Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена
приказом Министерства образования
и спорта Республики Карелия
от 16 марта 2021 года N 237
Концепция
развития системы профессиональной ориентации обучающихся Республики Карелия до 2025 года
I. Общие положения
Одним из приоритетных направлений в сфере образования в Российской Федерации является создание в образовательных организациях профориентационного пространства, направленного на формирование у подростков одной из важнейших ключевых компетентностей профориентационной, которая заключается в готовности обучающегося эффективно объединить свои внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели, во владении комплексом способов деятельности по продолжению образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и рынка труда, а впоследствии, и формировании профессиональной компетентности, что отражено в основополагающих стратегических документах Российской Федерации:
- Федеральном Законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;
- Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в части построения эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- Плане мероприятий, направленным на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года N 366-р;
- Правилах участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 92;
- Федеральном государственном стандарте государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденным приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 года N 380н;
- Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373;
- Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897;
- Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413;
- Федеральном проекте "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование";
- Концепции преподавания предметной области "Технология" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24 декабря 2018 года;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названной Концепции следует читать как "от 30 декабря 2018 года"
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 2783;
- Приоритетном проекте "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25.10.2016 N 9);
- Региональном проекте "Успех каждого ребенка" федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Концепция развития системы профессиональной ориентации обещающихся Республики Карелия до 2025 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы, систему и приоритетные направления профессиональной ориентации населения, направленные на:
содействие профессиональному самоопределению, успешной социализации и эффективной самореализации граждан, стоящих перед выбором профессии или места работы;
качественное формирование трудовых ресурсов и их использование в интересах социально-экономического развития Республики Карелия;
рациональное использование региональных ресурсов при решении вопросов профессионального самоопределения и создание условий для осознанного выбора профессии учащейся молодежи.
Концепция разработана на период до 2025 года с целью выработки целостного подхода к формированию и осуществлению работы по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в Республике Карелия (далее - система профессиональной ориентации) в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона и ситуацией на рынке труда.
II. Основные понятия и определения, используемые в Концепции
В Концепции применяются следующие основные термины и понятия:
профессиональная ориентация - это проведение комплекса специальных мер содействия обучающемуся в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его личных способностей и интересов, социально-экономической ситуации на рынке труда;
система профессиональной ориентации - это совокупность органов исполнительной власти, государственных органов, государственных, негосударственных и общественных организаций, работодателей, институтов гражданского общества, включая семью, деятельность которых направлена на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения обучающихся в интересах личности и общества в целом;
координация деятельности по профессиональной ориентации - согласование действий субъектов системы профессиональной ориентации;
профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, предполагает выбор профессиональной карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей;
профессиональная карьера - профессиональный путь личности, на котором он осознанно и ответственно, в соответствии со своими психофизиологическими характеристиками, ценностными ориентациями и социальным опытом, осуществляет выбор, формирование и развитие своей профессиональной деятельности, приобретает умения, знания, навыки, личностные качества и ценностные ориентации, необходимые для успешного выполнения этой профессиональной деятельности, а также связанных с ней других социальных ролей, что обеспечивает наиболее полную самореализацию человека.
III. Направления профессиональной ориентации
Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:
профессиональная информация - ознакомление обучающихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями предприятий в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, профессиональными требованиями, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная консультация - оказание помощи обучающемуся в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций обучающемуся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям;
профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности обучающегося к конкретной профессии;
профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующая профессиональному становлению обучающегося, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
IV. Актуальность разработки Концепции
В настоящее время в Республике Карелия проводится целенаправленная работа по привлечению инвестиций в экономику, что способствует развитию и модернизации ведущих отраслей экономики, открытию новых производств и созданию современных, высокоэффективных рабочих мест.
Вопросы обеспечения новых и модернизируемых рабочих мест кадрами соответствующей квалификации на основе межведомственного взаимодействия всех заинтересованных сторон рынка труда выходят на первый план. В данный процесс вовлечены органы исполнительной власти Республики Карелия, Центр занятости населения, профессиональные образовательные организации, общеобразовательные организации; Союз промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Карелия, предприятия и организации различных отраслей экономики Республики Карелия, общественные организации и другие, ответственные за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство обучающихся.
Таким образом, на ситуацию с обеспечением человеческими ресурсами реального сектора экономики оказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные факторы, но и профессиональное самоопределение обучающегося, как основной элемент формирования трудового потенциала населения. Принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация обучающихся.
Исходя из вышеизложенного, особою актуальность приобретают следующие вопросы:
формирование современной структуры рабочей силы с учетом динамики рынка труда, появление новых профессий и специальностей, изменение содержания и условий труда традиционных профессий;
исследование перспективных потребностей рынка труда;
обеспечение эффективной политики занятости населения;
развитие профессиональной и территориальной мобильности обучающихся, готовность к профессиональному обучению и повышению квалификации на протяжении всей жизни;
повышение престижа рабочих профессий;
укрепление взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.
