так и основные принципы парламентарной системы. Тоталитаризм студенты изучают на примере нацистского режима, а авторитаризм - на основе опыта Чили в эпоху генерала Пиночета. Разделы "Тоталитаризм" и "Авторитаризм" заостряют внимание на природе политических институтов и влиянии этих институтов на общество. В рамках курса также обсуждаются различные экономические модели, характерные для каждого типа режима, поэтому в результате студентам необходимо изучить вопросы благосостояния государства, а также социалистическую и рыночную модели экономики.
Последний раздел курса посвящен процессу перехода Восточной Европы к демократии. Раздел включает краткое описание сущности политических и экономических систем при коммунистическом режиме и их развитие с 1989 г. Для иллюстрации этих процессов используется опыт Польши и Чешской Республики.
Изучение политологии по фильмам является одним из курсов по выбору, предлагаемый в рамках сравнительной политологии. Он охватывает вопросы как сравнительной политологии, так и международных отношений. В этом курсе фильмы используются для того, чтобы проанализировать, понять и объяснить политику. В курсе рассказывается о тирании и репрессиях, с одной стороны, и о сопротивлении власти, - с другой. Фильмы, лекции и чтения сосредоточены на опыте человечества в режимах тирании и войны. Вопрос тирании обсуждается в различных исторических контекстах, включая Советский Союз при Сталине, нацистскую Германию, Китай, а также Аргентину и Чили в период действия военного режима. Последствия войны и национализма анализируются на опыте Вьетнамской войны и Камбоджи. Заключительный раздел курса связан с обсуждением случаев расовой дискриминации и сравнением положения афроамериканцев в Америке и африканцев в Южной Африке.
Программа также содержит семинар для первокурсников под названием "Права человека и международная политика". Семинар связан с обсуждением вопросов и проблем защиты прав человека, а также ответных вызовов международной политической системы на эти проблемы. На семинаре рассматриваются наиболее одиозные личности XX в., злоупотреблявшие правами человека, и ответные вызовы на такое злоупотребление. Глубоко анализируется роль, которую сыграли Соединенные Штаты в сфере защиты прав человека. Преподавание построено в форме лекций, обсуждений в группе и студенческих презентаций. В то время как первые разделы курса связаны с сущностью режимов тирании и их потребностью в нарушении прав человека, последующие разделы посвящены внутренним и внешним реакциям на эти злоупотребления. Среди примеров такой реакции внутри государства, рассмативаемых в рамках курса, приводится Движение матерей в Аргентине. Из международных вопросов внимание в курсе сосредоточено на влиянии Холодной войны, а также на роли международных и неправительственных организаций, работающих в сфере прав человека. Курс заканчивается анализом влияния репрессий на людей и общество, роли национальных и международных судов, а также развитие и влияние комиссий Истины и Согласия в некоторых странах, испытывавших такие злоупотребления.
Программа включает несколько курсов по международным отношениям, внешней политике (включая теорию международных отношений и вопросы глобализации), а также американской внешней политике. Поощряется выбор студентами нескольких курсов, предлагаемых кафедрой истории, таких как Вьетнамская война, Соединенные Штаты Америки и Ближний Восток, религия и политика на Ближнем Востоке, история России и другие.
Курс теории международных отношений знакомит студента с основными теориями, подходами и концепциями, применяющимися в сфере международных отношений. Среди изучаемых теорий - реализм, неореализм, либерализм, культурный подход, а также стратегические теории. Преподаватели разбирают большое число конкретных примеров, чтобы проиллюстрировать работу этих теорий и концепций.
Целью курса глобализации является анализ экономических и политических последствий процесса глобализации и его влияния на страны и общественные институты по всему миру. Первая часть курса включает изучение принципов, людей и институтов, вовлеченных в процесс глобализации, а вторая - региональную оценку влияния глобализации. Целью является попытка анализа экономического, политического и культурного эффекта глобализации на различные страны в разных регионах мира. Изучение курса заканчивается критикой глобализации и обсуждением ее влияния на положение женщин и бедных.
На кафедре социологии и теории принятия решений есть небольшая по численности магистратура, в которой одним из трех направлений является политэкономия. Программа обучения, предполагающая получение степени доктора наук (Ph.D.), реализуется силами основного преподавательского состава факультета политологии, с привлечением экономистов и психологов факультета. Таким образом, в магистратуре огромное значение придают политэкономии и политической психологии, которые являются развивающимися направлениями кафедры политологии и зачастую превосходят интеллектуально другие направления. Программа университета Карнеги обладает двумя преимуществами перед традиционными кафедрами политологии для магистратуры.
Во-первых, в Университете работают профессора с экономическим или психологическим образованием, что позволяет гарантировать студентам изучение политически уместных разделов экономики и психологии, корректных и глубоких по содержанию. Во-вторых, преподаватели кафедры сходятся во взглядах на философию науки и научный метод, благодаря чему нам удается избегать многих ненужных и неуправляемых разногласий.
Надеемся, приведенное краткое описание показало, что в программах подготовки бакалавра и магистра политологии университета Карнеги Меллон придается особое значение аналитической строгости и междисциплинарной работе. Такие акценты согласуются с общей миссией и индивидуальностью Университета как академического новатора и интеллектуального лидера.
Подробнее о возможностях обучения в университете Карнеги Меллон можно узнать на нашем сайте www.cmu.edu.
Вильям Р. Кич,
заведующий кафедрой социологии
и теории принятия решений,
профессор политэкономии Университета
Карнеги Меллон (США),
С. Борзутски,
профессор
"Законодательство и экономика", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Политология и политэкономия в университете Карнеги Меллон
Авторы
Вильям Р. Кич - заведующий кафедрой социологии и теории принятия решений, профессор политэкономии Университета Карнеги Меллон (США)
С. Борзутски - профессор
"Законодательство и экономика", 2004, N 10