Профессиональная ориентация должна не только помогать обучающимся в выборе профессии или специальности, востребованной на рынке труда, но и научить формировать собственный образовательно-профессиональный формат на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своей профессиональной карьерой, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.
V. Цель, задачи и принципы Концепции
Целью разработки концепции является создание региональной системы,
непрерывности и последовательности, предполагающего учет постепенного и продолжительного характера формирования субъекта профессионального самоопределения, развития его профориентационно значимых компетенций;
позитивности, которые требуют использования творческого подхода и ярких, привлекательных форм при организации профориентационной деятельности, особенно массовых и групповых форм работы. Позитивная эмоциональная окрашенность, в сочетании с творческим подходом способствуют тому, что профессиональный выбор приобретает характер не "выбора из двух или нескольких зол" а "выбора между хорошим и лучшим". В свою очередь, сама профориентационная деятельность приобретает выраженный гуманистический характер и становится максимально эффективной.
VI. Состояние системы профориентационного сопровождения обучающихся в Республике Карелия
В Республике Карелия сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации школьников.
С 2017 года Министерством образования Республики Карелия, ФГОУ ВО "Петрозаводский государственный университет", Управлением труда и занятости Республики Карелия. ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" ежегодно проводится республиканский профориентационный урок "Живи, учись и работай в Карелии" с использованием инструментария Интернет-портала "Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!". Ставшая традиционной, профориентационная акция признана уникальным опытом Республики Карелия, которая способствует формированию будущего кадрового потенциала региона. Агентство стратегических инициатив признало республиканский опыт лучшей практикой для социально-экономического развития российских регионов и рекомендовало его для тиражирования в других субъектах Российской Федерации.
С 2017 года на территории Республики Карелия проводится региональный чемпионат по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы Карелии" (WorldSkills Russia), основной целью которого является развитие профессионального образования в соответствии со стандартами WorldSkills для обеспечения экономики Республики Карелия высококвалифицированными рабочими кадрами, повышения роли профессиональной подготовки в социально-экономическом и культурном развитии региона. Соревнования способствуют профессиональной ориентации молодежи и внедрению в систему профессионального образования лучших международных практик и напрямую влияют на будущую карьеру молодых профессионалов.
В Республике Карелия функционируют 17 образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в которых обучаются 15028 студентов и работают 865 педагогических работника.
Большинство программ подготовки рабочих и специалистов вошли в справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.
Важнейшим направлением работы в рамках профориентации является реализация профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательные организации Республики Карелия проводят множество мероприятий, направленных на профориентацию школьников: классные часы, уроки-беседы, лекции; интерактивные занятия, тренинги, деловые игры; дни/недели/месячники профориентации; тематические родительские собрания; посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в профессиональных образовательных организациях. Проводятся занятия по программам предпрофильной подготовки, разработанные для учащихся 8-9-х классов: "Я и профессия", "Твоя профессиональная перспектива", "Основы выбора профессии", "Выбор профиля обучения" и др.
Новый импульс в развитии профориентационной работы со школьниками дали региональные проекты: "Цифровая образовательная среда"; "Современная школа"; "Успех каждого ребенка"; "Молодые профессионалы".
Так, в Республике Карелия с 2019 года в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" организуется проведение открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "ПроеКТОрия", направленных на раннюю профориентацию (далее - уроки "ПроеКТОрия").
Открытые онлайн-уроки "ПроеКТОрия" проводятся с использованием интерактивной цифровой платформы, которая представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и Флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом.
Спикерами уроков "ПроеКТОрия" становятся ведущие эксперты и лидеры индустрий, лучшие педагоги страны и школьники, мотивированные для решения актуальных вопросов в области профессиональной ориентации и самоопределения.
Уроки "ПроеКТОрия" нацелены на знакомство обучающихся с передовыми индустриями и перспективными профессиями, достижениями отечественной науки и экономики.
Общее число участников уроков "ПроеКТОрия": 2019 год - 22 400 человек, 2020 год - 27 200 человек, планы 2021 года - 21 400 человек.
В рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" в республике функционирует Детский Технопарк Кванториум "Сампо", в мероприятиях которого принимают участие более 4300 обучающихся (800 обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам технической направленности, 3500 участников мероприятий по техническому творчеству).
Также в Республике Карелия с 2019 года в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" организуется реализация проекта "Билет в будущее" (в 2020 году реализация не предусмотрена).
Проект "Билет в будущее" реализуется с использованием интернет платформы, на которой ребенок может пройти онлайн диагностику в виде тестов (60 тестов) и интерактивных игр, помогающих определить профессиональные интересы и склонности, оценить осведомленность о мире профессий, выявить свои сильные стороны и зоны развития.
Все тесты разработаны на основе доказанных научных теорий в области психологии и профориентации, опираются на труды отечественных и зарубежных ученых и прошли предварительную апробацию. Результаты тестирования ребенка доступны родителям в их личном кабинете. Второй этап - практические занятия, состоящие из мастер-классов, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией, и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности.
Мероприятия могут быть разного уровня сложности и длительности, проводится очно и в онлайн-формате. при этом доступны каждому ребенку без предварительной подготовки и специальных знаний. Родители согласовывают участие ребенка в мероприятии. По итогу прохождения онлайн диагностики и практической части ребенок получает рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории. Результаты онлайн-диагностики появляются в личном кабинете сразу после прохождения, рекомендации о дальнейших шагах - после прохождения профессиональных проб (предложения по выбору дополнительных общеобразовательных программ, участию в олимпиадах; выбор профессиональных образовательных организаций и курсов подготовки; описание карьерных траекторий и т.д.).
В 2019 году в мероприятиях данного проекта приняли участие 60 обучающихся ГБОУ РК "Карельский кадетский корпус имени Александра Невского" и ГБОУ РК "Специализированная школа искусств", в 2021 году планируется - 2 389 человек.
В 2020 году в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" на базе муниципальных школ республики созданы Центры образования "Точка роста", оснащенные современным технологическим оборудованием (интерактивные доски. 3D-принтеры с расходными материалами, шлемы виртуальной реальности, квадрокоптеры и конструкторы, планшеты, фотоаппараты и др.).
Дети имеют возможность осваивать как основные, так и дополнительные образовательные программы самой различной направленности: конструирование, шахматы, видео- и фотосъемка, полеты на беспилотниках, оказание первой медицинской помощи.
С помощью "Точки роста" ребенок познает большой спектр профессий и имеет возможность попробовать себя в той или иной сфере и получает рекомендации по профессиональному самоопределению.
VII. Основные направления реализации Концепции
1. Нормативное правовое, организационно-управленческое обеспечение и социальное партнерство.
Цель - создание единой системы сопровождения профессионального самоопределения для всех уровней образования, обладающей признаками непрерывности и преемственности.
Основные задачи
- разработка и совершенствование нормативного правового обеспечения в целевой сфере на всех уровнях управления;
- обеспечение равных возможностей при получении профориентационной услуги (независимо от места проживания, типа школы и т.д.);
- разработка, апробация и внедрение институциональных форм, моделей и механизмов согласования кадровой и молодежной политики межведомственного взаимодействия, многостороннего социального партнерства в решении профориентационных задач;
- формирование комплексных региональных и муниципальных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения; разработка соответствующих пакетов документов регионального, муниципального и локального уровней;
- разработка и внедрение критериев, показателей и технологии управленческого мониторинга результативности процессов сопровождения профессионального самоопределения на региональном, муниципальном, локальном уровнях.
2. Создание многоуровневой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы профессионального самоопределения обучающихся.
Цель - проектирование институциональных форматов, обеспечивающих оптимальную концентрацию профориентационных ресурсов общего пользования в территориях.
Основные задали:
- изучение опыта и определение условий эффективности деятельности специализированных организаций различного типа (в т.ч. негосударственных), оказывающих услуги в целевой области;
- разработка и внедрение механизмов интеграции негосударственных профориентационных организаций в региональные системы сопровождения профессионального самоопределения;
- формирование и развитие единой межрегиональной информационной (информационно-методической) базы по всем аспектам сопровождения профессионального самоопределения;
3. Научное, программное и учебно-методическое обеспечение.
Цель - обеспечение сопровождения профессионального самоопределения на всех уровнях на необходимом уровне качества и социально-педагогической эффективности.
Основные задачи:
- разработка рекомендаций по реализации целостной стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в регионе;
- уточнение путей и способов включения профориентационных аспектов в содержание общего образования в условиях, действующих ФГОС ОО:
- разработка системы требований к профессиональной ориентации содержания общего и профессионального образования (по всем уровням), и на этой основе - создание моделей экспертизы образовательных программ, учебников, электронных образовательных ресурсов;
- разработка комплексных и локальных моделей, программ и методик психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в образовательных организациях различного типа, основанных на современных научных подходах и отвечающих актуальным требованиям к результатам профориентационной деятельности;
- разработка содержания и методического обеспечения практико-ориентированного компонента сопровождения профессионального самоопределения (ориентационные практико-ориентированные проекты, профессиональные пробы, профориентационные мастер-классы и др.);
- формирование системы поддержки инженерно-технического творчества молодежи, обучающейся в образовательных организациях различных типов;
- формирование системы "образовательного хэнд-хантиннга" ("hand-hunting") - системы поиска, отбора и поддержки детей с высокими мануальными (прикладными, в т.ч. техническими) способностями на всех ступенях общего и профессионального образования;
- поиск и отбор лучших практик, обеспечивающих сопровождение профессионального самоопределения на всех этапах работы с детьми и молодежью в системе непрерывного образования и на этой основе создание единой технологии профориентационной работы, предусматривающей несколько уровней глубины и сложности и соответствующих научно-методических рекомендаций;
- разработка подходов и методик работы по сопровождению профессионального самоопределения особых категорий обучающихся (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети сироты);
- разработка и апробация подходов к формированию и развитию предпринимательских компетенций обучающихся в системе непрерывного образования.
4. Кадровое обеспечение.
Цель - создание условий для введения в перспективе должности с
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.